«Наказание наградой» Альфи Кон
Страницы психологии
Книга далась мне тяжело. Читала я ее непривычно долго, делая перерывы. Первые страницы дались сложнее всего. Я прямо заставляла себя читать. Дело в том, что я кардинально не была согласна с мыслями автора и поэтому никак не могла втянуться. А автор в первых главах лишь критикует теорию бихевиоризма и говорит, что награды, как и наказания, ужасны. Сначала он не приводил особых доводов и примеров, подтверждающих правильность его точки зрения. Но я решила не сдаваться и книгу все же дочитать.
И знаете? Я поступила совершено правильно! С каждой новой главой автор писал все убедительней, давал очень логичные объяснения и приводил все больше доказательство того, что метод кнута и пряника не работает. Точнее, он работает но не в долгосрочной перспективе. Он даёт краткосрочный результат. В случае же отмены награды, ребёнок перестаёт слушаться. А все «успехи» идут насмарку.
Как выяснилось, обещание награды лишь ухудшает результат и негативно сказывается на качестве проделанной работы. Ребёнку не важно качество выполненного задания, не важен сам процесс его выполнения. Ему важно то, что после того, как задание будет исполнено, ему дадут то, ради чего он «старался». Поэтому он не идёт по более сложному, интересному, творческому пути. Он делает лишь то, что необходимо (не больше, не меньше), чтобы быть уверенным в результате и получить за это обещанную награду. А если в следующий раз награду родители не пообещают, то и смысл вообще что-то делать?
По мнению автора, награда - это не то, что должно стимулировать ребёнка учиться, чистить зубы, вовремя ложиться спать, правильно питаться и т. д. Куда важнее понимать саму суть своих действий. Зачем мне чистить зубы или убираться в комнате? Почему так важно это делать? Когда ребёнок понимает, зачем он делает те или иные вещи, он в будущем делает их постоянно, сам и не требует за это конфет, похода в кино или новую игрушку. В общем, внутренняя мотивация куда более эффективна, чем внешняя. Поэтому автор всячески призывает не обещать просто так «пряник», а разобраться с причиной непослушания ребёнка и постараться повысить его внутреннюю мотивацию.
Награда, как и наказание - это способ манипуляции людьми. Для ребёнка страх не получить награду равен наказанию. И когда все его действия сводятся лишь к получению «пряника» без понимания причины этих самых действий, никакого долгосрочного эффекта тут ждать не нужно. Автор категорически против манипуляции людьми и детьми в частности. И старается доказать, поэтому этого делать не нужно.
Очень объемная книга, в которой автор постоянно повторяет одно и то же. Честно, я бы сократила ее раза в три, а то и четыре. Читалось бы легче и быстрее. Но его можно понять, ведь он не просто повторяет, но и приводит новые доказательства своих слов, множество экспериментов и опытов. Тема сложная и очень противоречивая. Поэтому, пытаясь убедить читателя, автор разошёлся аж на 560 страниц.
В целом, я рада, что осилила эту книгу. Автор действительно меняет взгляд на приучение ребёнка к получению награды за все свои действия. Главная мысль автора очень логична и понятна. Действительно, наша движущая сила - это внутренняя мотивация. Она и только она на самом деле заставит нас делать то, что мы делаем. Никакие внешние стимулы в долгосрочной перспективе не заставят нас продолжать заниматься неинтересными вещами. Другое дело, что весь мир уже много лет живет иначе, поэтому на 100% следовать принципам автора крайне сложно, но перенять хотя бы часть будет действительно полезно. Так что, несмотря на все вышеуказанное, книгу я к прочтению рекомендую.
Если вы ее читали, поделитесь своим мнением? Очень интересно, что думают другие люди о такой точке зрения автора.