Как говорить с детьми о блокаде?
Книги о войнеОсобенно если эти дети-не твои? И ты не знаешь ни об их уровне осведомлённости, ни, самое главное, об их уровне восприимчивости. Ибо вводить 10леток в истерику в мои планы не входило. Кто знает, вдруг они ни сном, ни духом. Расскажу о своих попытках. Со своими говорить-тоже сложно. И совершенно не говорить-нельзя. Как я уже говорила, мой выбор пал на менее травмирующее и по возможности "мягкое" чтение.
Начала рассказ с самого начала. Что такое блокада, почему было важно окружить Ленинград. Рассказала про пожар на Бадаевских складах, про "бадаевский кофе": люди ходили собирать землю с пепелища, в которую попал расплавленный сахар со склада. Дома её разбавляли водой, кипятили, процеживали и пили сладкую мутную воду как кофе.
Обсудили, из чего пекли хлеб. Здесь очень кстати пришлась цитата из рассказа "Хлебные крошки"
Обсудили, как ценились "настоящие" продукты. В этом помогли предварительно прочитанные рассказы "Про Любочку и её маму" и "Новогодний подарок". В первом рассказе настоящим чудом оказалось случайно найденное в соломе яйцо:
Во втором рассказе "новогодним подарком" стал кусок рафинада, который дети делят друг с другом, жертвуя крохи.
Рассказала про "ненастоящие" продукты- столярный и мучной клей, кожаные изделия, всякую несъедобную ерунду вроде вазелина, казеина, целлюлозы.
А что потом? Пугать детей канибализмом? Нет, я не стала. Зато рассказала о тихом подвиге сотрудников Ботанического института.
Расскажу и вам.
Ботанический сад при Ботаническом институте вырос из аптекарского огородика, устроенного ещё при Петре, к которому постепенно добавились диковинные "заморские" растения. В 30-х годах на том месте уже был мощнейший исследовательский институт. В войну часть сотрудников эвакуировали в Казань, но часть осталась в Ленинграде.
Ботанический сад располагался рядом со штабом главнокомандующего Балтийского военно-морского флота, отчего стал случайной мишенью. Уже в октябре 41 в одну из оранжерей с тропическими растениями попала бомба. Сотрудники ночью бросились спасать капризных красавиц, которые не имели шанса выжить даже в первые морозы. Несли домой. Бомбёжки продолжались, из 24 оранжерей сохранилась только одна. Самыми живучими оказались кактусы и другие суккуленты, они жили в квартирах ленинградских учёных, забирая место и тепло возле печек. Некоторые сорта кактусов можно есть, а уж печи топить-любыми. Однако учёные их не трогали.
Есть кактусы...в институте хранилось и нечто более ценное: образцы элитных сортов злаковых. 28 сотрудников умерло от голода, но никто не тронул запасы риса, пшеницы, понимая, как отборнейшие сорта помогут восстановлению сельского хозяйства после войны...А некоторые растения-ветераны, "спасённые" в войну живы до сих пор, которую не пережил их спаситель.
Работа в институте не прекращалась ни на день. После голодной зимы 42 люди бросились обрывать все зелёные ростки, попадавшиеся в поле зрения. Как вы понимаете, не всё можно есть. Сотрудники института читали лекции по методам приготовления растений: что годится для заливного, из чего лучше готовить чай.
Вот, например, брошюрка тех времён.
Что не успевали рассказать-показывали на выставках. Выставляли гербарии, демонстрировали съедобные растения. Рассказывали и о способах приготовления целебных снадобий из трав, вернулись к своим истокам-сами разбили аптекарский огород, с которого всё началось. Выращивали овощи и учили ленинградцев.
Я назвала это подвигом, но это тот подвиг, который в цифрах не посчитаешь. Пример работы этих людей-один из примеров человечности и милосердия, самопожертвования.
Мне очень хотелось сделать упор не на ужасы войны, а на то, что в любых обстоятельствах надо оставаться человеком. Что единственный способ выжить всем-думать не только о себе. Вот как в том же рассказе "Осколок" В.Карасёвой, когда девочка забыла личные обиды, переступила через свою гордость, чтобы спасти соседского мальчика. Дети были под впечатлением, когда я потом прочитала этот рассказ.
Да, это дано не всем, но к этому надо стремиться.
Как вы уже поняли, книгу я очень-очень рекомендую. Она без травмируюших и жёстких деталей, при этом без сюсюканья и заигрывания. Для первых бесед не только о блокаде, но и войне в целом.
Карандашные рисунки хороши: чёрно-белые, но при этом выразительные, все эмоции видно.
Посмотрите, даже люди на заднем плане отчётливо видны.
Вот такой получился рассказ. Благодарю за внимание.
P.S. Поставьте, пожалуйста, ссылку.