"Следы" Евгения Басова
подросткамТяжелая, неоднозначная, но очень сильная и очень женская книга...
Почему-то в этот раз я сначала прочитала книгу, а потом пошла в Лабиринт смотреть отзывы. И увидела, что они очень сильно разные. От безмерных восторгов до полного неприятия. Люблю, когда так. Когда книга вызывает настолько разные чувства. Потому что это значит, что книга зацепила. И тех, кому понравилось, и тех, кто ее отверг.
Мне произведение понравилось. Не скажу, что прямо в дичайшем восторге, как некоторые рецензенты, которые пишут, что всё, больше можно ничего не читать, поскольку лучшая в этом году книга уже прочитана. Но я уверена, что в мой топ-10 этого года она точно войдет( хотя уже точно не под №1) и что я ее еще буду перечитывать.
Теперь хочу сказать, ассоциации с какими произведениями она у меня вызвала. Во-первых, это повести Ирины Велембовской: "Женщины", "За каменной стеной" и другие. Они тоже очень женские, и женские судьбы в них очень нелегкие. Во-вторых, книга Елены Чижовой "Время женщин". Тут без комментариев, поскольку уж эта книга однозначно не в формате сообщества.
И, собственно, о самом произведении. Это роман. Однозначно роман, поскольку здесь охватывается огромный отрезок от дореволюционного времени до начала 80-х годов 20 века, причем жизнь и судьба героев непосредственно связана с историческими реалиями. Здесь перед нами проходят судьбы женщин из села Тыша, судя по всему, где-то на западе России, поскольку говорят здесь на смеси русского, украинского, польского, молдавского и неизвестно еще какого языка.
Девочка Ирка, выросшая в Тыше, через призму восприятия которой мы начинаем знакомство с событиями и героями книги.
Девочка непохожая, диковатая, предпочитающая общество жуков или одиночество общению с людьми. Для нее постепенно открывается понимание того, что мир большой, что в нем много всего, и хорошего, и плохого. Она учится существовать в этом мире,а постепенно находит себя - в рисовании.
Её бабушки - родная, Наталья, и двоюродная, Мавка. Когда-то они были "барышнями", родившимися в Париже, свободно говорящими по-немецки и по-французски, получившими прекрасное образование. А потом, после революции, после ареста и смерти родителей, научившиеся жить совсем по-другому. Их жизнь, в которой только "знай, тупай!"(то есть работай, делай что-то постоянно) - несчастная? Да нет, нормальная. А как иначе?
Наталья, согрешившая с сапожником и выгнанная за это отцом из дома. Нарожавшая кучу детей. Везущая на себе огромное хозяйство. Где-то грубоватая, где-то несправедливая к младшей сестре Мавке. Сумевшая во время немецкой оккупации спасти еврейскую девочку Милу, выдав ее за свою дочь...
Мавка(Мария), вынужденная жить при старшей сестре приживалкой, девкой-вековухой. Самый трагичный и самый светлый образ в книге. Женщина, умеющая делать потрясающие вышивки, которые ценятся и за рубежом, но совершенно не осознающая меру своего таланта. Ей бы только спрятаться(как Ирке) - и вышивать-вышивать-вышивать...Но это невозможно. Ведь надо бесконечно "тупать", выполнять распоряжения сестры, ухаживать за детьми. Даже в мимолетном женском счастье Мавке было отказано. Богдан, единственный любивший ее мужчина, был повешен как партизан. А Мавка - эта чистая, безгрешная и странная Мавка - отдана на заклание, в любовницы полицаю Кихору. Чтобы жила маленькая Мила, тайну которой он знал...
Соседка Онисья, вечно завидующая сестрам -"барышням". Добровольно устроившаяся мыть полы у немцев, чтобы хоть как-то самоутвердиться. Женщина, из-за злого и завистливого языка которой был арестован и повешен Богдан и бабка Устинья, местная повитуха и ворожея, проклянувшая Онисью перед смертью. Онисья, благодаря которой Кихор и узнал, что Мила - неродная дочь Натальи. Онисья, искренне не понимающая, почему теперь ее сторонятся люди в селе, почему и от ее внучки теперь шарахаются, как от прокаженной...
Эти следы, тянущиеся из дореволюционного еще времени, тропинка из следов военного времени - все они ведут в наше время. По ним ходят дети и внуки героев, даже не понимая этого. Следы памяти. Следы поступков. Следы, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую жизнь...
Книга берет за душу. Потому что в книге есть душа.
Теперь о возрастном цензе. Стоит 12+. Категорически не согласна. Помимо сцен пыток и казни( чем, в общем-то, детей не удивишь), имеется сцена родов, подпольные аборты и достаточно жесткая сцена изнасилования. Думаю, ценз надо повышать. До 16+.