Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Детские книги

ЗАПИСЬ

Алла (любительница салонов и выставок) 1 февраля 2018, 23:44 ···

Вопросы после ответов

Это мои рассуждения по поводу поста "К чему мы готовим детей", в котором приведена статья уважаемого в сообществе автора Л. Петрановской (сразу оговорюсь, что мной тоже уважаемого - как можно не уважать человека, который помогает встроить в нормальную жизнь приёмных детей?), написавшего несколько популярных книг.

Согласна, мы учим позавчерашнему дню. Вот это: "Все остальные предпочитают сначала поработать и осмотреться какое-то время или, работая на низкоквалифицированных работах, поездить по миру," - из позавчера.

Полно тех, что ездят по миру или по Москве на нехилых тачках и больше ничем не заняты. Появились они не сегодня и даже не вчера. Ну хорошо, это из жизни богатых, а "Богатые люди - они не такие, как мы."

Посмотрим на общество, где такой стиль жизни могут позволить себе многие. Там уже выросло целое поколение, которое так провело свою молодость.

Они не торопятся связывать себя с конкретным местом работы - любая работа не отвечает их представлению о себе, их запросам по зарплате, и ещё работодатель - бездушный сухарь, ни капли креативности - вопросительно смотрит в резюме: "А где у вас указан опыт работы по специальности?"

Они считают, что пока побудут ассистентами, помощниками в разных сферах, потом пойдут в какой-то бакалавриат - куда торопиться, каждому отмеряно по 120 лет жизни!

После бакалавриата можно пойти в магистратуру, иногда по другой специальности. Причём, "на первом курсе бакалавриата сидят рядом бывшие школьники, и те, кому 30 и те кому 50. И это нормально".

Работодателей уже колбасит, уже появляются статьи, что много учиться вредно (если у вас статья об этом не провалилось в недра fb, как у меня, поделитесь ссылкой, пожалуйста). Это не о школьниках, о вполне взрослых людях: их подозревают в постоянной неготовности взяться за любое важное дело, в желании спрятаться от ответственности под благим предлогом повысить квалификацию.

Они не торопятся вступать в брак, надеясь, в крайнем случае, на ЭКО.

Теперь они, 30-летние, рыдают в кабинетах у психологов. Рыдающих так много, что их рыданий хватило Мэг Джей на целую книгу, "Важные годы" называется. Особенно 20-летним советую почитать.

Пока детям не 30, есть время осмотреться.

В какую сторону смотреть особенно пристально? А на себя, любимых.

Вот как мы, оказывается, живём: "Почти каждый раз, когда у родителей спрашиваешь, что было раньше, там в анамнезе история бурного раннего развития, когда ребенка таскали, учили, втискивали в его голову и то, и сё, пятое-десятое. И столько было ожиданий, такой способный мальчик, такая подающая надежду девочка, такой интересный ребенок, нужно ему побольше дать, потому что у него столько талантов, все их надо развить"

Не мамы, а квадрикоптеры.

Но почему обучение мыслится только как спецусилие в спецусловиях? Даже если мы ничего не делаем, мы всё равно обучаем ребёнка, который просто живёт рядом с нами. Забавный пример, сейчас на детских форумах почти каждый день всплывает вопрос: "Как приучить ребёнка 3-4-5 лет к горшку?" Взрослым бы поздравить себя: они с рождения приучали дитя ходить под себя и добились этого! Какие там Никитины - позавчерашний день! Что они знали о памперсах? И вот дитя, преодолев брезгливость ради родной мамочки, привыкает жить в памперсе с мочой и какашками от смены до смены - неприятно, но так, оказывается, принято. И тут родители начинают детишек переучивать - ищут, какие нужны спецусилия и в каких спецусловиях, чтобы успешно переучить.

Ничему не учить проще. И ответственности никакой, хотя бы перед обществом. Помните у Сесиль Лупан разговор с директором начальной школы, очень симпатичной женщиной, которая прекрасно руководила своим учреждением.

"Мы обсуждали возможность поступления ребенка в подготовительный класс в более раннем возрасте, чем это принято.

Знаете, - очень серьезно говорила она, - ведь взрослый берет на себя слишком большую ответственность, решая поместить ребенка в группу детей более старшего возраста. Безусловно, - отвечала я, - но ведь ответственность будет ничуть не меньше, если я решу этого не делать.

Ну нет, - сказала она, вдруг став очень строгой, - ведь это общепринято!"

Да, ничему не учить вроде бы проще, но не получится. Непреднамеренно обучая дитя собой, мы и результаты получаем непреднамеренные.

Если мы говорим с ребёнком только на одном языке, мы приучаем его не знать другие. Если не делаем зарядку, то приучаем не делать её.

Если не поём, не рисуем, не танцуем... - ну, вы поняли))

Для обучения малыша совсем не обязательно его "таскать, учить, втискивать в его голову и то, и сё, пятое-десятое" И вот мы летаем на квадрикоптере по своим делам, не нависая над ребёнком. Что толку нависать, если ребёнок всё равно будет жить в другом обществе, которого мы не понимаем и не представляем...

Точно не представляем?

Мир "Матрицы" нам совсем незнаком? Разве редко встречаются рассуждения о том, что в обществе будущего и даже уже в нашем обществе не нужно столько работников, сколько существует трудоспособного населения и что самый простой и безопасный, в том числе тем, что не предполагает бунтов недовольных, способ как-то занять лишних людей - это занять их имитацией жизни в сети. Забыты слова Филипа К. Дика: "Реальность - то, что не уходит, когда ты перестаёшь в это верить" ("Reality is that which, when you stop believing in it, doesn't go away")

Посмотрите на своё дитя - вам очень хочется, чтобы он был сетевым хомячком и никем больше? Разве мы сами в детстве не попадали в виртуальные миры? Но кукольное царство - приторное до липкости и страшно застрять в рукаве лисьей шубы на обратном пути в реальность. А ведь это не самый плохой вариант.

Есть похуже. Совсем не обязательно, чтобы случилась "всемирная религиозная фундаментальная революция" или "ядерная война". Похоже, что каждый раз, дойдя до очень высокого уровня сложности, общество не упрощается, а обрушивается.

Хараппская цивилизация: в домах бани со стоками, под улицами целая система стоков и - кирдык, где все и куда всё делось? Письменность есть, прочитать некому.

Минойцы: создали систему канализации, придумали водозапор , потом исчезли, не сказав "прощай". Кто прочитает фестский диск? Ну, разве что Михаилу Веллеру удалось))

Древний Рим накрылся медным тазом, надолго забыв про бани. Система канализации почти полторы тысячи лет была никому не нужна. Т.е., нужна, наверное, многим казалось, что штука-то хорошая, только как её работать заставить?

Я немногого хочу, беспокоюсь не о тайнах мироздания, мне достаточно, чтобы "народ обходительным стал и негрубым" и ему стал бы "ведом уход за собой".И чтобы этот уход не был обременителен.

Не смогу даже назвать все сложные технологии, которые обеспечивают мой не слишком высокий уровень жизни, но что-то мне подсказывает, что если все перестанут в них разбираться и первые 60 лет жизни будут креативно искать себя, то очень быстро, гораздо быстрее 60 лет, не станет ни душа, ни унитаза. И тут уже не спасёт сноровка в шумерской вышивке крестиком.

Были исследования, что люди, попавшие в неблагоприятные бытовые условия, опускались, ухаживали за собой гораздо хуже тех, что всегда жили в таких условиях.

Вам хотелось бы, чтобы ваш ребёнок жил в обществе попроще? Сам стал как-то проще? Если он всю жизнь будет вышивать/ выпиливать, зачем ему астрономия, физика, литература, что там ещё в списке есть? (Астрономия в школе умерла, я знаю. Это так, цветок на её могилку - помним, скорбим.)

С чего мы взяли, что цивилизация - это нечто вечное, вандалоустойчивое? Что нашим детям не нужно её поддерживать?

И чем они её поддержат - вышивкой крестиком? ("А зимой что есть будете - пуговицы от штанов?"(С))

О чём же я писала?

Я рисовала карту своего мира, которая немного, но совпадает с миром реальным и вопросов в ней больше, чем ответов - знаете, таких белых пятен с надписью Terra incognita.(Дальше то, что не имеет отношения к статье Петрановской. Если будут протесты, эту часть удалю)) Но лучше карта с белыми пятнами, чем белое пятно вместо карты. Лучше заранее предупредить ребёнка, что ты можешь вышивать, уплыть в кукольный город, свалиться в кроличью нору, но не забудь вернуться в реальность. Если реальность развалится, осколками завалит и кукольный город, и нору.

Что нужно дать своим детям, помимо 3 корочек хлеба на первое время:

- компас (куда можно стремиться, а куда лучше не надо),

- карту ( куда и как можно добраться, где какие Сцилла с Харибдой колобродят, и как от них отделаться или задружиться),

- часы (умение возвращаться не только в выбранное место, но и в определённое время),

- хорошо бы ещё корабельную пушку, но это вопрос сложный))

Время на часах ребёнок установит сам. Компас может ошибаться, ведь мы его создавали из своего опыта, ребёнок отладит его тоже сам, сообразуясь со своим опытом.

Карту мы рисовали, описывая ту реку времён, по которой плавали сами. Книги предлагают карты мира, частично совпадающие с нашей, частично дополняющие её, за что мы их и ценим всем сообществом. Пусть карты устарели, пусть ребёнок поправляет их - исправить проще, чем в последний час перед плаваньем пытаться начертить маршрут на пустом листе. Постройкой своего/ чужого корабля, набором команды/ наймом на чужой корабль ребёнок должен заняться сам. Вряд ли ему понравится всю жизнь валяться на берегу рядом с компом и провожать чужие корабли. Так не лишайте его карты и компаса.

А пушки?! Эх...

В продолжение разговора Александр Марков с 1:12 до 1:30.
1

КОММЕНТАРИИ

Оля 4 февраля 2018, 16:05 , Симферополь
                                    

Очень рада посту! Все мои сумбурные мысли получили правильное направление)) спасибо!

Ответить
Наталья 2 февраля 2018, 20:50 , Подольск
                                    

Очень рада вас слышать! Полностью согласна!!! Хочу только добавить - что стремление научить ребенка тому, что умеешь сам, это основа цивилизации людей - "учи подобному". И именно так сшивается связь поколений - общее дело, увлечение, обучение. Т.е. в обратном порядке. Мы же не программу пишем, воспитывая, мы даем вводное, кирпичики подбрасываем, из которых они свои дома и постоят потом, а, может, уже и сейчас строят. Ну, нельзя научить тому, чего не знаешь сам. А кто знает будущее? Не хотела бы я быть таким человеком

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 22:34
                                    

Очень приятно встретить единомышленника)) Согласна, в наше время разрозненных знаний необычайно важно дать ту систему представлений, что была для нас и будет, я надеюсь, для наших детей основой цивилизации. И ей надо сначала научиться самим. Как говорит Мурашова по чуть другому поводу: "К 6 годам ребёнка вы просто обязаны обзавестись хоть каким-то мировоззрением" - чего не знаешь, тому не научишь.

Ответить
Ольга 2 февраля 2018, 17:20 , Тула
                                    

Спасибо! Массу моих собственных мыслей по поводу статьи Вы озвучили. Да - необходимо хотя бы на среднем уровне иметь понятие об основных областях знаний( физика, химия, биология, история, география), а именно школа эти представления и дает. Что выберет среднестатистический школьник из учебных предметов, если ему такой выбор предоставить? Физкультуру и рисование. Разве нет?

Креативность? Да пожалуйста, креативь на здоровье. Только базу сначала узнай. Вдруг до тебя это уже кто-то давным-давно накреативил? Будем велосипед в очередной раз изобретать? Да и в любой ли профессии креативность нужна? Ну-ка, кто пойдет под нож креативщика-хирурга?
И по поводу "несчастных" детишек, которых таскают туда-сюда. На самом деле, если их не таскать, они и не поймут никогда, в каком же направлении им двигаться. Компьютер и телевизор - всё. Честно: сына таскала на танцы, в бассейн, на борьбу, на рисование, в музыкалку. Знаете, что выбрал(хотя и в плавании, и в борьбе были определенные успехи)? музыку. К 18 годам, между прочим. И спасибо сказал, что в свое время не дала ему музыкалку бросить. И в институт культуры поступил. А кто бы мог подумать! Примерно тот же путь( ну, за исключением борьбы) прошла с дочкой. Сейчас, к 12 годам, из списка остались танцы.
Ответить
Наталья 2 февраля 2018, 23:29 , Подольск
                                    

Я с вами - "таскала", "таскаю", и буду "таскать". И саму "таскали", за что огромное спасибо!

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 18:09
                                    

У Льва Шильника довольно злые книжки, но он жил в США, есть личный опыт.

Никонов пишет о чужом опыте, но пишут они об одном: студенты (уже совсем не школьники) выбирают курсы какого-нибудь этнического искусства и ещё чего-либо, что легко узнавать, но таких специалистов нужно не больше десятка на всю страну.

Я считаю, что очень везёт тем детям, у которых родители изыскивают время и возможности попробовать себя в разных направлениях в детстве, не перекидывая эти поиски на 20-30 лет.

Ответить
Tanja 2 февраля 2018, 18:14 , Салерно
                                    

Откуда такое презрение к этническому искусству итп? Да, таких специалистов много не нужно, но это не значит, что стать хорошим специалистом просто.


У нас по тв рассказывали, что в Йельском универе ввели курс лекции про счастье...

Ответить
иришка 2 февраля 2018, 14:25 , Москва
                                    

Прочитала, да личном опыте убедилась, сейчас на курсах в группе есть барышни, им по 25-27, не работают, ищут себя. Так мне они об этом лекцию прочитали, вот мол почему вы здесь в 35, а не искали себя в юности. Но при фразах за нас родители платят, я решила не беседовать дальше. Но мысль,что мои дети будут искать себя до 30. Не допускаю. Пусть по старинке,но путевкой в жизнь обнспечу.

Ответить
Tanja 2 февраля 2018, 18:06 , Салерно
                                    

Что будете делать, если будут искать себя до 30? (Пусть под благовидными предлогами стажировок, волонтерства...)

Ответить
иришка 2 февраля 2018, 19:38 , Москва
                                    

В 17 настою на профессии и на высшем. Во время учёбы поддержку обеспечу. Но вот при полученном дипломе, работаем и волонтерим сколько угодно. Поэтому я сейчас так спокойно и хожу на разные курсы и семинары. Диплом есть,кусок хлеба есть, можно и себя поискать в других сферах. Хотя основная профессия любимая.

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 15:10
                                    

Удивительно желание таких барышень прогуляться по чужим граблям))

Ответить
Нинель 2 февраля 2018, 13:27 , Москва
                                    

Меня тоже как-то покоробило от статьи Петрановской, с чем-то согласна, но не со всем. Вот не верю я ни разу про эти 120 лет, а даже если и так, молодость все равно конечна и природу не обмануть. Обучаемость с возрастом падает. Слишком долго определяться с первой профессией вредно, особенно девушке. Мы уже не такие как родители и по идее "должны жить дольше". Но вот мой пример. Есть хорошее ВО с истекшим сроком годности, есть несколько лет работы в других инженерных отраслях, не по специальности, есть длинный декретный отпуск и нет Профессии! Мне страшно выходить работать через 3 года, и я понятия не имею, кем я буду. Обучение - это часто необходимо и прекрасно, когда оно за счет работодателя, а еще лучше и в рабочее время. Но чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно иметь Профессию и востребованные навыки. Переучиться всегда можно, а ничего не уметь после 30 стыдно и страшно. Своим детям постараюсь эту мысль привить. И еще. Невозможно все делать и знать идеально в рамках школьной программы, но важно иметь представление обо всем. Если ребенок хочет стать физиком, не значит, что история и география ему совсем не нужны.

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 13:41
                                    

Очень интересный и глубокий комментарий сразу по 2 важным для меня темам - профессия и родительство, спасибо.

Мэг Джей винит общество в том, что оно дало ложный ориентир нынешним 30-летним, что "30 - это новые 20, займись тем, что интересно, работа и семья могут подождать". Интересно, что у нас заставляет в это верить? Ведь даже Джей (человек из сытого общества) выход видит в поиске нужных связей, а не в переучивании.

Ответить
Нинель 2 февраля 2018, 14:22 , Москва
                                    

Ну. конечно раздолбайничать всяко интересней, чем трудиться. А если копнуть чуть глубже: кто они, разъезжающие по стажировкам за границей? Уж точно не школьники после 9-11 класов, они там никому не нужны. Едут туда выпускники вузов, где уровень образования пока еще держится, и едут не мир посмотреть и себя показать, а чтобы там доучиться и остаться. Возвращаются единицы. Мой бывший одногруппник с 1-го курса говорил, что как только, так сразу уедет в Америку, и его дети никогда не будут ходить в грязные туалеты совковых школ. И такая мотивация встречается) Связи действительно превыше всего, так и раньше было, а если их нет, спасут только образование + опыт работы.

Ответить
zaykivi 2 февраля 2018, 10:27 , Москва
                                    

Перечитала 2 раза прежде чем поняла о чем вы )) вот я тормоз ))

Жизнь конечно меняется, и взрослым/родителям не всегда удается поменяться вместе с миром. Выживают те, вернее хорошо живут те, кто умеет держать руку на пульсе. Приспособленцы. Консерваторам жить тяжелее. Наверное хороший пример нашей страны в 90-е годы. Советская экономика развалилась, и кто-то смог переучиться и зарабатывать в быстро меняющемся мире, а кто-то спился, кто-то не справился. Конечно проблема отцов и детей будет всегда. И всегда будут родители диктаторы, будут навязывать свой образ жизни и мыслей. И будут родители которые не будут давить на детей.

Мне показалось что Петрановская в этот раз загнула, раз дети не хотят учиться и ладно... Скорее всего она имела ввиду когда родители перегибают с контролем и ведут себя как диктаторы. Упрямство в плохом его значении. Т.е. к какой-то определенной проблеме была написала статья.

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 12:28
                                    

Спасибо, что поняли, что выделили сразу то главное, что вызвало у меня протест и желание написать пост. Вот это: "ты ностальгируй - не ностальгируй, а линия времени идет в одном направлении". Может и не пойти ни в каком направлении, а рухнуть просто потому, что большинству не показали, сколько труда и знаний вложено в обычную повседневную жизнь общества.

Ответить
zaykivi 2 февраля 2018, 13:22 , Москва
                                    

у меня в планах почитать книгу «Дети и их несовременные родители»...

Ответить
Sokolitsa 2 февраля 2018, 09:57 , Москва
                                    

Утро задалось))) От души посмеялась))) Статью Петрановской тоже восприняла довольно критически (при всем уважении к ней).


Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 12:54
                                    

Спасибо))

Хотя тема серьёзная, я старалась писать, не впадая в свинцовую серьёзность))

Ответить
Юлия 2 февраля 2018, 09:08 , Подольск
                                    

А мне понравилось то, что вы написали!

Ответить
Маруся 2 февраля 2018, 07:36 , Уфа
                                    

Вы знаете, а я с вами почти во всем согласна, и с Петрановской тоже. Я грубо скажу: Да дети будут жить в другое время, которое нам не достанется, но лучше они получат пинок от нас в определенном направлении, чем от жизни. В одном не согласна с Петрановской: раз дети в 18 лет не могут выбрать направление будущей жизни, значит надо им помочь к 18 годам определиться. Показать разнообразие мира и профессий, занятий, направлений, социального уклада, нравственных ценностей, способов достижения целей, людей, животных, цветов, да всего. И да, вовремя научить горшком пользоваться тоже важно. К сожалению, пример, который привели вы, я знаю в жизни.

Ответить
Алла (любительница салонов и выставок) 2 февраля 2018, 12:48
                                    

Вот это главное, что я хотела написать: "показать разнообразие мира и профессий, занятий, направлений, социального уклада, нравственных ценностей..." плюс ещё хрупкость всего этого и сколько труда вложено нами, нашими предками в то, чтобы это существовало. И если детям это всё нужно, пусть приучаются всё это поддерживать, изменять, само собой ничто существовать не будет.

Ответить
Аня 2 февраля 2018, 06:28 , Зеленоград
                                    

По-моему, вы прицепились к словам - и вас занесло в другую степь.

Петрановская нигде не говорила о том, что детей надо отпускать в свободное плавание, вообще ничему не учить и не прививать никаких ценностей и стремлений. Она говорила о том, что нельзя через ребёнка реализовывать собственные амбиции: силком водить его на важные с маминой точки зрения, но неинтересные для ребёнка кружки, заставлять приносить из школы одни пятёрки и прочее.

Вы как-то максималистски все восприняли. И да, пример с горшок провальный ;)

Ответить