Мой взрослый ТОП 30+ за 2018 год
ТОП - любимые книгиСоберу то, что мне больше всего понравилось в этом году, в десятку, а потом напишу и об остальном чтении. Большую часть книг я читала в электронном виде - мне стало так даже удобнее.
Первая десятка без рейтинга, хоть и пронумеровано - все эти книги понравились очень сильно.
1.
Будоражащая приключенческая и познавательная история одного сироты из Европы середины девятнадцатого века. Тут видно, как жили люди, какие профессии были, какие увлечения, какие роли в семье, какое общество... Много всего. И в социальном плане - своеобразная потеря семьи, приобретение друзей, заработок на кусок хлеба, нелёгкие путешествия, временные пристанища, обретение семьи, поиски истины, разоблачения... Мне было интересно всё. Хочу бумажную книгу домой, буду ещё читать и дочке посоветую.
2. Семнадцать мгновений весны. Юлиан Семёнов.
Кто смотрел фильм? Я только несколько лет назад посмотрела. Книга ещё глубже и шире: там три части, фильм только по второй. То есть есть история и "до", и "после", и не про Штирлица, и про политику, и всё ещё открытый финал. В книге много политики, особенно к концу. Оно и понятно - всё идёт к завершению войны, надо понять, кто с кем и как. Мне тяжело читать про политику, вот моему мужу понравилось бы безумно! Но и художественная линия не отпускает. Тоже хочу книгу в свою коллекцию, считаю её одной из лучших военных книг.
В прошлом году была у меня потребность в военных книгах. И, по-моему, она только возрастает. Если долго читала невоенные книги, создавалось впечатление, что читала о чём-то ненастоящем, нестоящем, пустом, срочно надо было взять книгу с больной темой, пережить, узнать больше... И пусть не все они попали в ТОП, они были нужны
мне, как воздух.
3. Двенадцать стульев. Ильф и Петров.
Нестареющая история авантюриста по жизни Остапа Бендера. Смешная, грустная, поучительная и развлекательная.
Я читала в иллюстрациях Кукрыниксов - большая по формату, при этом очень удобная, крепкая и качественная книга, суперобложка, каптал, ляссе, страницы - плотный офсет. Шрифт хороший, хоть его и можно было немного увеличить за счёт огромных полей.
Я не удержалась, на днях заказала ещё новую книгу с иллюстрациями Ольги Граблевской - чуть меньшего формата, и с большим содержанием. Наверное, оставлю обе (то есть три - "Золотого телёнка" тоже).
4. Ожидание. Зоя Журавлёва.
Осталось теплое ощущение от книги. Я даже зачитывала мужу некоторые диалоги. Как-то просто, с пониманием, по семейному, по родному. Я рада ей в своей библиотеке.
Качество печати хорошее, серия "Ребята с нашего двора". Бумага белая, плотная, шрифт удобный, крупный, с буквой "ё" - для начинающих читателей в самый раз. Блок немного покосился после чтения, но выглядит крепким.
5. Дети подземелья. Владимир Короленко.
Из-за названия я почему-то ожидала мистики. Нет, это вполне реальная история, написанная в конце 19-го века, буквально через несколько лет после "Без семьи", и эти произведения показались мне чем-то похожими. Только тут нет путешествий, всё завязано на одном месте, нет разных профессий, приключений как таковых... Зато есть тоже и расслоение общества, и поиск друзей, и чувства, которые вызывает эта история. Горькие, но светлые чувства. Это сокращённый вариант рассказа "В дурном обществе". Теперь хочу прочитать его, и "Слепого музыканта", и другие рассказы автора. И, конечно, бумажную книгу.
6. Сахарный ребёнок. Ольга Громова.
Близкая к военной тема лагерей. Удивительно, что семья в этой книге несколько раз была на грани смерти, но трагизма почти не ощущалось. Это принималось, как данное. Очень сильная духом мама. Не представляю себе, как можно быть такой. Вообще не представляю себе, как жить в такое время. Ещё и с отголосками войны... Когда читала, не думала книгу включать в ТОП. Но потом столько о ней думала, возвращалась мысленно к ней. Нужная книга. Обязательно куплю домой в бумажном виде.
7. Хочу быть маленькой и худой. Рахиль Гуревич.
Моё открытие года. История о подростках, родившихся где-то в конце 80-х, начале 90-х. О разных ситуациях в семьях, о разных характерах. Не верьте предисловию, что книга как для девочек, так и для мальчиков. Да, она рассказывается попеременно от лица двух девочек и двух мальчиков, судьбы которых переплетаются в школе, но уже даже само название склоняет её к женской литературе. И именно две девочки были для меня на протяжении всей книги главными героинями. И всё же там важны все, ставятся характеры, исполняются желания, но не просто так, для этого надо много и тяжело трудиться. И это для меня в книге главное - посыл, что ты, именно ты можешь всего добиться. Предупреждение для родителей - в книге есть одна постельная сцена, но без подробностей. Думаю, справедливо, что стоит возрастное ограничение 14+. Я эту книгу недавно подарила 14-тилетней племяннице. Может быть, узнаю её мнение когда-нибудь.
Качество печати хорошее, только переплёт хлипковат, блок немного покосился, хотя есть каптал, бумага белая, плотная, шрифт хороший.
8. Живые. Эра драконов ("Пустыня всадников" и "Древние города"). Варвара Еналь.
https://www.ozon.ru/search?text=Еналь%20Эра%20драконов?partner=bebibuk
Серию "Живые" я читала в прошлом-позапрошлом годах и рада, что вышли истории, которые дальше описывают части вселенной того мира. Это просто чтение для души, для отдыха. В них другие линии и темы, более сказочные и менее технологичные на первый взгляд. Только сейчас заметила, что появилась третья книга в этой серии! В корзину! На бумаге, думаю, покупать не буду, а в электронном виде с удовольствием почитаю.
9. Зона Икс ("Аннигиляция", "Консолидация" и "Ассимиляция"). Джефф Вандермеер.
Мистическая трилогия про обособленную зону. История и привлекает, и, честно говоря, злит, что абсолютно всё непонятно. В первой книге вообще мало чего объясняется. Во второй описывается как бы со стороны - по большей части про других людей, про внешнюю сторону. В третьей части привыкаешь, что все тайны не раскроются и успокаиваешься :) Я читала не подряд, и что-то меня постоянно возвращало к этим книгам, хотелось узнать, что дальше. Хотелось мистики, наверное.
10. Тень каравеллы. Владислав Крапивин.
Очень хороший рассказ о становлении дружбы и характера младшешкольника. О том, что его беспокоит, о хулиганах, которые тоже не всегда хулиганы. О преодолении себя, о том, что в этом может помочь что угодно, даже правильная музыка в нужный момент. Я не против, чтобы мальчишки дрались в книгах и даже в жизни, если это самозащита (может, потому что у меня не мальчик). Меня смутил только один момент - последняя сцена, где Владик переплывает реку. Мне категорически не нравится, что ребёнок, едва научившись плавать, решил переплыть реку один, что это подаётся, как подвиг. Это будет тема для разговора с дочкой в любом случае. Я специально сейчас перед написанием отзыва "пролистала" свою электронную книгу и подробнее остановилась на этом моменте. Нет, не так уж там всё плохо, не подвиг, конечно, но такое было моё первое ощущение. Я сама знаю, что это такое, переплыть реку, и не в 100 метров шириной, а всего метров в 15. С течением... Это очень много для ребёнка. Мы так поплыли один раз с сестрой. Она чуть не утонула. Помню, как папа бросился в воду её спасать. Всё могло очень плохо кончится, поэтому это важный для меня момент. Одной в воду - это табу. А книги Крапивина очень заражают, так что я и волнуюсь... Поэтому думала, ставить ли её в ТОП. Поставила. Книга достойная, очень.
11. Восемь голубых дорожек. Софья Могилевская.
Книга, которую я читала дочке, и которую мне было интересно читать. Когда Наташе её читал папа, я в следующий раз быстренько прочитывала пропущенные мной главы. Главная героиня - первоклассница, со своими представлениями о школе, друзьях и хулиганах. И эти представления могут меняться, и хулиганы становится друзьями, а друзья - изгоями. Вот тут хочу сказать про один сомнительный момент в книге. Мне не понравилось, как ребята "наказали" пусть и неправую подружку (спойлер: спонтанно не пошли к ней на день рождения, не позарившись даже на анонсированный чудо-салат, а сговорились и пошли к неприглашённой подруге, никак не предупредив именинницу, хотя у них её телефона и не было, но адрес-то был).
Правда я сама не знаю, как лучше было бы поступить в создавшейся ситуации. В конце книги ситуация смягчилась, и то хорошо.
Качество печати хорошее, каптал, блок традиционно немного покосился, шрифт без засечек, зато с "ё", бумага белая, плотная. Вот в сравнении с "Ожиданием". Там шрифт по размеру такой же, но с засечками, и межстрочечный интервал больше.
Настала очередь тех книг, которые не вошли в ТОП. Чего-то им для этого не хватило. Многие из них - признанная классика и любимые не одним поколением читателей. И всё же не кидайтесь в меня помидорами, это моё субъективное мнение.
1. Дети капитана Гранта. Жюль Верн.
Приключения, путешествия, неожиданные знакомства, много полезных сведений, туземцы, индейцы, пираты - чего только нет в этой книге. И всё же я никак не подружусь с Жюлем Верном, в чём-то мне его язык суховат. Хочу посмотреть ещё комикс по этому произведению. Если там есть все места путешествий и полезные и интересные факты из книги, то возьму.
2. Чернобыльская молитва. Светлана Алексиевич.
Снова разрозненные рассказы простых людей об их жизни, о том, как их информировали, как эвакуировали. Тяжелое чтение, но по крупицам составляется общая картина трагедии. Кто они, рвавшиеся туда помочь, а жившие там и не хотевшие уезжать, а принимающие решения, кого бросать в пасть этой трагедии следующими, а обвиняющие других и оправдывающие себя? Книга про них. Тяжёлая тема, много мыслей, но читается не тяжело. В бумажном виде, думаю, покупать не буду, а в электронном пусть остаётся.
3. Маяк ветров. Влада Медведникова.
Случайно наткнулась я на эту книгу. Прочиталась легко, с удовольствием. Фэнтези, приключения, волшебство, поиск призвания, дружба (или уже любовь?). Хорошая книга для отдыха. Может быть, вернусь к автору, когда устану от слишком серьёзной литературы.
4. Зарубки на сердце. Виктор Васильев.
Хороший автор, сложная тема. Мирные жители в плену, в рабочем лагере. Всё это глазами ребёнка. Тут и довоенное уже непростое время, и "рогатые" фашисты, оказавшиеся всё же внешне похожими на людей, и горечь отступления, и оккупация, и предательства, и голод, и помощь, и отказы в помощи даже родным из-за лишнего рта... И высылка в рабочий лагерь, существование там. И в конце после освобождения намёк, что это ещё не все испытания - свои не верят тем, кто был там. Будут ещё проверки и дознания... Не могу сказать, на какой возраст книга - для ребёнка слишком тяжело будет, для взрослого, меня, было несколько мало подробностей, что ли.
Книга доступна на Литресе бесплатно.
5. Четвёртая высота. Елена Ильина.
Хорошая идеологическая книга о личных достижениях, о том, что иногда надо пересилить себя, преодолеть страх, повести за собой. Посылы хорошие, но для меня слишком концентрированные. Вот так всё время бороться, бороться и бороться. И в конце умереть, борясь. Страшно. Наверное, в юношестве эта книга воспринималась бы по-другому.
Не обращайте внимания на фото, я книгу читала, а не слушала. Но хорошо, что я вставила эту картинку, вспомнила ещё несколько книг, которые как раз слушала.
6. Капитан Сорвиголова. Луи Анри Буссенар.
Захватывающие юношеские геройские приключения. Тут из огня, да в полымя. Это не первая книга про Сорвиголову, но я начала с неё. Обеспеченный юнец собирает и вооружает "армию", чтобы бороться за права маленькой страны, которую притесняет Англия. Всё у него получается, всегда находится выход из положения, все пули пролетают мимо, маскировка безупречная. Герой не может погибнуть. Думаю, такие книги очень даже нужны в юношестве, а вот сейчас мне несколько приторно... И всё же интересно будет почитать и предысторию.
7. Дарители. Дар огня. Екатерина Соболь.
Захватывающая история, понемногу раскрывающиеся тайны, волшебство, поиск своего пути. И всё же без восторгов. Я сразу купила все части в электронном виде (тогда ещё без пятой, её тоже куплю), но пока не знаю, когда буду читать. Столько всего на очереди, что прямо кричит "Прочти меня!"
8. Дающий. Лоис Лоури.
Антиутопия. Люди нашли то состояние общины, которое всех устраивает - одинаковость. Все находят себе занятия по душе, практикуются ещё в школе на разных местах, а потом старейшины распределяют выпускников. Можно создать семью, взять здорового и ухоженного ребёнка по очереди на детей, потом даже второго. Еды хватает на всех, не нужно о ней заботиться. Все счастливы? Всем всё известно? Понятно, что нет. Куда уходят умирающие? Где все книги, все знания о мире, о боли? Почему, в конце концов, всё такое серое? Мне очень понравилось несмотря на несколько невнятный конец. Думаю, почитаю когда-нибудь серию дальше.
9. Квази. Сергей Лукьяненко.
Интересный мир, где есть зомби и возвышенные - разумные зомби, заключившие в людьми мир. Тут смесь фэнтези, детектива и чего-то семейного. Мне чего-то не хватило. Мягкости, детализации? Не знаю. Продолжение я уже взяла, когда-нибудь почитаю.
10. Манюня. Наринэ Абгарян.
Зарисовки о детстве, лёгкие, как летний ветерок, курьёзные, тёплые. Но чего-то не хватает, читала долго, с перерывами.
11. Капитан Врунгель. Андрей Некрасов.
Не читала до этого, а только смотрела мультфильм. Думаю, для начального объёмного самостоятельно чтения хорошо пойдёт - смешно, много приключений, небылиц... Но по мне, мультфильм интереснее.
Эта серия "Открой книгу" мне не очень нравится своей бликующей меловкой, шрифтом без засечек, хотя и с буквой "ё", полями из нечётких кусков полноценных картинок (исключение в "Мюнхаузене" - там поля похожи на специально нарисованные). А в остальном серия очень яркая, с хорошей подборкой авторов и иллюстраторов.
12. Барон Мюнхгаузен. Рудольф Эрих Распэ.
По-моему, я про него читала когда-то в детстве, но не могу утверждать - не помню. Классический хвастун, море приключений, небывалых ситуаций. Читать интересно, но у меня из головы все его истории вылетают сразу же после закрытия книги.
13. Отцы и дети. Иван Тургенев.
Упомяну в конце, потому что читала в школе и совсем не помнила. А тут неожиданно понравилось. И не этим заезженным "отношением поколений", а описанием жизни, традиций, мыслей. Живыми героями, которым веришь. Отношение поколений тут для меня далеко не на первом плане.
14. Время всегда хорошее. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак.
Что, если школьник из нашего времени поменяется местами со школьником из времени Советского Союза? Так и случилось в этой книге. Хорошая книга, есть над чем задуматься, хотя есть и в чём посомневаться. Когда-нибудь дам послушать дочке.
Книги, которые меня не особо задели.
1. В моей смерти прошу винить Клаву К. Михаил Львовский.
История о подростках с юношеским максимализмом. Но вот почему-то не верю, и всё.
2. Старик и море. Эрнест Хемингуэй.
История рыбака, искавшего свою рыбу, и почти лишившегося в этих поисках жизни. Я слушала где-то на просторах контакта. Люблю тему моря, но это произведение не моё, слишком медлительное, размеренное...
3. 451° по Фаренгейту. Рей Бредбери.
Не мой автор, что поделать. Интересная антиутопия, идея, мысли, бунтарство. Телевизоры размером в стену, и не одну, отупление населения - это всё может быть, поэтому пугает. Запрет книг, их уничтожение. Нарушители, притаившиеся в лесу. Захватывает, и всё-таки не верю. Не могу себе такого представить.
4. Мальчик, которому не больно. Альберт Лиханов.
Интересная и сложная тема. Но не попала в настроение, видимо. Показалась суховатой.
5. Собачье сердце. Михаил Булгаков.
Ещё один не мой автор. Совсем не мой. И вроде тема интересная и серьёзная, но как-то от этого грязного и неприятного собакочеловека вся книга мне видится грязной и неприятной.
6. Тридцатилетняя женщина. Оноре де Бальзак.
Не читала раньше, но был интересно. Казалось, что будет в духе "Анны Карениной". Нет, как-то равнодушно восприняла, не показались мне понятными эти терзания. Только обидно было в конце за отношение дочери к главной героине.
7. Открытие медлительности. Стен Надольный.
Эта книга близка многим психологам - развитие личности, постоянные усилия и рост над собой, путь к цели, жизнь дальше. А по мне, так тут бледное отражение джек-лондоновских приключений, борьбы со стихиями и с собой. Потому что мне не близок главный герой. Да, он молодец, что стал в себе развивать "скорость": предсказывать следующий шаг, готовиться к нему заранее. Ему надо было на это много сил и концентрации. Но я не могу им восхищаться. Эта его оторванность от реальности, глупая прямота, например, обращение к едва знакомой благородной девушке: "Ты хочешь, чтобы я познал тебя?" Да, вы правильно поняли, о чём это. И в книге не скрывается эта грязь, она там, где она есть - женщин берут в экспедицию, чтобы предлагать их её членам. Один из членов экспедиции ухаживает за дочкой вождя, с которым экспедиции надо договориться, а вождь как бы не обращает на это внимания. И т.п. В общем, не моё.
8. Гранатовый браслет. Александр Куприн.
Я уже читала это произведение в школе, но напрочь не помнила, о чём оно. Книга и сейчас не вызвала особых эмоций и тут же снова забылась.
Откровенный провал только один:
Оно. Стивен Кинг. Сразу мне было тяжело читать, всё тянулось... Я ещё долго держалась, страниц 200, ждала, когда наконец будет развитие событий, но не дождалась. Бросила, что со мной бывает крайне редко.
И в завершение небольшой анонс моего ТОПа этого года.
Повесть о настоящем человеке. Борис Полевой.
Это первая книга за последнее время (а возможно, и первая вообще), закрыв которую, я захотела сразу снова начать читать её - до этого мне было незнакомо вот такое детское "теперь ещё раз с начала!". Это история жизни лётчика, который был профессионалом в своём деле, не сдался, когда отбил себе ноги и должен был ползти к своим десятки километров, не сдался и тогда, когда была надежда сохранить ноги, выработав себе программу тренировок. И с помощью друзей не сдался, когда эта надежда разрушилась. Человек, который не только натренировался на своих протезах так, что их не отличить было от ног, но и с огромными усилиями победил бюрократию, которая не давала ему заниматься любимым делом. И после этого продолжал преодолевать свои и чужие сомнения. Так он и стал настоящим человеком. Об издании могу сказать, что оно достойное: удобный формат, чтобы читать дома, шрифт (хотя чёрточка над буквой "й" сначала была непривычной), каптал, ляссе, изящное серийное оформление, красивые иллюстрации (хоть иногда хотелось больше, а иногда они опережали, по-моему), ткань с вклейкой на передней стороне переплёта - но у меня на нескольких страницах с 177-й по 192-ю печать еле заметно съехала - видно бледную тень букв, читать при искусственном свете очень сложно, при дневном нормально. Ну, уж чтобы до конца всё написать, увидела две опечатки на с. 297 в предпоследнем абзаце: не звал в лицо - знал, об атом дне - этом. Книгу обязательно буду перечитывать.
Хорошего вам чтения в этом году!