Разговор с художником.
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Или о детском рисовании.
P.S. Михаил Бычков дал в посте свои пояснения!!! Заходите, читайте)))
Сначала я засомневалась в это ли сообщество писать пост. Вроде не про книжки.
Но потом подумала что все вы знаете Михаила Бычкова (а встретились мы с ним на выставке) и кому как не вам будет интересно послушать о том, что он думает о детском рисовании.
ВСЕ дети рисуют.
Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то много, кто-то мало, но все.
Разговор был личный, тет-а-тет, поэтому тут будет много про конкретного ребенка и конкретную ситуацию. Про мою.
Рисует Артём давно. Еще с детского сада он ходит в изо кружок и всегда приносил хорошие работы.
Последние три года он ходит к одному и тому же преподавателю в Дом Творчества около школы. И если раньше это было изо (в разных проявлениях: акварель, гуашь, мелки, пластилин и т.д), то с сентября он пошел к ней же на масляную живопись.
Уже первые работы были не плохими.
Но когда он принес СОВУ, я не только пищала от восторга, но и стала задавать себе вопрос "а насколько САМ он это нарисовал?".
Когда он принёс МАКИ, я не только в посте расписала своё видение на САМ, но и пошла с этим вопросом к учителю.
**********************************************************************************************
Повторю здесь чтобы вы поняли суть
***
Объясню на пальцах про участие учителя.
Вот эту картину Артём нарисовал САМ в 2 года.
Ну как САМ?)))
Кисточку держал он. И рисовал он. Макал в воду и красил.
НО!!! Каждый, нет КАЖДЫЙ шаг ему был рассказан, объяснен и показан. Учитель показывал и объяснял родителям, а родители показывали детям ГДЕ и КАК рисовать.
Можно ли сказать что ребенок сам это нарисовал? Нет, конечно. Доля учителя настолько велика, что о самостоятельности речи не идет вообще.
********************************************************************************************************
И вот тут-то она мне и рассказала, что её там процентов 50 Маки Артём много раз переделывал.
Он нарисует, она говорит не правильно, стирает мастихином краску и он рисует заново. Она показывает приёмы и говорит КАК рисовать. Как размазать листочек, как положить густую масляную краску, как сделать наслоение.
Учит, короче.
И по мне это правильно. Нужно сначала научиться рисовать, а уже потом придумывать что-то своё.
А вот Михаил считает С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!
Он говорит, что ребенка НЕ НАДО ничему учить.
Что нужно, даже не дать ребенку, а просто положить на стол краски и кисть. И ребенок САМ захочет ими воспользоваться и что-то нарисовать.
И пусть рисует сам что хочет. Бейте себя по рукам, но не лезте в этот рисунок. Всё что вы можете - это дать тему. "Зима", "Каникулы", "Мама на кухне". Не больше!!!
- Как же так? - спрашиваю я - зачем изобретать велосипед? Ведь нельзя сесть за швейную машинку и начать шить. Надо понять как это работает.
- Не сравнивайте технику и творчество. Когда ребенок рисует он саморазвивается. Он сам находит все нужные приемы, сам смешивает краски и получает цвета. Через опыт проб и ошибок он сам научится.
- Но почему многие начинают с копирования?
- И что? Дальше копирования такие люди чаще всего не идут. А если вы хотите чтобы ребенок стал индивидуальностью, то дайте ему развиваться самому.
Поверьте, мне есть чему научить мою дочь (О да! Я верю!!))). Но я никогда ее ничему не учил, она рисует сама. И знаете что? Однажды на моей выставке я повесил несколько её небольших работ. Пришедший на выставку Траугот долго их рассматривал и потом очень хвалил. Он не сказал ни одного слова про мои картины, а хвалил только её.
- А зачем тогда дети шли в подмастерье к художнику?
- А вы думаете им сразу кисточку давали?)) Они сначала мыли тряпки и палитры и часами наблюдали за мастером. Потом им давали нарисовать какой-нибудь листочек или цветочек, потом закрасить фон. И лишь спустя несколько лет доверяли кисть. И, получается, что хоть они и видели как рисует мастер, но никто их рукой не водил и приемов не показывал.
(Разговор по памяти, так что не дословный, естественно).
******************************
И сказал мне (не АРТЁМУ!!!) Михаил выкиньте все ваши картины доля учителя в ваших картинах 99%.
Я специально вам их показала))) не для того чтобы похвалиться какой гений мой ребенок (а сейчас я так вообще в глубокой задумчивости...), а для того чтобы мы вместе порассуждали на тему КТО ПРАВ?
Представляете ли вы себе ситуацию что вы не будете учить ребенка?
Вот дали краски и кисточку и рисуй что хочешь.
Дали пластилин - лепи что хочешь.
Как вам такой подход?