"Файолеана. Дверь времени" (ИДМ, 2018)
отзывыВо многих книгах столь модного сейчас жанра фэнтези присутствуют: а) разнообразные манипуляции со временем и б) волшебство. А здесь еще и сказки, то есть получается такая своеобразная сказка о сказках. Точнее, даже не столько о самих сказках, сколько о целом острове сказок - прекрасной Файолеане.
Критикуя все время издательскую идею о непомерно увеличенных полях (якобы для пометок), впервые поймала себя на мысли о том, что вот она, первая книжка, в которой мне захотелось какие-то пометки по ходу сделать, чтобы вернуться к этому еще раз и обдумать. Так что, принявшись за чтение без всякого предвзятого отношения, следует признать, что книга вовсе не "ни о чем".
"- А многие еще и не любят сказки... И никогда в них не попадают.
- Ошибаетесь, - улыбнулся Эймер. - Они просто не замечают сказок, в которых живут".
Или - другая проблема - люди не могут найти свою собственную сказку. В книге на этом акцентируется внимание как на самом главном моменте в жизни, однако у Эльты - главной героини - как-то этот момент смазан, автор не развивает до конца эту идею: мол, если не нашла свою сказку, может, ты сама пишешь новую? Королева говорит Эльте:
"- Если ты не можешь узнать свою сказку, это значит, что она совсем новая, такой еще не бывало. И скорее всего она только начинается..."
Получается, что если ты не можешь найти свое место в жизни, то либо его еще нет, либо придумай его себе сам - как-то так.
По поводу детского желания "попасть куда-нибудь, где можно попробовать другую жизнь, где ко мне будут относиться как ко взрослой... И где я сама смогу всё решать.
Королева покачала головой:
- И ты не боишься, что оно сбудется? Какая смелая девочка.
- А почему я должна бояться, ваше величество?
- Ну как же. Ты пожелала решать все самостоятельно - а это страшно даже взрослому. Ведь взрослые люди, принимая важные решения, всегда ищут поддержки, советуются с близкими и друзьями. А решать всё самой - значит оказаться в полном одиночестве перед очень трудной задачей или трудным выбором..."
Разве можно назвать пустой книгу с такими мыслями?
Кстати, о мыслях. Автор вкладывает в уста Эймера интересную реплику: "Просто... ну... тут, в вашей Гайстуне, можно позволить себе думать о чём угодно. А на Острове так нельзя. И об Острове лучше не думать впустую".
Бойся своих желаний и дважды бойся подумать что-нибудь впустую... Актуальная рекомендация, не правда ли?
К недостаткам я бы отнесла недостаточное раскрытие характера ряда ключевых персонажей, например, королевы Гвенлиор. Сразу вспомнился Гоголь: человек "так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Может, это получит продолжение в следующей книге...
Зло в этой сказке также присутствует, и его персонифицирует, например, Беласко. Но про него вполне было бы уместно сказать: страшный лишь на вид. Потому что персонаж этот абсолютно бездеятельный, во всяком случае я вообще не поняла, кому и какое зло он причинил. Хотел - может быть, но ведь, как известно, за мысли не судят... В общем, если оценивать содержание самого произведения, то на мой взгляд, оно не совсем однозначное.
А вот само издание понравилось. Книжечка небольшая, легкая, с отличным, идеальным для чтения шрифтом, прекрасно проиллюстрированная очень "фэнтезийными" иллюстрациями Марии Рязанцевой - приятно взять в руки :-)Файолеана. Дверь времени. Часть 1
Мария Голикова
Иллюстрации Марии Рязанцевой
Издательство: ИД Мещерякова, 2018