ОБСУЖДАЕМ Взгляд кролика Хайтани К.

Добрый вечер. Книгу еще до конца не дочитала (наверное, потому что не вызывает восторга). Да, внимание учителей к своим ученикам подкупает. Но я не хотела бы учиться в этой школе... Где завуч избивает!!! первоклассника за раздавленных лягушек, где "особенную" девочку "педагог" вытаскиваем за шиворот с поля, где ребенок кидается на взрослого, пусть и в порыве агрессии... Котани-сенсэй "растет над собой", делает правильно. Но все это как-то через силу, " потому что так надо"... Да и ее слезы раздражают... Ей стыдно ходить с детьми собирать старье, но не стыдно брать у этих детей и их экономически нестабильных (мягко сказано) родителей кропотливо собранные сбережения во время так и не случившегося!! ограбления. Как она смогла взять эти деньги и почему не вернула , когда детям нужны были деньги?!!! (или я все же еще не дочитала) Не думаю, что детям будет интересен сюжет этой книги. По мне, эта книга больше для взрослых. Не жалею, что прочла, но советовать не буду Спасибо за совместное чтение!!!
04.06.2018
Книгу прочитала, но особых восторгов она у меня не вызвала. Автор данной книги, как мне кажется, не довел ни одну линию до конца. Тэцудзо ни какого особого прогресса не достиг (там еще работать и работать). Минако, еще не понятно где б ей лучше было бы. В школе она обрела друзей и сразу же потеряла. Да, и с мусоросжигательным заводом пока они ничего конкретного не добились. Семейная жизнь Котани под угрозой. Скорее всего закончится разводом. У меня было две учительницы, которые жили работой. У одной из них не сложилась семейная жизнь, а с сыном она до сих пор не находит общий язык. Хотя педагог она прекрасный и хороший психолог. Сейчас я понимаю, что именно она создавала микроклимат в нашем классе. Учителя моего сына далеки от моих. Возможно, постоянные отчеты, изменения в программе обучения и другая бумажная волокита не дает современным учителям уделять больше времени ученикам. А почему книга называется Взгляд кролика?
04.06.2018
Я согласна с тем, что уже сказала Ольга: при чтении тоже сразу бросилось в глаза, что учительница фактически заменяет семейную жизнь школой. Ей абсолютно неинтересен её дом, её муж, какие-то его занятия и знакомые - она вся в учениках. Утром она приходит раньше, чтобы прочитать их письма, после работы задерживается, чтобы написать ответы, потом ходит по домам. Можно предсказать учительнице профессиональное выгорание, и весьма скорое. Потом история с умственно-отсталой девочкой - показалось, что уж очень идиллически всё описано. На самом деле, - и те, кто работал с детьми, знают, - практически никогда не бывает, чтобы в классе был только один сложный, требующий внимания ученик. Как правило, всегда есть ещё три-четыре человека, которым вся эта "школьность", дисциплина, подчинение общему порядку даётся с большим трудом. Если дисциплина в классе налажена, они встраиваются. Но стоит возникнуть малейшему отвлекающему фактору - всё, с трудом установленные рамки быстро падают - и надо долго и упорно строить всё сначала. Вот я представила, как учительница в очередной раз занимается Минако (умственно-отсталой девочкой), и класс предоставлен сам себе. Даже вполне "школьные" дети начинают болтать, смеяться, перебрасываться записками, ручками ит.д. Когда в классе 30 человек - это абсолютный бедлам на всю школу, поверьте. А те самые три-четыре человека - их энергия ищет выхода; они начинают носиться по классу, бросать портфели, затевают драки... Я к тому, что учебный процесс не просто нарушается - он перестаёт существовать просто. Я даже удивилась, что родители так долго ждали, прежде чем высказаться, и почему учителя в школе деликатно молчали)) Ещё один чувствительный момент для любого преподавателя - это безопасность детей. В силу возраста, дети не могут предвидеть опасные ситуации, адекватно оценить потенциальную опасность. Всем известно, что даже вполне нормальные дети регулярно идут туда, куда не надо идти, залезают туда, куда нельзя залезать и т.д. И вот с этими "дежурствами по Минако" - это учительнице просто крупно повезло, что девочку всего лишь вынесло на спортплощадку. Могло произойти буквально что угодно - и с ней, и с дежурными. Вообще, я должна признаться, что несмотря на такую нужную, сложную тему, которую и критиковать-то как-то вроде неприлично, - сама книга мне не очень понравилась. Ну уж очень бедный язык. Не знаю, особенность ли это японского менталитета, или конкретного автора, или недостаток перевода, - но повествование безэмоциональное. И даже там, где героиня, расчувствовашись, не может сдержать слёз - я ничего похожего не ощутила, к сожалению.
02.06.2018
И еще одну тему хочу затронуть по итогам прочтения. Отдельным комментарием. Вдруг кто-то захочет именно по ее поводу поспорить. Тема инклюзивного образования. Когда дети с психическими и физическими дефектами обучаются и воспитываются вместе с нормально развивающимися сверстниками. Такая практика действительно полезна именно для нормальных детей. Они учатся быть терпимыми, с вниманием относиться к детям с проблемами в развитии. Но. Она, на мой взгляд, очень вредна именно для детей с нарушениями. Они абсолютно ничему не могут научиться по общеобразовательной программе. Для каждой категории детей с дефектами у нас в стране давным-давно разработаны прекрасные программы. Все до единого умственно отсталые дети, посещающие вспомогательные школы, выходят умеющими читать, писать, владеют элементарными представлениями об окружающем мире, при этом основное время отводится на формирование трудовых навыков. Советская коррекционная педагогика давно признана лучшей в мире( и это не пустые слова). А теперь посмотрите, как учат детей с интеллектуальными нарушениями за рубежом( и к чему нас призывают сейчас). "Цветы для Элжернона": парень с легкой степенью умственной отсталости вышел из школы, не умея ни читать, ни писать(он вынужден потом еще какую-то вечернюю школу посещать); Дорис Лессинг "Пятый ребенок": ребенок с интеллектуальными нарушениями закончил школу, не умея ни читать, ни писать; "Привет, давай поговорим":дети с различными дефектами( и с нарушением интеллекта, и с сохранным интеллектом) все в одной куче выполняют какие-то идиотские задания... Так вот, к чему я это всё. В книге есть эпизод, где учительница берет в класс умственно отсталую девочку. Да, это становится хорошей школой для всех ребят. Кроме самой больной девочки. Вот она только выиграла от того, что ее потом перевели в специализированную школу.
01.06.2018
Оль,ты знаешь тут еще одна сторона, учителя вынуждены подстраиваться под отстающим по понятным причинам детям,и сильные дети соответственно тоже не дополучают знания своего уровня...
01.06.2018
Согласна. Именно это и в книге происходило. Сейчас, конечно, развивается тьюторство. Ну как развивается? Курсы пока только создали. Теоретические. Кое-где пытаются внедрить на практике. Может быть, да, это выход. Для детей с проблемами. Но с сохранным интеллектом. Если ребенок умственно отсталый, никакой тьютор не поможет ему овладеть общеобразовательной программой.
01.06.2018
Если честно, не могу поспорить с фактом о том, что советская коррекционная педагогика признаётся лучшей в мире, все может быть. Но вот с результатами такой педагогики поспорить можно, уверена. Знаете, чему мои родители и друзья, приезжая ко мне в гости в Германию, удивляются больше всего?Не чистоте улиц, нет, а количеству инвалидов/людей с синдромами/аутистов и т.д на этих самых улицах, в парках, театрах, общественных праздниках. И, приехав сюда в первый раз с родителями просто на отдых много лет назад, я удивленно спросила папу, почему у нас, в России, их так мало?!А он, человек, связанный с медициной вплотную, грустно ответил, что у нас их не меньше, просто у нас эти люди сидят дома взаперти, по физическим (отсутствие нормальных дорог и съездов) или психологическим (нежелание родителей показывать "такого" ребёнка или просто же нежелание самого человека находиться в обществе, отличных от него) причинам. Здесь же эти люди изначально ходят в обычные детские сады, если возможно, в обычные школы, у них много "обычных" друзей и знакомых, многие работают и создают семьи, посещают культурные мероприятия. И каждый раз, видя таких людей, у меня от боли сжимается сердце, потому что у меня тоже есть троюродный брат, которого учили в специальной школе в России (и да, он умеет читать), но вся его жизнь - это четыре стены в комнате, по вышеперечисленным причинам опять таки...
01.06.2018
Согласна, у нас людям с особыми возможностями недостает социализации. И особенно это касается инвалидов. Тех, кому необходимы особые условия просто даже для перемещения по улице. Это не проблема коррекционной педагогики. Это проблема государственной политики. У героини этой книги таких проблем нет. У нее умственная отсталость, насколько я понимаю, в легкой форме. Я знаю многих людей с таким диагнозом, которые, закончив вспомогательную школу, и семью создали, и прекрасно работают. Две девушки работают даже кассирами в магазине( грубо говоря, не просто полы моют). Да, здесь очень важна золотая середина. В советской педагогике - перегиб в сторону развития интеллекта, с этим не поспоришь. В зарубежной - в сторону социализации( при этом развитие интеллекта приносится в жертву). В любом случае, в работе с особыми детьми необходимы специалисты. И специальные программы. А это возможно только в условиях специальных учреждений.
01.06.2018
Сейчас максимально сократили спец дошкольные учреждения и образование как раз инклюзивное, мы как-то попали на такое "занятие", тот ребенок все занятие катался по полу и закрывал уши, мычал лягался и орал (занятие танцы), тут нужно учитывать что диагнозы разные, кому-то это на пользу пойдет, а кто-то вообще не понимает где находится и там конечно нужно спец обучение.
02.06.2018
Вот соглашаюсь с вашими словами, но так жаль особенных деток!!! Может я, конечно, слишком поверхностно на это все смотрю... Но я бы хотела, чтобы, при наличии не тяжелых ассоциативных диагнозов, а каких-то незначительных отклонений (физических или нет), такие дети тоже имели шанс учиться в окружении обычных детей. Ведь даже в книге дети привыкли к особенной девочке, научились с ней общаться, помогать ей. Чем это им навредило?! А то, что внимания здоровым детям не хватит, не оч согласна. Ведь при наличии более сильных учеников в классе, хватает же внимания учителя и на проверку отдельных заданий для них и на работу с остальными детьми (на личном опыте говорю). Каждый случай, конечно, индивидуален, но нашим детям поучиться доброте стоит
04.06.2018
Так им-то как раз это помогло, об этом я и говорю. А вот ей от пребывания в обычной школе пользы - ноль. Она не научится там ничему. Общаться с нормально развивающимися детьми можно и за стенами школы, на каких-то мероприятиях, в кружках и т.д., где не надо усваивать материал на уровне нормы, а можно просто играть и общаться.
04.06.2018
Да, вы правы. Спасибо, все сложилось)))
04.06.2018
Книга хорошая, читается легко, проблемы ставятся серьезные. Но я не сказала бы, что автор открыл что-то новое. Тема учителя, всей душой болеющего за учеников и свою работу, не нова. И не новой для меня стала мысль о том, что идеальный учитель - учитель без семьи и детей. Потому что чисто физически нельзя объять необъятное. Имея семью, можно хорошо готовиться к урокам, проводить внеклассные мероприятия, куда-то выезжать-выходить с детьми и т.д. Но нельзя ежедневно ходить к кому-то домой, тащить на себе всю общественную работу с обеда(когда уроки закончились) и до позднего вечера. И много чего еще невозможно совмещать с собственной семейной жизнью, когда необходимо и за своими личными детьми ухаживать, и выполнять домашнюю работу, и мужа не бросать на произвол судьбы. Вердикт: главная героиня, если будет продолжать в том же духе, расстанется с мужем. Вряд ли она заведет ребенка. А если заведет, ребенок будет либо редко видеть маму, либо таскаться с нею по неблагополучным семьям и воспитываться ее же учениками, которые будут за ним присматривать, пока мама решает проблемы очередного ученика...
01.06.2018
А ты встречала таких учителей? Я только в книжках))
02.06.2018
Чтобы прямо по домам носились? Нет. А чтобы болели за свою работу и учеников - да. у меня была такая учительница. Она была не только замечательным преподавателем, но и другом, к которому можно было обратиться, который мог разрулить какие-то наши проблемы. Но в школе она не сильно задержалась. Она сделала всего 2 выпуска. а потом ушла. и сейчас занимается исключительно репетиторством. Я к ней водила своего сына. На вопрос, почему она ушла из школы, ответила:"В один прекрасный момент я поняла, что я не жена, не мама, вообще не женщина. Что я ломовая лошадь". Зато сейчас у нее всё прекрасно. И с финансами, и в семье.И уже четверо внуков, в воспитании которых она принимает самое непосредственное участие, восполняя, видимо, то, что не смогла додать когда-то детям в связи со своей профессиональной деятельностью.
02.06.2018
Повторюсь, книга замечательная, читается на одном дыхании. Конечно, немного идеализирована, но все же в ней нет откровенной банальности, какая встречалась мне в детстве во многих советских (наверное, заказных) книгах на похожую тему. И учительница описывается не как какой-то сверхчеловек, а как обычная женщина со своими страхами и даже проблемами личного характера. Поэтому затрудняюсь сказать, на какой возраст книжка - мне кажется, с 13-14 лет отлично должна пойти. Сама с такими жизненными ситуациями и людьми не сталкивалась, все же все было уже вполне благополучно в мои школьные годы, но до сих пор с любовью вспоминаю некоторых своих учителей именно в школе.
01.06.2018
Как вам повезло с учителями) Мне показалось книга не детская
02.06.2018
Розыгрыш "С Днём защиты детей!" Ко дню защиты детей