Дневник чтения 3,4-3,5 (ноябрь-декабрь)
дневник читателяПока еще на улице снег и новогодняя елка не выглядит совсем нелепо, допишу наш дневник чтения ноябрь-декабрь, 3,4-3,5 соответственно. Читали как обычно, в промежутках между прогулками, конструктором и пластилином.
Начну рассказ с тонких книг. Большую стопку тонких мы перечитываем из месяца в месяц, какие-то становятся меньше по количеству прочтений, какие-то постепенно добавляются с общей полки (у нас дома очень многое из скрепок Мелика, Нигмы, Речи и других). В этом дневнике покажу три самых читаемых
«Золушка» от Рипол классик. В начале ноября в саду проходила сказка «Золушка» для старших и младших групп одновременно. Дети были очень впечатлены и даже рассказывали о ней дома (обычно рассказа о саде не дождешься).
- А потом они достали красивый ботиночек и стали искать, чей он (с).
Поэтому я не удержалась и достала свою любимую Золушку с Булатовым и Васильевым. (Вообще она отлеживалась на полочке и ждала 4-5 лет.) Дети попросили почитать. Потом еще раз. Потом еще пару раз. Потом пошли вопросы, из которых я поняла, что часть сказки остается непонятой. Но, тем не менее, просили читать снова и снова. Через пару недель охладели, но я рада была, что насмотрелась на любимые иллюстрации.
«Три поросенка» от Рипол классик. В этой книге тоже Булатов и Васильев, но мне совершенно не нравятся поросята. И зовут их здесь Старший братец, Средний братец и Младший братец. Также в самом начале имеет место быть мать-большая Свинья. Иллюстраций оказалось маловато для нас.
Поэтому мы достали простенькую «Сказки для малышей» от Самовара. Поросят там зовут привычными (для меня) именами: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Очень милые розовые поросятки. Детям эта книга понравилась больше, в т.ч. и из-за формата - небольшой размер, который удобно везде носить с собой. А этот каменный дом - просто мечта моего детства, именно с такими камешками я его всегда представляла и рисовала.
Покажу еще домики братьев. Тоже очень симпатичные. Поскольку книга читалась осенью, мы нарвали соломы, взяли палочек и пытались сделать что-то похожее. Думаю, волку не пришлось бы долго дуть, чтобы разрушить наши строения )) А вот дом Наф-Нафа сначала хотели сделать из обычных камней, но не получилось, поэтому делали аппликацию из бумажных камней. Но летом в деревне обязательно построим все как надо.
Также несомненным плюсом от Самовара являются песенки, которые добавляют еще больше живости этой сказке. Помните, «нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…». Ели мы читали эту книгу с утра, то весь оставшийся день эти задорные строчки крутились у меня в голове. А дети, когда рассказывают эпос собственного сочинения, тоже всегда вставляют несколько слов из этих песенок.
Вернусь к тонким книгам. «Хвосты» от Энас-книги с рисунками Андрея Асеева. Очень интересная сказка о том, как все звери обзавелись хвостами. Если придираться, то можно задаться вопросом, что делают слон и павлин в лесу в русской народной сказке. Еще можно расстроиться от нечеткой и бледной печати, особенно на развороте с висящими на дереве хвостами.
Но у детей сказка шла «на ура». При чтении всегда четко следили за совпадением слов и картинок. Куда делась белочка с предыдущей страницы, почему медведь опоздал, где корова, про которую написано, но не нарисовано, и так далее. Самый любимый персонаж - свинка, которая завила свой хвостик колечком, и он показался ей самым красивым.
Много раз проделав вместе с детьми мысленно процедуру соотнесения хвостов, я распечатала картинки, отрезала им хвосты и книжка превратилась в игру. Сначала мы просто расставляли хвосты, но это оказалось довольно быстро, поэтому мы начали играть «кто вперед».
Когда и это надоело, мы начали играть в смешные слова. Приставляли хвосты к разным зверям и смотрели, что выходит. Сначала я играла «по правилам»: туловище-первый слог, первый в названии животного, а хвост - второй слог, последний в названии животного. Но иногда получалось не очень благозвучно (от этого не менее смешно), поэтому мы стали переставлять слоги как попало. Дети со слогами, конечно, не справлялись, но им очень нравилась игра. Вот, например, что у нас получалось: СВИ-ЛИН, ЗАЙ-БЕЛ, ЛИС-НОТ…
Так что, несмотря на бледную печать, отличная книжка получилась. Хвосты в
Из новеньких покупок у нас появилась очередная книга Эрика Карла. «От головы до ног». Ах, где мои семнадцать лет… Точнее, где она была два с половиной года назад! Отличная книга, чтобы приучить малыша к зарядке.
Несколько недель она доставалась ежедневно. Дети сначала заставляли выполнять упражнения меня (за что им спасибо), затем кривлялись сами. Упражнение «ослик» я советую выполнять на гимнастическом мате или на чем-то мягком. Несколько раз мне казалось, что ребенок вот-вот перекувыркнется через голову и упадет. Любимей всех, конечно, картинки с любимыми животными, у нас, например, это кошка. Можно еще и пофырчать и повыпускать когти.
Самым сложным было изогнуться, как крокодил. Но мы старались )). Качество книги - отличное, как у всех ламинированных картонок Розового жирафа. Единственное, я бы сделала картинки в книге чуть посветлее. И еще высокую оценку эта книга получила от моей мамы, приверженки Барто, Чуковского и Михалкова. Поскольку у нас на общесемейных праздниках много детей разных возрастов, то она предложила ее использовать как основу одного из конкурсов. Я полностью согласна, нельзя ограничивать эту книгу малышковым возрастом, тем более, если ребенок в доме не один. Книгу можно посмотреть в
Теперь перейду к открытиям сезона. Все знают Сутеева. И у нас тоже он стоял на полке в прямом доступе уже около двух лет. Но … стоял себе и стоял. Дети сами никогда его не брали. Я читала самые простые рассказики по картинкам, выслушивали, но перечитать не просили никогда. И вот, наконец, «Маша для себя открыла!».
Во-первых, могут бесконечно слушать первую книгу из серии «Весь В.Сутеев» -
Это и «Палочка-выручалочка», где с помощью простой обычной палки (и своей умной головы) Ёжик сам спасался из разных опасных ситуаций и зайца спасал:
И «Петух и краски», повествующая о том, как только что нарисованный Петушок искал краски, чтобы стать разноцветным.
И «Цыпленок и утенок», и «Яблоко, и «Что это за птица?»… Еще обязательно упомяну «Разные колеса», поскольку чтения этой сказки я ждала с особенным вожделением. У меня когда-то это был один из наилюбимейших диафильмов. И я специально не отдавала никому пирамидку с большими кольцами, чтобы поиграть с детьми в эту сказку. Хотя они у нас и так без дела не лежали - были конфорками на самодельной плите. Но теперь мы делаем с ними еще кучу всего, не далее как в субботу заворачивали в фольгу и пекли «цветную форель» )) Но зверюшки, которые сделали из разных колес прялку, тачку, колодезное колесо и мельницу, по-прежнему меня восхищают.
Не могу удержаться, чтобы не вставить:
А еще осенью мы начали смотреть мультики. Раньше смотрели крайне редко, нельзя было по зрению, а осенью Сутеев показался мне самым подходящим вариантом, тем более, на волне чтения его книг. Хочу отметить, что некоторые мультфильмы частично расходятся по содержанию с книгой. Особенно это видно на сказке «Кораблик», в книге зверюшки строят кораблик в противовес умеющему плавать лягушонку, а в мультфильме пересекаются сразу две истории - спасение Цыпленка и возвращение дружбы с Лягушонком на фоне отважного плавания.
А вот этот прекрасный мультфильм (Обещаю, последний раз):
Вторая книга из серии Сутеева
«Терем-Теремок» - еще одна версия всем знакомого сюжета. Пока не могу сказать, какая из книг про Теремок детям нравится больше, все слушают одинаково, но отличия все же видят - и по зверям (здесь, например, первой жительницей стала не мышка, а муха),
и по быту (не везде показывается, чем звери заняты внутри). Ну и по концовке. В данной версии все звери не передавились, не разбежались, не построили какой-то мифический теремок, а соорудили вполне вместительный домик, где еще и для гостей место осталось. И что важно, приводится картинка этого нового домика. Мне кажется, многим сказкам не хватает в книгах финального рисунка.
«Раз, два, дружно!» - про то, как мелкие зверюшки спасали огромного лося, придавленного деревом, в то время как с другого конца леса неслись три голодных волка за этим самым лосем. Мораль сказки проста - о взаимопомощи и о том, что даже маленький муравей может принести огромную пользу. Иногда для сопоставления сказок мы после этой перечитываем «Улитка и Кит», где тоже маленькая улитка спасает огромного кита.
«Про бегемота, который боялся прививок» - очень актуальная для нас тема и в конце осени, и сейчас. Смена цветов у бояки-бегемота вселяет в детей смелость при походе к медсестре.
Про кляксу мультфильм мне показался гораздо интереснее сжатого изложения в книжке. Про Красную Шапочку пока только читали, а до сказочных повестей еще не добрались. Про само издание могу сказать, что белая обложка пачкается не сильно. Внутри плотный белоснежный офсет. Огромное количество рисунков. Удобный формат меньше А4. Я довольна книгами.
Книжка-веселилка «Как справиться с монстрами» от Поляндрии. Призвана помочь ребенку справиться со своими страхами. Покупала на всякий случай, а вдруг. Но монстры на обложке такие забавные, что дети достали с полки и попросили почитать. А потом долго уговаривали меня купить какого-нибудь. Когда я сказала, что они не продаются, стали упрашивать сшить оранжевого симпатяшку. (Я сдержала свои швейные порывы, мягких игрушек и так дома вагон.)
Как слегка техническому человеку, мне очень понравилась разбивка монстров на группы - огромные, малюсенькие, средних размеров, странные. К каждой группе нарисованы примеры внешнего вида и даются краткие четкие юмористические инструкции, что нужно сделать. Детям нравится. Иногда окружающих вводят в шок некоторые фразочки типа: «Брысь, мелочь пузатая!», которой рекомендуется гаркнуть на «малюсеньких монстров».
Над некоторыми монстрами дети смеются, но вместе с тем и жалеют, как этого, который остался без зубов
А вот эта картинка и подпись одной мне напоминает книжку по детской психологии?
«Монстры средних размеров - хуже всего, потому что им легко замаскироваться. Они похожи на обычных людей. Тебе и в голову не приходит, что это монстр, и вдруг - бах, ни с того ни с сего он как начнёт к тебе приставать! Чтобы от них отделаться, просто не обращай внимания на их штучки. Монстры этого терпеть не могут. Они-то хотят, чтобы все только о них и думали! А ты веди себя так, будто их нет вовсе, и тогда они страшно разобидятся, а потом уберутся прочь».
В следующей номинации у нас Валерий Горбачёв!
«Пип и Макс в детском саду» про цыплят-двойняшек, которые первый раз пришли в детский сад. Детям очень нравится, когда имена цыплят я заменяю на наши, они считают, что это книга про них. Очень любят читать. А мне очень нравится Валерий Горбачев, его рисунки не перегружены мимишностью, но в то же время такие детские и приятные.
По сюжету у цыплят не сразу складываются дружеские отношения с коллективом, но к концу все другие воспитанники помогают им преодолевать ручей - и хотят научить плавать, и научить прыгать, и перекидывать бревно, и в итоге помогают им перебраться за руки, а потом цыплята и сами смело переходят ручей.
«Как Хрюша зиму зимовал» от ИДМ. Очень бледная печать. Особенно в сравнении с печатью цыплят. Наверное, я далеко не первая, которую удивляет полная цена на эту книгу (мне посчастливилось ее взять в 2014 в магазинчике ИДМ за приятные сто с чем-то рублей). Самостоятельный выбор детей с полки, давно они уже на нее покушались. Но могу сказать по содержанию - хотя читали мы ее несколько раз, далеко не весь юмор оказался понятен, я считаю, что книга на более старший возраст. Вот пример одной Хрюшиной проделки:
Теперь перейду к хитам-хитищам последних двух месяцев прошедшего года. Дети заинтересовались цветами!
«Жили-были карандаши» от Речи. Почти два года дожидалась я, когда эта книга станет интересной. И вот началось её запойное чтение. Закрылся последний лист - мама, а теперь еще читай. И вот мы читали столько, что однажды случайно я услышала воспроизведение большого куска текста практически дословно (к слову, ни одну сказку мы не можем рассказать «по-правильному»).
С детскими впечатлениями понятно, хочу поделиться своими. Мне очень нравится, что в начале книги приведены монохромные рисунки: «с Красным он играл в закат, пожар и как спасает друзей в маковом поле»
«с Синим - в шторм, прыжки с парашютом и как собирает васильки для мамы»
«с желтым в пустыню, продавца дынь и солнечный день на пляже»… Мне кажется, это не современная мода «пусть рисует солнце фиолетовым» в противовес «трава обязательно должна быть зеленой», нет, это как раз видение маленького человека, не связанного какими-то условностями, штампами, обязательствами…
Помните, как Антон с дедушкой в «Моем генерале» рисовали: «У меня получалось плохо, да и у дедушки не лучше, но зато красиво! Да, да! Можно, оказывается, и так! Дедушка рисовал вдруг реку совершенно красной. И плотину тоже! И крутой берег напротив. Он менял только оттенки красного цвета. Немного порозовее, немного покирпичнее. И получалось красиво, хотя, если смотреть поближе, ясно, что дедушка такой же художник, как и я.
- Это наследственное, - шутил я, разрывая свои рисунки, - немного похуже, чем у тебя!
- Не скажи! - возразил дед. - Я не умею рисовать, но вкладываю свои эмоции в цвет. Понимаешь, в цвет!». Признаюсь, с тех пор, как я впервые прочитала эти строки, меня не оставляет мечта нарисовать подобную картину, много раз пробовала, но выходит всё не то, что хочется.
Но вернусь к Карандашам. В книге даются некоторые термины, например, «контраст»
Рассказывается о появлении новых цветов, о множестве оттенков одного цвета. Приводятся даже такие названия, как вердепомовый, соловый, вердигри. Мне кажется, полезная штука хотя бы для самого себя знать название цвета. Ну и конечно, мы рисовали, смешивали, извели целую упаковку краски и целенаправленно хотели извести упаковку карандашей, чтобы они стали такими же маленькими, как в книжке, но они оказались длинные и нескончаемые. Также одной из игр была постройка домиков карандашам.
Из недочетов лично для меня могу отметить начало некоторых глав. К половине из них я добавляю слово «однажды» или некоторые другие, чтобы было понятно, что начинается новый сюжет. Иногда по ходу чтения добавляю некоторые слова, вносящие большую понятность (на мой взгляд). В десятой главе про путешествие Белого к Черному добавляю слово «пожалуйста» в просьбах Белого, потому что во всей остальной книге карандаши очень вежливы и вообще, просить лучше с этим вежливым словом. Пишу дневник за ноябрь, но книгу до сих пор постоянно перечитываем. Посмотреть можно в
«Кастор и краски» от Мелик-Пашаева. Второй наш цветной любимчик. Да и вообще, к Кастору мы неравнодушны, любим его давно и прочно. Фартук мы шили, пирог пекли, фасоль выращивали, велосипед ремонтировали и вот теперь решили покрасить. Как обычно, по ходу чтения наглядно показываются все необходимые приборы и материалы. Объясняется и показывается важность техники безопасности. Вот, например, как надо готовить комнату к работам по покраске и как удобнее разместить окрашиваемый предмет
Книга не страдает особо литературным переводом, в ней много технических моментов, но дети готовы слушать и слушать и, уж тем более, практиковаться и практиковаться. Наибольший интерес вызывает получение нового цвета
В конце книги, как и во всей серии, даются практические советы (как я уже сама неоднократно убеждалась, они действительно полезные и им стоит следовать) и таблица красок для наглядности.
И еще в конце картинка после завершения трудовой деятельности, всегда такая милая и домашняя, что так и хочется срочно сварить фасоль или устроить пикник, разрезать вкуснющиий пирог или сшить второй фартук. Так и здесь довольные бобры, разложив, наконец, все кисти и краски в самодельный шкафчик, собираются пить сок с ватрушками.
Так что могу сказать, что новая история про Кастора, во-первых, прекрасно вписалась в изучение цветов, а во-вторых, дополнила нашу серию. Про Краски в
Что-то дневник получился болтливым, но осталось немного. Перед самым Новым Годом прочитали «Как лисёнок встречал Новый год» от Нигмы. Милая добрая история, очень симпатичный Лисенок. Детям понравилось, как он делал фигуры, а мне слова на последней странице: «Лисёнок был очень счастлив; это чувство буквально переполняло его! Сердечко Лисёнка забилось чаще, и он прижался к своей маме. - Мама, я чувствую… я чувствую эту радость, которая и есть самый главный подарок от Деда Мороза».
Разве это не одно из тех замечательных качеств, которые мы хотим воспитать в своих детях? Чтобы они умели радоваться празднику, дружбе или каким-то простым повседневным вещам просто так, без огромных коробок с подарками, без каких-то специальных усилий. Обязательно будем перечитывать эту книгу в следующем декабре.
И еще немного Нового года и Анастасии Орловой от Росмэн. Хорошенькие удобные книжечки про приключения грузовика с прицепом и новогодние стихи.
«Это грузовик, а это прицеп». Года в два с половиной бы нам эту книжку, стала бы мегахитом, но и сейчас дети часто выбирают ее с полки. Самый любимый момент - как выгружают арбузы. А наиболее любима вторая часть книги, где уже не просто вверх-вниз, а развитие сюжета, переживают за прицеп и за собаку. Также решила приберечь книгу для дальнейшего самостоятельного чтения и проговаривания.
«Как приходит новый год».Коротенькие стихотворения на зимнюю тему. Чаще всего для чтения ее выбирала я сама. Мне кажется, для этой книги надо поймать настроение, когда строчки читаются легко и воздушно. Некоторые образы из стихов дети все же запомнили, например, про ботинки и снежинки и про замороженный пирог. Четыре стихотворения, на мой взгляд, не подходят по тематике в эту книгу - Царица (про ворону), Лошадка, Пес дворовый и Сапоги-небоскребы. Но в целом книжке я рада, не всё же время читать серьезные стихи, а она получилась такая детская, и рисунки хорошие.
На этом дневник заканчиваю. И раз уж у меня в начале была ёлка, то ёлкой и закончу - немного новогодней Москвы.
Всем спасибо за внимание!
*