Дети взрослым не игрушки
Страницы психологии"Девочка лет четырёх мило, но практически непрерывно щебетала, показывая матери мои разнообразные игрушки. Если мать откликалась недостаточно (по мнению девочки) активно, девочка залезала к ней на колени и сорвала игрушку прямо к её физиономии. Щебетание при этом становилось на тон выше."
" - Да нет никакой причины, я же вам говорю! - раздраженно воскликнула дама, картинно и очень рассчитанно по движениям (фитнес три раза в неделю, не иначе) падая в кресло. "
" Мама, бабушка и дедушка. Все говорят громко, долго, перебивая друг друга, и самым удивительным образом в их тройном монологе нет ни грана информации. Я вежливо и внимательно слушаю троих взрослых людей несколько минут и в результате знаю о происходящем в их семье ничуть не больше, чем в тот момент, когда они только вошли в мой кабинет. "
Перед нами живые люди и невыдуманные ситуации, описанные хорошим литературным языком, и совсем нет теории (а потому за некоторыми терминами, встречающимися в тексте, возможно придётся лезть в поисковик). Не знаю, как вам, а мне всегда в психологической литературе мало примеров, реальных случаев из практики, с которыми вся эта теория оживает и обретает объём.
Есть в книге несколько глав, где описываются очень полезные психологические методики, но в целом практических советов вы здесь не найдёте. Зато тут много пищи для размышления, интересных наблюдений, а иногда и отрезвляющих пощёчин. Такими для меня стали главы, посвящённые гаджетам, до размера которых всё больше сжимается наш мир.
Это не может не пугать нынешнее поколение родителей, потому что мы ещё помним мир без гаджетов, помним суп из крапивы и яичницу из одуванчиков, которые готовили с мамой.
А что будут помнить наши дети? Нас или подсунутый под нос планшет/телефон, чтобы не мешал? Каждый волен делать свой выбор.
А может быть мы действительно постепенно придем к тому миру, который выдумал подросток - графоман из главы, давшей название всей книге. К миру, где научились делать "удобных" детей с модифицированными мозгами?
"Кажется, им нужны какие-то другие дети"...
Что ещё необычно в этой книге, так это возможность посмотреть на работу психолога изнутри - от момента знакомства с пациентом до решения проблемы. Особенно увлекательно следить за тем, как по ходу приёма автор мысленно выдвигает множество гипотез о причине обращения за психологической помощью. Буквально видишь, как крутятся винтики и вообще всё устроено в мозгах практикующих психологов и даже перестаёшь их бояться)))
Вообще авторская манера общения с читателями и пациентами очень своеобразная - она не гладит по головке, не жалеет и не входит в положение (примерно такое впечатление создают книги Людмилы Петрановской). Она без лишних сантиментов чётко следует поставленной задаче, используя все имеющиеся ресурсы пациентов, и виртуозно решает проблему. Читать об этом очень увлекательно, даже если вам подобные ситуации не близки. А уж если это история-зеркало, то готовьтесь... увидеть себя настоящего, без прикрас и получить-таки эту пощёчину, а может быть и толчок, чтобы собрать в горсть все имеющиеся ресурсы и начать наконец что-то делать, а не жалеть себя или винить в своих неудачах весь мир и несчастное детство.