Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Детские книги

ЗАПИСЬ

ЛАНА 10 марта, 07:39 , Париж ···

Как мы учим русский язык

Букварей классических у нас не было. Читать как-то сама научилась дочь. Не то, чтобы я с ней не занималась, но это точно были не буквари.

Более всего свой вклад, думаю, внесли объемные буквы. Она с ними играла, как с конструктором, ну и выкладывала всякие словечки. У нас были такого плана. Я покупала сразу два набора, чтобы любое слово можно было сложить.


Ещё очень рекомендую слоговое лото.

И чтение. Я ей читала ежедневно, она тоже какое-нибудь слово прочтёт. Потом название книги, главы, потом первое предложение, первый абзац... как-то так неторопливо и без напряга. И без спец пособий.

Ну, дочь подросла. Надо брать учебники в руки.
Поскольку в школу она ходит во французскую, а русский я считаю обязательным для неё, я взялась за изучения учебников с целью с ней заниматься по ним самой.

Когда я стала изучать современные пособия по русскому языку, я, честно, прифигела была поражена: насколько перегружено разной терминологией. "Подчеркните орфограммы" - я и термина такого раньше не слышала.
Особенно меня удручило количество фонетики. Решила, что на такие разборы у нас и времени не будет. И что тогда? Останемся неучами?

Но чем больше я углублялась в тему, тем больше меня ожидало открытий.

Оказывается, раньше детей всем этим слогам слияния и йотированным гласным не учили вовсе. Или во всяком случае не в первом классе.

В общем, выбор мой пал на учебник Костина 1953 года выпуска.



Здесь нет абсолютно никакой транскрипции, фонетического разбора, схем "синий-зеленый-красный квадратики" (которые, я помню, в моем детстве мы уже делали)

При этом мягкие-твёрдые согласные тоже изучаются. Но акцент сделан не на фонетику, а на орфографию! Темы так и озаглавлены: СЛОВА С БУКВОЙ Я, СЛОВА С БУКВАМИ Е И Ё и т.д. МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СЛОВА, МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.

Изучаются не имена собственные, а БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ И ФАМИЛИЯХ, БОЛЬШАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ.

Нет такого : "звуки / ж/ и /ш/ это непарные твёрдые шипящие согласные звуки" (из учебника Городецкого), а просто СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ.

Т.е. всё очень упрощено в плане теории.

По объему материала даётся меньше : не изучают ещё, например, проверку безударных гласных и согласных на конце слова.

Может, это и хорошо? Не знаю, насколько современный школьник успевает усвоить такой объём, который даётся "галопом по европам" в сегодняшних программах.

По содержанию учебник вполне нейтральный. Это для тех, кто боится советских текстов. Ленина встретила однажды на стр. 30, пионеров на стр. 40)
А так те же самые словарные слова: воробей, карандаш... есть , правда, чернильница)






Одним учебником мы не ограничиваемся.

Стараюсь игровой момент вводить в занятия. Например, прописи у нас идут без энтузиазма. Прошу записывать "школьными" буквами решения занимательных заданий (а игры со словами дочь очень любит), имена персонажей любимых книг.




Купила книги Татьяны Рик. Дочке нравится. Здесь как раз теория, но в увлекательной форме.





Радио няня. Это больше на вырост, но читали уже кое-что.



Вот такие книги с заданиями.



Ребусы, кроссворды, филворды у нас на ура идут.




Очень дельная книга.


Отработка словарных слов.




Книги А. Шибаева ещё любим.

вот такой у нас лайт вариант уроков русского)

1

КОММЕНТАРИИ

Катерина M 18 марта, 13:31 , Нижний Новгород
                                    

Для участия в розыгрыше сертификатов Лабиринта Ваш номер - №33

Удачи!

Ответить
Inna 12 марта, 04:35 , Цинциннати
                                    

Копирую себе)) мне очень актуально)

Ответить
Мам-Юля 11 марта, 12:12
                                    

Ничего себе лайт-версия! Много разных пособий, отобранных с усердием. Буду изучать. Может, нам что-то тоже обязательно надо. А ребусы сложные какие: эти к-р-а со стрелочками в жизни бы не догадалась.

Ответить
ЛАНА 11 марта, 13:01 , Париж
                                    

Книга о ребусах начинается с самых простых. Занимательный русский сфоткала, но там много заданийна фонетику, которую я так не люблю)

Ответить
Анастасия Яркина 10 марта, 17:32 , Бийск
                                    

Нам хоть и рано, но обзор прочитала, интересно)

У нас сейчас буквы-магниты (весь холодильник увешан), дочь просит составлять слова, по буквам если называть, то ищет сама. Так ненавязчиво мы уже почти все буквы выучили.

И недавно у нас появился плакат с алфавитом, тоже дочь в восторге))


Ответить
Лика 10 марта, 16:36 , Геттинген
                                    

Спасибо большое за обзор! Так далеко я ещё не заглядываю, буквы бы выучить... ((

Но если решим, что ребёнок должен по-русски писать, ваш обзор пригодится наверняка. Пока же просто рада, что у нас в школе всё сильно проще...

Ответить
ЛАНА 10 марта, 16:54 , Париж
                                    

меня в этом плане фр школа тоже радует) их в первом классе просто научили читать.

Ответить
Ольга 10 марта, 15:08 , Тула
                                    

Спасибо за обзор! Вы молодец. Часть пособий утащила в закладки. Вдруг пригодятся ))

Но остаюсь при своем мнении по поводу того, что старые учебники нужно адаптировать. Оставлять систему, да вообще всё основное оставлять. Но то, что изменилось к сегодняшнему дню - менять. Нет у нас никаких полугласных. И итти через 2 т - недопустимо.

И не могу я понять, чем всем не угодили красные-синие-зеленые квадратики в обозначении гласных - согласных? Мне кажется, это не путает ребенка, а дает дополнительную опору, причем опору на зрительное восприятие, которое у подавляющего большинства детей сейчас развито в разы лучше слухового.

Ответить
ЛАНА 10 марта, 15:58 , Париж
                                    

именно из-за зрительной памяти я считаю транскрипцию недопустимой в начальной школе. Пусть учат КОРОВА, а не /КАРОВА/.

Ответить
ЛАНА 10 марта, 15:24 , Париж
                                    

Если б одни квадратики.. я ниже примеры приводила транскрипции вместо орфографии нормальной в учебнике.

Ответить
Ольга 10 марта, 15:28 , Тула
                                    

Это да, беда. Слава богу, мои дети не учились по таким идиотским учебникам

Ответить
                                Комментарий удален                            
Ольга 10 марта, 16:01 , Тула
                                    

Оххх... Это сложный вопрос. С одной стороны, конечно, для маленьких это сложно. А с другой, дети должны уже понимать, что слово не всегда пишется так, как произносится. Другое дело, что нельзя показывать детям написанное в транскрипции слово, чтобы они его "перевели" (как раз Ваш пример с Городецким)). А вот самим сделать транскрипцию слова - почему нет? Не в первом классе, конечно. И не сложные слова.

Ответить
ЛАНА 10 марта, 16:10 , Париж
                                    

так я про первый класс) у нас в классе 5 был разбор звуко-буквенный. И никогда мы не писали транскрипцию строкой, а в столбик : буква, затем звук.

Ответить
Ольга 10 марта, 16:16 , Тула
                                    

Да, и сейчас пишут так же. Мои дети учились в началке по программе "Школа России", сейчас учебник по русскому у дочки Ладыженской, сын тоже по нему учился. И там всё так, как было у нас.

Ответить
Ольга 10 марта, 16:22 , Тула
                                    

Что в каком классе? Дочка учится в 7))) А фонетический разбор не помню, то ли со 2, то ли с 3 класса. Но там совсем элементарщина, слова из 4 букв.

Ответить
ЛАНА 10 марта, 15:23 , Париж
                                    
Да кто б адаптировал... кто ж против
Нет там итти, это в книгах нам встречалось.

Ответить
Ольга 10 марта, 15:30 , Тула
                                    

Знаете, я вот не устаю рекомендовать всем учебники для начальной школы 8 вида ( для умственно отсталых детей). Идеально для подготовки к школе. Четко, логично. И нет устаревших данных...

Ответить
Ольга 10 марта, 16:08 , Тула
                                    

Ну вот, например, математика. Это для первого класса, для детей с нормальным интеллектом в 5 лет - самое то. Рабочая тетрадь еще к ней есть. Во втором классе, если не ошибаюсь, они только второй десяток берут, поэтому для 6-леток с нормальным интеллектом - учебник для 2 класса пойдет.

Про Букварь Аксёновой Даша писала, что мальчика своего по нему читать научила.

Вообще в коррекционной педагогике много всякого полезного можно нарыть. Только делать поправку на возраст. То есть ориентироваться, что нормально развивающийся ребенок на 1-2-3 года опережает в развитии умственно отсталого.

Ответить
Val 10 марта, 14:53 , Нюрнберг
                                    
Какой красивый почерк! Очень аккуратно и ровненько!
...Учебник, конечно, устарел: перенос/деление на слоги: па-рта, й-согласный... Хотя у меня тоже в отложенных лежит. У нас тут русский в одном русском центре по спец. учебникам для билингвов, а в другом - учительница свои какие-то методики применяет. Я не решила ещё, куда потом податься) Скорее, поначалу сама, учебник русского 80-х есть, ещё современные приобрету, например: Андриановой, хотя он простоват и рассчитан на 4-летнюю нач. школу.

Ответить
Ольга 10 марта, 15:09 , Тула
                                    

Пар-та там правильно перенесена))

Ответить
Val 10 марта, 15:17 , Нюрнберг
                                    
В 90-е на филфаке: слог всегда оканчивается на гласный, с исключениями на ь, й и односложных, и соответственно перенос тоже на гласный. Диктанты у нас был отдельный предмет, и другой перенос считался за ошибку.
Может, сейчас опять правила поменяли и вернули их к 80-м, где этот вариант был бы правильным.
Ответить
Ольга 10 марта, 15:26 , Тула
                                    

Если есть сочетание согласных сонорный + парный согласный, слогораздел проходит посередине.Именно в 90-е и именно на филфаке))) на слоги делили по возрастающей звучности: 1-глухой, 2-звонкий, 3-сонорный, 4-гласный. Слог не может начинаться с сонорного, если после него вылезает глухой. Грубо говоря, делим: па-чка, па-ста. Но пар-та. Потому что р-сонорный.

Ответить
ЛАНА 10 марта, 16:03 , Париж
                                    

я вот в этом переносе никак разобраться не могу... но то, что вы озвучили, надеюсь, не будут в начальной школе изучать)) я бы разделила пас-та пач-ка...

Ответить
Ольга 10 марта, 16:13 , Тула
                                    

Мне тоже так больше нравится))) Но вот я написала уже про олимпиады... Там только так...

Ответить
Val 10 марта, 16:08 , Нюрнберг
                                    

Вы делить, как все дети в школах 80-х)

Ответить
Val 10 марта, 15:46 , Нюрнберг
                                    
Глянула в интренете, допускаются: се-стра и сес-тра, му-дрость и муд-рость, пу-стяк и пус-тяк...

Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво

А хотелось бы знать, как сейчас детям в учебниках дают. В 80-е в школе было бы только: сес-тра и т.п..
...У меня смешанная филология: германо-славянская) Благодаря "любимым" институтским учителям русского, работала только с первой половиной профессии)
Ответить
Ольга 10 марта, 15:55 , Тула
                                    

У моей знакомой очень умненький мальчик, учится во 2 классе и часто участвует в олимпиадах по разным предметам, в том числе, по русскому. Так вот, к чему я. Несколько раз срезался именно на слогоделении, пока не усвоил, что сейчас именно в олимпиадных заданиях принимается исключительно такой слогораздел, когда слог заканчивается на гласную, за исключением случая с сонорными. А, да, еще учитываются приставки, от них тоже нельзя отрывать одну букву ( под-нял, а не по-днял, ис-пёк, а не и-спёк). Как-то так...

Ответить
Val 10 марта, 16:04 , Нюрнберг
                                    

Чтобы "выжить" в школе\вузе приходится делать (делить на слоги) то, что хотят учителя)

Ответить
Ольга 10 марта, 16:10 , Тула
                                    

Да вот у них как раз и возникла проблема. Учитель учил делить по-другому...

Ответить
Val 10 марта, 16:17 , Нюрнберг
                                    
А как вам это:
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

😀

Ответить
Ольга 10 марта, 16:20 , Тула
                                    

А вот это круто! Это даже шикарней, чем правило у дочки в учебнике: "Наречия в русском языке могут писаться слитно, раздельно, а в отдельных случаях - через дефис".

Ответить