Мария Голикова "Тридцать третий румб" (ИДМ, 2018)
отзывыУдивительно, как по-разному может писать один и тот же писатель - как будто совсем другой человек. Начала-то я с "Файолеаны", о которой совсем недавно рассказывала - милой фэнтезийной истории об острове сказок, а тут мы имеем дело с морскими приключениями, да еще какими! Повествование несется словно на всех парусах, картины приходят на смену друг другу как волны в бушующем море: вот душераздирающая сцена наказания матроса за мнимое воровство девятихвостой "кошкой", нападение пиратов, взявших корабль на абордаж, морское сражение испанцев с англичанами, портовые сцены... И все это качественно, добротно, со множеством достоверных "морских"деталей и знанием нравов и обычаев эпохи. Кстати, о последнем. Особую прелесть повествованию придает исторический фон - события происходят в 17 веке.
Вообще роман очень напоминает "Великое плавание" Зинаиды Шишовой, который я буквально на днях читала: здесь главные герои - двое мальчишек-итальянцев и там тоже. Только происходящее в "Великом плавании" привязано к конкретным историческим событиям и имени - Христофор Колумб, а здесь сопровождается всякими мистическими образами типа морской девы и таинственными происшествиями: например, когда шестеро спасшихся после захвата пиратами "Святого Христофора" матросов вновь встретили свой бывший корабль, они увидели странную картину - корабль был пуст:
"Когда мы приблизились к пинасу, увидели, что на рее висит чьё-то тело, а на палубе нет никого. Ни души - ни живых, ни мертвых.
"Валенсия" легла в дрейф, на воду спустили шлюпку. Офицер предложил нам, матросам со "Святого Христофора", тоже пойти на него вместе с испанцами. Конечно, мы согласились, хотя от одного вида родного судна, опустевшего по непонятной причине, кровь стыла в жилах.
Мы с трепетом поднялись на его палубу. Паруса полоскали и хлопали от порывов ветра. В петле на нее с руками, скрученными за спиной, висел человек, в котором мы узнали одного из наших офицеров. Ни в кормовых каютах, ни в кубрике не было ни души. Судя по всему, команда бросила судно внезапно - все вещи лежали на своих местах. В капитанской каюте даже остался недопитый ром.
Мы спустились в трюм, куда пираты посадили нашего капитана и офицеров, и нас обдало холодом: все пленники были мертвы. Несмотря на то что смерть уже изменила лица, на них читалось выражение нечеловеческого ужаса. Судя по положениям тел, пленники пытались покинуть пинас, но не смогли, потому что были закованы в кандалы и прикованы к прочному кольцу в стене. Капитан лежал ничком, протягивая руки к выходу... Святители небесные, что здесь произошло?! Яна, который едва не остался на пинасе вместе с пиратами, затрясло от страха. Он схватил Роберто за руку:
- Если бы не ты... о Господи... Если бы не ты...
- А ты еще жалел, что не остался тут, - беззлобно напомнил Руджеро и потрепал Яна по голове.
Тот истово перекрестился.
- Корабль смерти... - выдохнул Франческо".
Ну и, конечно же, образ "Летучего Голландца" тоже неоднократно встречается на страницах романа.
Должна заметить, что вот уже во второй книге этой серии мне очень нравятся иллюстрации - настоящие морские картины с изящными кораблями и прозрачной морской волной, сквозь которую просвечивают лучи солнца...
Часть иллюстраций дана с разворотом на 90 градусов.
Книга небольшого формата, ладненькая, достаточно легкая, с хорошим комфортным шрифтом. Приятно взять в руки :-)
В общем, друзья, рекомендую, трудно оторваться :-)
Тридцать третий румб
Мария Голикова
Художник Александр Чепель
Издательство: ИД Мещерякова