Июньское чтение (читателям-слушателям 9 и 11 лет)
дневник читателяЛетом, не смотря на пришкольный лагерь, долгие прогулки, велосипеды, самокаты, времени на чтение стало больше. Кроме того, младшего сына подгоняет и довольно объемный школьный список летнего чтения, поэтому стопочка прочитанного в этом месяце получилась не маленькая:
Начну с книг, которые я читала вслух.
Э. Портер "Просто Давид".
Кто-то из девочек тут писал, что книга своего рода "Поллианна", только про мальчика. Теперь, прочитав её, я это подтверждаю. Только Поллиана искала во всем вокруг радость, а Давид искал вокруг красоту и пытался выразить её в своей музыке. Это история про мальчика, которого с детских лет отец воспитывал вдали от людей, в одиноком домике в горах. Но когда отец сильно заболел, он решил отвести сына "к друзьям". Однако, дойти они не успели - отец умер в одной из деревушек, а странного, одинокого, никому не известного мальчика приютила семья фермеров. Своим необычным взглядом на обычные, на первый взгляд, вещи, Давид сумел завоевать сердца жителей деревушки и даже, сам того не подозревая, помог воссоединиться двум любящим друг друга сердцам. В конце книги раскрывается и тайна Давида и его отца. Мне книга понравилась, но дети мои оценили бы её на 4.
И вторая книга, которую мы читали вслух - О. Гурьян "Повесть о верной Аниске".
Действие происходит во времена правления Ярослава Мудрого. Дочь князя, Анна Ярославна, со своей компаньонкой - бедной девочкой Аниской, едут во Францию, к будущему жениху Анны. По пути их подстерегает заговор и обман. Аниска, пытаясь спасти княжну, проходит через множество опасностей и лишений. Однако Анна Ярославна не только капризна и своенравна, но, увы, ещё и неблагодарна. И, хотя в конце всё хорошо - все живы и зло повержено, Аниска, разочаровавшись в княжне, уезжает домой. Как сказал после прочтения Филипп "как-то рустно всё закончилось - все перессорились". Мне книга понравилась, читается как такая своеобразная историческая сказка. Иллюстрации Ф. Лемкуля, к сожалению, цветные только на обложке и форзацах, в тексте - черно-белые:
Дальше книги, которые читал Давид:
В. Акентьев, Ю. Лобачев "Остров тайн"
Очень необычная книга. В аннотации написано, что для среднего и старшего школьного возраста. И это верно - раньше её читать будет неинтересно, даже Давиду, в его неполные 12, на мой взгляд ещё рано. И вот почему. Само повествование вполне интересно и 10-тилетке - трое 14-летних подростков знакомятся с капитаном Мореходовым и отправляются с ним в плавание на поиски таинственного острова. Одновремено на поиски этого острова отправляются злодеи-враги из капиталистического мира (действие происходит в советские времена). В итоге остров найден, и он полон тайн и загадок. Вообще вся книга полна загадок, в прямом смысле слова - ребусы, головоломки, шифровки наполняют книгу и вплетаются в нить повествования. Например, чтобы познакомиться с капитаном, ребятам приходится пройти целый квест, разгадывая загадки. Вот парочка из самых первых:
Разгадали что тут написано? Я да, а вот Давид - нет. Поэтому книгу нужно читать или в более старшем возрасте, или со взрослым, который направит мысль в нужное русло. Но и взрослый не всегда может помочь - я смогла разгадать не все головоломки. Например, эта шифровка не поддалась ни мне, ни мужу:
Судя по тексту под ней - ключ к шифру в подписи, но, видимо я не настолько умна, как "внимательный почтовый чиновник") Ещё одна сложность книги - по тексту у героев возникают различные вопросы, хорошенько подумав, они находят на их ответы, но...эти ответы не написаны! Т.е. написано просто "хорошо подумав, ребята догадались в чем тут дело". А в чем же? Видимо предлагается читателю найти ответ самому. Правда, есть небольшие картинки - подсказки. Например, когда ребята пытались понять почему на болоте, где воды более чем достаточно, многие растения страдают от недостатка влаги, нам подсказывает такой рисунок:
Из рисунка становится ясно, что в связи с тем, что болото сплошь покрыто мхом сфагнумом, солнечные лучи не проникают в воду и она остается холодной. А, как известно из курса ботаники, холодную воду корни растений практически не впитывают, т.е. растения страдают от засухи на болоте! Конечно, чтобы прийти к подобным умозаключениям, читатель должен обладать определенным багажом знаний, поэтому книга не для малышей. А теперь - главный недостаток книги: в конце книги ответов НЕТ! Ни на головоломки, ни на вопросы. Поэтому некоторые вопросы даже для меня остались без ответа, а шифровки и ребусы остались не разгаданными, увы.
Иллюстрации черно-белые, приятные, нарисованы самими авторами, очень немногочисленны. Например:
Правда на этой картинке я бы дала ребятам лет по 18, а не по 14.
М. Самарский "Формула добра".
Это вторая часть цикла книг про собаку-поводыря Трисона. Сын очень впечатлился фактом, что Михаил написал свою первую книгу в 13 лет. Теперь ему 23, а книг вышло уже много. Давид с удовольствием прочел вторую часть, нашел Самарского в ВК, добавился к нему в друзья и потребовал купить ему все книги из цикла про эту собаку. Я, конечно обрадовалась такому желанию ребенка читать, и заказала ещё 4 части, они уже в пути, скоро к нам приедут. Я сама читала только первую часть, толком уже не помню подробностей, поэтому с удовольствием перечитаю и прочту остальные части после сына. Иллюстраций нет, только одинаковые рамочки на всех страницах:
Тургенев "Бежин луг" - это по списку из школы. Если честно, не помню, чтобы мы читали в школе это произведение. Я люблю Тургенева, поэтому и сама прочла. Честно говоря, не совсем поняла, почему для школьного чтения выбрали именно этот рассказ. Потому что про детей?.. Рассказ интересный - байки и страшилки, которые рассказывали друг другу мальчишки в ночном. Не понравился конец - автор как бы между прочим сообщает читателю, что один из мальчиков, как раз тот, который в течение рассказа вызывает у читателя бОльшую симпатию, через некоторое время погиб. Как-то не вызывает у меня желания перечитать в будущем...
Книги из серии "Пятая четверть" пришлись моим детям по душе и я прикупила ещё две книги из серии.
"Ты приходи к нам, приходи!"-забавная повесть о мальчике, страдающем от одиночества на даче, который всеми правдами и неправдами участвовал в жизни пионерского лагеря.
Дальше две книги, которые читали оба сына, по очереди:
Эту повесть Филиппу задали на летнее чтение, она более серьезная, чем предыдущая, мне показалась более интересной. Но иллюстрации!.. Это нечто!.. (кстати, художники в книгах серии разные). Вы уже по картинке на обложке можете увидеть, как художник (В. Коркин) изображал людей. Но я покажу одну, особенную. Мои дети назвали её "зомби на катке"))) И мне кажется, заслуженно:
В общем, текст понравился, рисунки - нет.
"Приключения черной руки" Г.Ю.Пресс. Это вторая книга серии в нашей библиотеке, первая - "По горячим следам".
На мой взгляд, эта книга попроще, чем "По горячим следам", подойдет лет с 6-ти, если чуть-чуть подсказывать ребенку в сложных случаях. Мне понравилось, что тут не отдельные детективные загадки, а связные истории (4 расследования), и ответы не нужно искать в конце книги - они есть сразу же в следующей главе.
Ну, а дальше - чтение Филиппа по школьному списку. Произведения всем хорошо знакомые:
Баранкин (люблю эту серию - не дорогая, и вполне симпатичная)
"Аленький цветочек" из сборника:
Мамин-Сибиряк:
У нас старенькая букинистика, мне нравятся в ней иллюстрации и то, что сказки в нем (кроме Храброго зайца) не очень распространенные, например "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу" и "Сказка про Воронушку - черную головушку и желтую птичку Канарейку".
"Каштанка" со Спириным:
Из этого сборника читал только "Золотой линь", но, думаю, и остальные со временем прочтем:
"Васю Куролесова" читали вне списка, но всё равно в читательский дневник записали:
Эта книга и у старшего вызывает интерес- уже не раз перечитывал её, радуюсь, что когда-то она мне попалась в Фикспрайсе по смешной цене))
Вот такими книгами ознаменовался первый месяц лета)