Мы шли под грохот канонады
отзывыКнига прочитана аккурат накануне 22 июня. Она оставила смешанные чувства. Она не стала любимой. Вряд ли я буду ее перечитывать. Ниже будет более подробно и со спойлерами (уж простите меня).
Отзывы на Лабиринте сплошь положительные. Кроме того, в Википедии указано: «Повесть «Мы шли под грохот канонады» (1978), посвящённая блокадникам, была переведена на японский язык и под названием «900 дней в осаде» на XXIX Всеяпонском конкурсе читательского мнения была признана лучшей книгой года, рекомендована для включения в школьную программу по литературе». Сам писатель Юрий Иванов родился в Ленинграде в 1928 году, пережил блокаду, поэтому знает об этих страшных событиях непонаслышке. Все это очень давлеет нам моим мнением, ведь книга о войне, написанная бывшим блокадником, просто не может, не должна не понравиться! Поэтому я склонна думать, что, может, я чего-то не увидела, не поняла, книга не «попала» в настроение, это просто оказалась не моя книга…
Повествование состоит из 3 частей, каждая начинается короткой главой в настоящем на момент романа времени, а потом идут воспоминания главного героя (примерно 30-летней давности). Володя Волков учится в седьмом классе одной из ленинградских школ. Как у любого подростка, у Володи есть друзья (Жека и Жорик), есть и враги (Герка, Колька и Шурик). «Жека - друг на всю жизнь. В первом классе они познакомились, до прошлого года за одной партой сидели. А Лена сидела с Ирой Неустроевой, а потом Лена говорит: «Вов, давай я к тебе сяду? Ира просит, чтобы Жека - к ней…» Вот такие дела…» А потом в класс весной приходит новая девочка Нина… И вот в разгар их разборок, зарождения первой юношеской любви врывается война… Каждый из этих ребят выберет свой путь, их дороги будут пересекаться и расходиться:
Володю война застигнет в небольшой деревеньке, и он лицом к лицу встретится с оккупантами, а позже будет помогать спасти животных ленинградского зоопарка;
Нина эвакуируется с артистами цирка;
Герка как самый сильный, ловкий и храбрый отправится в ленинградском ополчении на передовую, чтобы с автоматом в руках защищать родной город;
Лена будет работать медсестрой в госпитале;
Жорик, благодаря умению сочинять стихи и опыту работы в коллегии стенгазеты устроится в редакцию настоящей газеты;
Ира пройдет обучение и станет зенитчицей, чтобы сбивать самолеты фашистов;
Колька, как отличник по взрывчатым веществам, в составе саперов будет обезвреживать упавшие, но не разорвавшиеся бомбы;
А Жека будет мечтать о далеких морских путешествиях и суровой жизни на корабле, будет ждать возвращения из рейса отца…
Казалось бы, большое количество героев-подростков, неисчерпаемая страшная тема войны и блокады вкупе с автором - участником событий - что может пойти не так? Оказывается, лично в моем случае может.
Ровность повествования. Первые страниц 25 я продиралась с трудом - много героев, которых называли в тексте то по фамилиям, то по именам, и мне было сложно соотнести эти имена и фамилии, чтобы уяснить, кто есть кто. После того, как разобралась и «втянулась», стала удивляться ровности и отсутствию переживательных моментов в романе. События описываются как-то суховато, отстраненно, без надрыва - читала без затаенного дыхания и нервно расширяющихся глаз. Единственные 2 момента могу выделить:
1. Когда немцы заставили Володьку мыть кузов машины: «Володя взобрался в кузов и отпрянул: все дно его было в красноватой грязи, к стейке кузова прилипла прядь окровавленных волос. В углу - россыпь гильз.
Испачканные глиной лопаты под скамьей. И кровавые отпечатки чьих-то рук на грязных черенках. Значит… убивали, а потом закапывали?.. Превозмогая тошноту, подступившую к горлу, Володя вылил ведро в кузов и начал метлой выгребать грязь. Вот чем занимаются «славные ребята». Вот тогда, действительно, внутри похолодело и тело прямо физически сковало страхом!
2. Отец Герки несколько лет назад уехал на заработки, иногда посылал им с матерью деньги, но по сути ушел из семьи, загулял. И вот весной 1941 года блудный отец вернулся… Мать застенчиво радуется и заискивающе заглядывает в лицо сына: «Может, простим?». А Герка против, против по какой-то своей внутренней мужской убежденности, хотя, конечно, отца жаль, и расти с отцом в советское время «престижнее». В итоге отец покорно уходит. И вот на передовой, в первом своем бою Герка совершенно неожиданно оказывается с родным отцом в одном окопе! Только он и отец! А против них танки! И только 2 часа! Не обниманий, причитаний, слез и слов прощения, а два часа борьбы на пределе возможностей!
Зоопарк. После прочтения я, конечно, тут же полезла в компьютер - хвала интернету! И нашла, чему повозмущаться))) Ленинградский зоопарк, действительно, пережил блокаду, но официальные сведения несколько разнятся с описанием в книге, что ни могло ни огорчить. «В самом Ленинграде еще до начала бомбежек люди были вынуждены застрелить оставшихся крупных хищников». В книге об этом ни слова, только то, что наиболее ценных животных пришлось эвакуировать, а остальные остались в Ленинграде. Нет в книге и о разбежавшихся после бомбежки мартышках, которых пришлось искать по городу; нет информации о рождении детеныша о гамадрила, которого пришлось выкармливать человеческим молоком; нет о военизированной охране, которая охраняла зверей от обезумевших от голода людей; в интернете указано, что весной 1942 года посетителям зоопарка были представлены 162 животных - в книге все куда как скромнее!
Но! На страницах книги упоминаются реально существовавшие животные: слониха Бетти
Бегетомиха Красавица и ее ангел-хранитель Евдокия Ивановна:
Разнообразие разнообразия. У меня возникло чувство, что автор напихал в сюжет все, что только можно! Тут и отношения фашистов с жителями оккупированных деревень, и деятельность партизанских отрядов, и празднование Нового 1942 года, и зоопарк. А еще обычные семьи, семьи без матери, семьи с загулявшим отцом; поимка диверсанта, учеба в подвалах, Сытный рынок, против воли возникшая симпатия между советской медсестрой и раненым немцем, неожиданная встреча бывших солдат советской и немецкой армий… И еще много-много всего)))
Герои. При всем обилии героев более-менее объемным стал для меня только Герка (тот, который встретился с родным отцом в окопе). Все остальные - какие-то невнятные, безликие, вызывающие недоумение персонажи.
Колька - проявляет интерес к взрывчатым веществам. Жорик - серьезный, начитанный тихоня, любит сочинять стихи. Жека - мечтает о кораблях и плаваниях. Шурик лебезил перед более сильным Геркой, а позже стал уверенным в себе карточным шулером. Ира, Нина, Лена - вообще какой-то один женский образ, отличаются только обстоятельствами и мальчиком, который нравится. Любая из них могла бы быть на месте другой. Володя не стал для меня Главный Героем, в отличие от Витьки, который с Чапаевской улицы) Честный, храбрый, сильный, но какой-то… неживой. Он не вызывает эмоций, ему не сочувствуешь. Конечно, это не так, но при прочтении складывается ощущение, что ему все дается очень легко, прям робот какой-то! И воду сам для зоопарка флягами с реки таскает, и постоянно ходит по городу на большие расстояния, и все ему как-то на выручку в нужный момент приходят, и пробраться в тыл врага, отыскать спрятанное оружие - вообще как по маслу! Легко, просто, быстро! Еще задел в книге один момент - Володя обнаруживает друга мертвым. И он не забирает его хорошее одеяло, которое друг при жизни ему «завещал», и которым можно ему, живому, согреться или обменять на еду, не ищет в квартире неиспользованные карточки, потому что просто не может так поступить. Но тут же у случайно встреченной женщины, которая, выбиваясь из сил, тащит на санях тело мертвого человека на кладбище, он буквально вымогает санки и еду за то, что дотащит страшный груз сам. И женщина не может отказаться - в противном случае она просто упадет от усталости замертво с этими санями! И Володя не задумался - последний ли кусок еды отдает ему женщина? Да, жизнь ставит свои жестокие условия, но вот ведь буквально пару страниц назад был вариант с одеялом! В общем, героями не прониклась, ни восхищения, ни жалости(
Теперь конкретно к поворотам сюжета.
Стр.198 - «…До зоопарка добрались поздно вечером. Пока с помощью Софьи Петровны рубили и пилили конину зверям, наступила ночь. И Ник запретил им идти домой, мало ли что может случиться? Погрузив добычу на сани, повернули к окопам». Поясняю: герои ходили на передовую, нашли и разделали мертвую лошадь и привезли в зоопарк зверям. К чему эта строчка :"
Погрузив добычу на сани, повернули к окопам"? Опять к окопам? Они только что оттуда)) По логике она должна стоять выше всего этого куска текста.Стр.251 - Володя собирается на санях отвезти труп человека, замотанный белой простыней, на кладбище. «Они вдвоем с Иришкой потянули сани, те со скрипом выкатились на тропку, женщина вскрикнула, пошла рядом, а потом вдруг упала, обняла моряка». Какого моряка? Женщина обняла мертвого человека, труп, да сверток, в конце концов, но никакого моряка не было! И только через пару абзацев женщина сообщает, что умерший человек был моряком…
Стр.347 - Володя перечисляет всех, кого забрала война. И в этом списке - Лена! Когда мы успели ее похоронить? Перелистываю назад - вот госпиталь под бомбежкой, она жива… Чувствуешь себя обманутой(
350 страниц текста. Повествование заканчивается не весной 1942, а спустя почти 30 лет, но автор даже в коротком абзаце не обозначил судьбы бывших школьников и других значимых персонажей, оставив после романа много вопросов. Что с ними стало? Кто выжил? Кто погиб? А что случилось с девочкой Иришкой, которая отправилась в эвакуацию? Встретилась ли она еще когда-нибудь с Володей? Прошло много времени, зачем что-то утаивать? Автор уделяет время на описание собаки Митьки, которая вообще не имеет никакого значения, но не пишет, что же случилось с ребятами. Володя находит раковину для Нины - она стала его женой? Или просто другом? А может, он просто выполняет обещание для уже умершего человека? (после Лены я не удивлюсь)
Иллюстрации - реалистичные, черно-белые, но их совсем немного (все на фото). Из-за них и была куплена незнакомая ранее книга. Но почему-то на иллюстрациях Володя не претерпел особых изменений)
Вот как-то так))) Читать не отговариваю, что вы! Но и не скажу, что книга обязательная, на мой взгляд, конечно)