Дневник чтения начинающего второклассника
дневник читателяЧитает всё подряд - это очередные основные слова нынешнего дневника чтения.
Не то, чтобы они были очень новыми, эти слова. Но всё-таки - берёт для рассматривания всё подряд и читает всё подряд - это разные этапы в любом случае, хотя и понятные, и ожидаемые. Но всё равно удивительно.
Бывает часто так - шёл человек к нашей монолитной стопке с тонкими книгами за Кутузовым, а по пути
захватил "Сказ про муравья и великана" Кончаловской ,
"Как муравьишка домой спешил" со Львом Токмаковым,
"Весёлый Новый год" Альфа Прёйсена
и ещё сколько-то книг, специально однажды запомнила, а так-то ежедневная картина, книги разные.
Это я и называю "Всё подряд" и бесконечно радуюсь нашему обширному, по возрасту и не по возрасту чтению до школы. Потому что всё, что он сейчас читает - это в основном возвращение к прежним любимым книгам, да и к тем, которые казались проходными.
Когда сыну был год, я впервые написала книжный пост, пост - вопрос, он возник у меня в связи со статьёй из журнала "Что читать" - "Карлсон как пройденный этап" Дины Сабитовой.
Критиковала автор статьи мам, которые детям читают всё подряд и много и не по возрасту, что к пяти годам и читать-то нечего, а если есть чего, то неинтересно всё - и было неинтересно, потому что ребёнок не понял и половины, и будет неинтересно, потому что перечитывать - это не то, что в первый раз читать. Мысль в голове о своевременности осталась, но сын сам быстро расставил все точки над i , и наше чтение уже не могло следовать каким-либо советам и статьям.
А теперь! Теперь-то я вижу, как здорово было, что читали и много, и на возраст смотрели сквозь пальцы. Мои, преимущественно, пальцы - сын сейчас часто спрашивает - почему вот в этой книжке карандашом всё поисчиркано - так это я то про призраков, то про людоедов переделывала тебе, когда в три-четыре эту книжку читала, и для бабушки отмечала. А то ведь "чуть что не так - в нафталин и на вечное хранение." Сначала просит изо всех сил, а потом - "нек". Хотя и откладывали много тоже. Легко. Разные периоды были.
Оказывается перечитывать тоже очень интересно! Ну сама я это прекрасно знаю, потому что всю жизнь половина моего чтения - перечитывание. Но в статье вон чего писали, так что я и на "Золотом ключике" и на "Кате в игрушечном городе", и на целой куче книг крест-то поставила, что он там в три года понял, хотя очень просил читать, а теперь-то всё!
Не то здесь - "всё". "Всё впереди" здесь и "всё подряд", вот такое "всё" - думала я, жмурясь то ли от удовольствия, то ли от усталости в свете абажура, когда сын читал нам вслух главу из "Кати в игрушечном городе" про день рождения.
И вижу я изо дня в день неожиданные сочетания выбранных книг, где соседствуют Джон Рональд Руэл Толкин и Леонид Чернаков, Маури Куннас и Джулия Дональдсон, Бажов и Госинни, маяк Элисон Джей и походы Длуголенского, Льюис и Клуб знаменитых капитанов. Что-то он читает полностью, где-то выбирает любимые отрывки, например, в "На земле и в океане" не само стихотворение, а история про осьминога, который заполз в библиотеку. Маури Куннас всегда берётся компанией - Артур, Робин, Лемминкяйнен, но Робина Гуда не перечитывает. Летом пришли в подарок пираты (спасибо, Надя!!)) - замечательно смешная книга, но кажется, пока ещё не в друзьях.
Наше совместное чтение тоже разное.
Летними главными книгами стали
Говорящий свёрток (перечитывали)
Опасное лето (после первого зимнего прослушивания аудиокниги)
и Королевство кривых зеркал. Тоже ещё один слом стереотипа, что после кино читать уже неинтересно. Сначала посмотрели кино, это была вторая попытка, удачная, первый раз фильм сын смотрел несколько лет назад и ему было страшно. Зато теперь, не желая расставаться с героями, проникся книжными подробностями, и даже предлагал перечитать сразу и по второму разу. Я в детстве тоже любила Королевство, хотя издание оставляет желать лучшего, невзрачная с бумажной обложкой книжонка, жуткие картинки, такими они мне казались тогда, а теперь я попыталась разглядеть в них что-то..но не смогла.
Интересно было погрузиться в таинственный мир сказок Гауфа. Здесь я явно представляла про возраст, и полюбившуюся книгу с рисунками Ники Гольц сознательно откладывала до времени. В детстве обе сказки любила необыкновенно. И теперь Маленький Мук и Карлик Нос, особенно, не потеряли своего очарования. Сыну понравилось очень. Занятно было провести маленькое расследование и выяснить название трав, которыми пряно сдобрена сказка про виртуозного повара Карлика Носа. Бархатцы и петрушка! Или точнее, не петрушка, но что-то, что можно заменить петрушкой, её звали "услада для желудка" или колбасная травка, а бархатцы - это "чихай на здоровье".
Летничали с книгами. С привычной и даже обязательной здесь Софи! Чтение заметок Софи - это традиция нашего отдыха на природе.
И таким же неожиданным набором книг как и весь наш спонтанный отдых.
Давай вернёмся к Эмилю? Давай. В пять мы его отложили, уж слишком непослушный, своевольный и решительный Эмиль оказался, переживать за него тогда, у сына сил не хватило. А сейчас он ему сам фору даст.
В пару Софи я предложила не читанного почти Муми-тролля - путешественника и не прогадала, здесь он раскрылся старыми любимыми темами - ядовитые грибы и змеи, и новыми разделами заодно.
Не люблю книги про Муми-троллей, написанные не Туве Янссон, но кулинарная и походная воспринимаются иначе, они не претендуют на оригинальность и тем не менее оригинальны и полезны, здесь сохраняется настроение мира Муми-троллей и этого мне достаточно.
Походная книга Муми-тролля
Лабиринт
my-shop
Ну а дальше, что взялось - тоненькая книжка Бажова с двумя сказами - Голубая змейка и Огневушка-поскакушка - редко у Бажова всё благополучно заканчивается, здесь как раз счастливые случаи. Хорошо под ивами читали, душевно. И в домике ночью.
А вот Колумба Сахарнова только начали и сразу занятное совпадение - на незнакомый новый материк Колумб впервые высадился 12 октября.
Были ещё тонкие, сын и здесь успевал пролистать стопку, прежде чем отправиться в собственное путешествие, бросив на ходу - "Ищите меня на берегу" или "я в Ветреное место".
А потом всё-таки пришлось возвращаться.. Так где же, как не в книгах, можно найти утешение, радость и чудеса.
Сын отправляется в школу, но кто знает, что происходит в тот миг, когда, моргнув, глаза ещё не успели открыться. Не к принцу ли Каспиану в Нарнию уносят мечты.
Или Валентин, который ещё не расстался со своими травинками, высвистывает мальчику готовое домашнее задание, освободив чудесам свободное время. (Вера Ферра-Микура "Валентин свистит в травинку")
Но чаще всего мы по просьбе сына пускаемся в дальний путь за Русланом, потому что из всех необыкновенных чудес живительнее слов Пушкина я не знаю, они успокоят, увлекут, подарят радость победы и красоту жизни.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Какое счастье переживать их вновь и вновь, вспоминать как читала впервые, и после, и снова. А теперь вместе.