В математике - стране. Лекция для младших школьников
Для тех, кто не знает какую категорию выбратьНаверняка, вы подумали, что я сообществом ошиблась?! А вот и нет. Мысли о лекции навеяны прочитанными книгами "Большой роман о математике" и "В лабиринте чисел", о них я уже рассказывала. А полученная недавно (выигранная в конкурсе) тетрадь "Математика - это красиво!" развеяла последние сомнения, что лекции - быть!
Часть 1. Арифметическая
Начинать лекцию нужно сначала, с зарождения чисел, с различных нумераций. Из первых двух книг набралось материала для довольно неплохого экскурса в историю.
В "романе" про нумерацию немного вскользь, зато присутствует чудесная история о том, как были придуманы клинописные таблички. Сначала сосуды с глиняными жетончиками (calculi). Потом запечатанные сосуды, с надписями на крышках, а потом... Щелк! И возникла идея обойтись и без сосудов, и без жетонов, записав количество считаемого на табличке из глины. Мне самой показалось это очень интересным и я не удержалась - рассказала в красках, используя самодельные наглядные пособия.
Книга "В лабиринте чисел" более адаптирована под детей и нумерациям здесь уделено чуть больше внимания.
Первые клинописные числа мы видим во всей красе в вавилонской нумерации. Все бы прекрасно, система продумана, но она была 60- ричная. Т.е. и 1 и 60 записывались одинаково.
От себя добавлю (почему-то в книгах об этом не говорится), что вавилонской системой мы пользуемся до сих пор, ежедневно и ежечасно... Ведь час равен 60 минутам и мы, не напрягаясь, живем в 60-ричной системе.
Довольно разумная система счета была у Майя, но тоже непривычная нам, 20-ричная. У египтян числа записывались иероглифами. А вот славяне и римляне использовали буквенные обозначения для чисел. Записывать цифры символом придумали индийцы, но доработали до современного вида арабы. Поэтому числа мы называем "арабскими". И нуль придумали в Индии. Арабы переняли, назвали сифр - круг. А потом этим словом стали назвать все цифры от 0 до 9. Так что нуль не так прост!
В общем, про числа на этом можно было закончить и логическим переходом к следующей теме стало отгадывание шифра на криптексе. Так как речь дальше должна была быть про Древний Египет, то и код записан в египетской нумерации. Ребятам очень понравилось открывать криптекс, пришлось по партам его пустить.
Часть 2. Геометрическая
В криптексе находилась верёвочка с 13 узелками, равномерно отстающими друг от друга. Это египетский измерительный прибор, которым хоть линии рисуй, хоть круги, а хоть прямоугольные треугольники. Да, египтяне задолго до Пифагора установили зависимость 3-4-5 для построения прямоугольного (египетского) треугольника.
Кстати, про Пифагора я все же упомянула и наглядно продемонстрировала теорему Пифагора 3*3+4*4=5*5. А после перешла к правильным многогранникам.
Часть 3. Конструктивная
Здесь речь идет уже не о той математике, которая возникла из необходимости считать или измерять, а о красоте математики, как науки. И, наверное, самое интересное здесь - Платоновы тела, которые имеют довольно необычные для нашего слуха названия: тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Сложно?! Сначала я тоже так считала, но когда открыла "Математика - это красиво" и увидела там раздел о многогранниках, сомнения ушли. Ведь тетрадь детская!
Выяснили, почему футбольный мяч - не является правильным многогранником. Действительно, количество ребер у белых и черных граней различно, а должно быть одинаково.
Здесь гексаэдр назван кубом, так привычней.
Показала на картинках, а потом раздала детям игральные кубики с просьбой определить фигуры. Среди кубиков были неправильные многогранники, кстати. Все разобрались. А после мы конструировали Платоновы тела из гороха и зубочисток. Думаю, эта часть лекции понравилась ребятам больше всего)))
ПС: Я, конечно, переживала, смогут ли дети столь юного возраста (8-9 лет), прослушать всю лекцию (45 минут мало, вместе с конструированием получилась полноценная институтская пара). Но дети не очень и устали, а после занятия спросили, когда я ещё к ним приду?
А я что? С удовольствием! В книгах ещё тем ого-го сколько))))
Спасибо, что дочитали!