На писательской "кухне" ))
отзывыПервое тёплое воскресенье весны. Я встретилась с подругой, обошли полцентра Москвы пешком, попрощались. Теперь я возвращаюсь домой на электричке, читаю книгу и улыбаюсь. Иногда почти смеюсь (всё же люди рядом!) Эта книга - «Дом П» Юлии Кузнецовой.
За «Домом П» последовал «Где папа?», затем сборник рассказов «Подружки», за «Подружками» - «Фонарик Лилька» и «Первая работа». В общем, Юлия Кузнецова - мой любимый на сегодняшний день современный российский автор, пишущий для детей и подростков и, конечно, мне захотелось прочитать книгу «Как я пишу», ибо попавшиеся на глаза и прочитанные интервью только разожгли интерес к Юлии не только как к автору, но и как к человеку.
В очередной раз я убеждаюсь в том, что если появляются вопросы, действительно требующие ответа, то ответ обязательно появится. «Как я пишу» условно и ТОЛЬКО ДЛЯ МЕНЯ делится на две части. Вторая - совсем маленькая - рассказывает о том, как автор работает с книгой, которая уже готовится к изданию. Это встречи с читателями, сотрудничество с иллюстраторами, общение с редактором и так далее. Это было любопытно, но не очень интересно, ибо вливаться в стройные ряды писателей я не собираюсь. А вот то, что происходит на писательской «кухне» до того, как книга написана, было мне очень интересно, ибо здесь разговор идёт просто о ЧЕЛОВЕКЕ. Во всяком случае, именно об этом состоялся наш своеобразный, ибо односторонний, разговор с автором, так как в размышлениях Юлии я нашла много ответов на свои вопросы.
Вот один из них. Мне скучно общаться с людьми, которые в жизни ничего не пережили. Собственно говоря, и не общаюсь, случайные вынужденные разговоры не в счёт. С книгами такая же ситуация: читаешь порой - и словно скользишь по поверхности. Вроде и сюжет есть, но книга ни о чём. Прочитал - и забыл. В чём дело, я поняла на уровне интуиции, бессловесно, а вот автор «Как я пишу» отлично это сформулировала:
«Ничто не характеризует персонажа ярче и сильнее, чем совершённые им поступки, а точнее, сделанный им выбор… Выбор никогда не оставляет нас равнодушными: именно потому, что его так трудно сделать, поскольку приходится брать на себя ответственность за происходящее».
Да-да, вот такая цепочка: ситуация - выбор - ответственность, и теперь ты знаешь (и окружающие знают), кто ты и на что способен. Для меня это важно - знать, кто мой собеседник. «Мой» человек или «не мой».
Следующая цитата из книги также, на мой читательский взгляд, об этом (между ней и предыдущей около сорока страниц текста):
«Хотелось найти что-то, ради чего вообще стоило затевать всю историю. Я обозначила его для себя как «болевой центр». Герою ещё в начале повести кажется, что ему трудно и плохо. Но всё познаётся в сравнении. Вот когда ему станет по-настоящему трудно, только тогда он сделает шаг вперёд, то есть вглубь себя».
Порой читаешь книгу и недоумеваешь, для чего автор её написал, ведь подобных книг десятки, а то и сотни: зачем сто первую писать? Ну хотя бы одна мысль, ну хоть что-то оригинальное. Пожалуйста!!!
Вот ещё понравившаяся и созвучная мне мысль:
«Рисуйте словами образ. А что из этого образа, как из мешка с подарками, вытащит читатель, уже его дело».
Ага, гораздо интереснее, когда образы и герои сложные, неоднозначные, как в жизни обычно и бывает, и когда тебе напрямую не говорят, кто из героев хороший, а кто - злодей. Плоские образы скучны и пошлы, в них нет жизни.
Третий момент (пока читала, делала для себя на закладке примечания с указанием номеров страниц) - редактура и корректура. Ничего нового под луной, конечно, нет, просто понравилась метафора - «крошки в кровати». Когда автору было девятнадцать лет, среди полученных на «Прозе.ру» отзывов был в том числе и вопрос: «А вы не очень обидитесь, если я подскажу, где убрать некоторые ляпы? Текст замечательный, но эти ляпы - как крошки в кровати. Колются и мешают спать».
Вслед за Юлией Кузнецовой и я теперь буду называть подобные недочёты «крошками в кровати». Неправильные фигуры речи, обороты порой пропускаешь (сама грешна - что-то с русским моим «не то» стало за прошедшие после выпуска двадцать лет), но ошибки и опечатки сильно раздражают, просто бесят, а посему издательствам, в которых работают хорошие редакторы, - уважение и благодарность. В стране сильно падает уровень профессионализма, и вот такие «островки» профессионального отношения к делу поддерживают и помогают жить.
Вот так вкратце о книге, которая для меня оказалась разговором с очень хорошим, тёплым и, разумеется, думающим человеком. В связи с тем, что сейчас я работаю дома, возможностей обсудить что-то интересное, поспорить не очень много, так что приходится «добирать» литературой, интервью, записями встреч в Сети и т. п.
А что дальше? Дальше будут другие встречи с любимым автором. Всех с наступающим Новым годом! Здоровья и добра!
Лабиринт