Дневник читателя - Маши Пантелеевой (от года до пяти)
дневник читателяВчера увидела в новостях, что Речь анонсировала переиздание книги Л. Пантелеева Буква "Ты". В своё время очень хотела её приобрести в домашнюю библиотеку, но такую не нашла и приобрела у букинистов "Весёлый трамвай", где Феньку проиллюстрировал Беломлинский и осталась довольна как слон:)
Но ниже речь пойдёт не об этой книге, а о дочке Леонида Пантелеев - Маше Пантелеевой, точнее о её чтении.
На днях закончила книгу "Наша Маша. Книга для родителей", в которой Леонид Иванович достаточно подробно описывает жизнь своей дочки: как росла, что интересовало, что говорила, что читала и т.д.
И вот я решила немного ПОМЕЧТАТЬ и представить, как выглядел бы дневник читателя, если бы его вёл папа Леонид Пантелеев :)
***
Ты уже очень много знаешь. Ты любишь разглядывать картинки: какие угодно- в "Огоньке", в "Мурзилке", в детской книжке, в четырехтомнике Брема и даже в "Ленинградской правде". Словарь твой с каждым днем обогащается, ты знаешь очень много слов, но говорить- все еще не говоришь. Копишь.
***
Вечером минут на двадцать брал ее к себе. Разглядывали картинки - пахомовские к рассказам Л.Толстого и "Дядю Степу" с рисунками Сутеева.
***
Очаровательно в ее произношении слово "Дженни":
- Дчани.
Как-то на английско-грузинский лад.
Эта "Дчани" ее любимица. До сих пор во всем, что она разглядывала на картинках, для нее не существовало сюжета, а тут целый роман- четверостишие Чуковского с очень славными рисунками Сутеева. Собственно, рисунков там всего два. На одном бедная Дженни горько плачет, растирая кулачком правый глаз. Одна ножка у нее босая. На стуле- сундучок, в котором все разворошено. А внизу- толстый мельник с доброй улыбкой несет в протянутой руке Дженнин красный башмачок.
Машка может без конца слушать и пересказывать эту "страшную историю".
***
Разглядывала альбом карикатур Н.Радлова со стихами Гернет и Дилакторской. Там- звери. Многих она уже хорошо знает, но всегда кого-нибудь путает. Жирафа часто называет оленем, собак путает с лисицами.
***
...Папа перед отъездом в Комарово читал ей чарушинский "Теремок": мышка-норушка, лягушка-квакушка...
А Маша читает на свой лад:
Мышка-норушка,
Матрешка-картошка...
Выдумала каких-то героев: тетя Ваза и дядя Усик.
***
Любит слушать сказки и вообще все, что ей рассказывают. Рассказываю ей русские народные сказки, Андерсена, Перро, Одоевского, рассказы Житкова, Чарушина, Бианки, Тайца, Носова... Иногда упрощаю рассказ, а бывает- шпарю по книжному тексту. Машка (особенно в кроватке, перед сном) слушает вытаращив глазенки, и временами кажется, что она все понимает. А бывает, ляпнет что-нибудь такое наивное, что ясно: ничегошеньки-то она не поняла. Половины, во всяком случае.
***
Сегодня (полчаса назад) рассказывал ей "своими словами" "Кошкин дом". Она знает несколько вариантов этой истории: Маршак по-русски, Маршак по-немецки ("Катценфаус", как говорит Маша) и мой- вольный прозаический пересказ.
Читал "Мойдодыра", маленькие рассказы Л.Толстого, "Белый дом и черный кот"- стихи польских поэтов в очень хорошем стихотворном пересказе Б.Заходера. Конечно, ближе всего Машиному пониманию бесхитростные азбучные рассказики Толстого. В "Мойдодыре"- и в тексте, и в рисунках- много непонятного. Юмор Тувима ("Труляляйчики") еще не доходит.
***
А ведь я ей "Огниво" андерсеновское рассказывал!
Там она разве что одну десятую понимает, а слушает и просит: "Дальше рассказывай", вообще это дело темное- что "рано" и что "не рано". Всякая книга (и не только детская) опережает опыт читателя, в ней всегда больше, чем человек знает (знал до того, как прочел эту книгу).
***
Третьего дня, когда играли "в магазин", я для разнообразия и для того, чтобы несколько облагородить характер игры, послал Машу не в продовольственный и не в промтоварный, а в книжный магазин. Бегала она туда несколько раз и всякий раз спрашивала:
- Какие книги купить?
И я заказывал:
- Купи "Красную Шапочку", купи Маршака, купи "Мойдодыра", купи "Дюймовочку", купи стихи Пушкина, Жуковского, Михалкова, Барто...
И она возвращалась, приносила щепочки и отчитывалась:
- Вот "Мойдодыл". Вот "Красная Шапочка". Вот стихи Пушкина. Вот Жуковский...
***
Из Ленинграда я привез на днях книгу "Annabella und Ladislaus". Эта книга была одной из самых любимых у Машки, если не самой любимой.
***
Плохо это или хорошо, а надо признаться, что Машка не очень любит, когда ей читают. Она до сих пор не знает всей истории Дюймовочки, хотя персонаж этот уже давно- года полтора, если не два- один из любимейших у нее. Я несколько раз начинал читать ей эту андерсеновскую сказку и- бросал на второй или третьей странице. То же и с "Огнивом". А пересказ "Огнива" слушает с наслаждением.
***
Повесив трубку, я говорю Маше:
- Просят меня для детей рассказ написать.
- Напиши.
- О чем бы написать, как ты думаешь? О Белочке и Тамарочке, что ли?
- Напиши, знаешь, как они белье стирали.
- Об этом я уже писал. Что же я- второй раз буду писать?
- Тогда напиши знаешь о чем? Напиши о "Бемби". У меня есть книжка "Бемби" и есть "Утенок Тим". Напиши о них.
***
Москвичи прислали Машке много книг- Вера Васильевна Смирнова, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак... Разглядывали эти книжки. Машка читала на память стихи, которым ее научила бабушка.
***
Потом мы вместе ремонтировали книжки, подклеивали оборванные уголки, приводили в порядок переплеты. Машка занималась этим с удовольствием. Я дала ей кисточку, и она самостоятельно привела в порядок книжку Прокофьева "Шел кот-скороход".
***
С упоением слушает стихи Саши Черного. И вообще всякие хорошие, крепкие, энергичные стихи.
Но сама наизусть почти ничего не знает. Даже то, что знала, забыла. А "Поезд" Саши Черного может слушать пятьдесят раз подряд.
- Еще! Еще! Еще!
***
Вчера мама купила в Луге томик грузинских сказок- для Маши. Чтобы "приобщить девочку к родной грузинской культуре". Позже мама должна была признаться, что купила эту книгу себе и мне на голову. Книгу иллюстрировал народный художник Грузии Гудиашвили. Фронтиспис сделан в манере, которая отвечает вкусу таких читателей, как, скажем, наш племянник Павлик: огромная трехглазая голова страшенного дэва. Из оскаленной пасти его выскочил мальчик, одна его нога осталась в зубах чудовища.
Маша посмотрела, посмотрела: "А это что? А это кто?" И вдруг расчухала, что к чему, и заявляет:
- Я боюсь! Я дэва боюсь!
(пришлось попросить маму надежно спрятать этот симпатичный подарок)
***
После обеда Машка недолго спала, потом рисовала, писала письма... Потом ее привели ко мне. Я читал ей "Дюймовочку". Впервые удалось дочитать эту сказку до конца.
На том месте, где спасенная Дюймовочкой ласточка оставляет девочку на произвол крота и старухи полевой мыши, Машка громко зарыдала. С трудом мне удалось успокоить ее, пообещав благополучное завершение рассказа.
Это с ней часто бывает- обливается слезами над чужим вымыслом. Впечатлительна, нервна, душевно отзывчива.
Люблю ее в такие минуты еще больше.
***
Вчера была у меня, читали стихи (Пушкина, Маяковского, Сашу Черного, "Конька-горбунка"). Понимает далеко не все, но слушает внимательно. Трудности понимания- главным образом в языке. Ведь для современного ребенка, да еще такого маленького, язык, каким написан "Конек-горбунок",- это почти что церковнославянский. Как же она понимает? И что понимает? Понимает, в общем, довольно много. А как? Да так же, как и вообще понимает, постигает все то новое, что обрушивается на нее каждый божий день. Талантом берет, этой особой способностью ребенка- умением учиться, набираться ума-разума.
***
Мама читала Машке рассказ Куприна, напечатанный в "Огоньке". Там речь идет о петухе, которого загрызли соседские собаки. Маша слушала внимательно, потом перебила маму и говорит:
- Нет, ты неправильно прочла этот рассказ.
- Как неправильно?
- Я его не так поняла.
- А как ты поняла?
- Я поняла по-обыкновенному. Просто петух убежал, и его спасли хорошие собаки.
***
Вчера вечером читал ей "Спящую красавицу". Дошли до того места, где злая фея готовится сделать что-то худое новорожденной.
- Почему? Зачем?- всполошилась Машка.- Ведь она же (показывает пальцем на спеленатого младенца) не виновата! Ведь это она- мама- обидела фею!..
Во всем, всегда, везде ищет справедливость.
***
Очень ей нравится книжка "Приключения Пифа". Всегда слушает с удовольствием, смеется. Читала ей еще "Человека рассеянного". После этого целый вечер ни к селу ни к городу, к месту и не к месту говорила "вот уже вторые сутки":
"Вот уже вторые сутки я не сплю". "Вот уже вторые сутки я сижу на горшке".
***
Третьего дня сказала маме:
- Как мне нравятся "Спящая красавица" и "Золушка"! Ах, как этот французский писатель Шар Перо хорошо пишет!..
***
Пересказывала мне толстовский рассказ "Филипок":
- Один раз мама уехала в город, папа ушел в лес, а бабушка спала на плите.
Я даже на стуле подскочил:
- На че-о-о-ом?!!
- На плите.
И только тут я понял, что городскому человеку ее поколения очень нетрудно спутать печь с плитой.
***
Перед сном мы читали с Машей английские песенки Маршака. Некоторые стихи (например, о котятах, которых выгнала, а потом пощадила хозяйка) она может слушать буквально без конца, то есть раз двадцать прослушает и:
- Еще! Еще!
Попросила подарить ей эту книгу. То есть в личную собственность. Подарил. Книга- единственный вид собственности, которая не портит человека.
***
Вечером была у меня. Слушала с интересом далеко не лучшую, довольно-таки тягомотную житковскую книгу "Что я видел".
***
На пляже встретили детгизовцев- К.Ф.Пискунова и С.М.Алянского. Маша вежливо поговорила с ними, а потом, когда я сказал ей, что эти дяди издают детские книги, она оглянулась и сказала:
- Жалко, что я не знала. Я бы еще поговорила с ними.
***
Читал ей на прогулке стихи Хармса.
- Это кто написал?
- Хармс.
- Как?
- Хармс. Даниил Иванович Хармс. Очень хороший поэт.
- А где он сейчас?
- Умер.
Помолчала.
- Почему это все умирают писатели?
***
Вечером читал ей (у себя в комнате, пока проветривалась спальня) "Слона" Куприна.
Пришлось на ходу переписывать рассказ- так много там непонятного, чуждого, дикого для современного ребенка: и "я сам- хозяин дома", и "в гостиной", и "городовой", и "я за все заплачу", и торты, которыми кормят слоненка. А кроме того, девчонка в этом рассказе такая противная, что пришлось тоже на ходу подкрашивать, подрисовывать ее.
***
Последнее время часто слушает проигрыватель. Мама купила много детских пластинок: стихи Маршака, Чуковского, Михалкова, Заходера, целые музыкальные пьески по сказкам Андерсена ("Дюймовочка", "Оловянный солдатик"), всякие детские песенки...
***
Часа два-три занимались приведением в порядок нашей детской библиотеки. Разобрали все книги и установили очередность в их чтении. Книги, которые будем читать в первую очередь, положили отдельно, на самое видное место; немецкие сложили с немецкими, книги второй очереди отставили в сторону. Отобрали довольно много дублетов- будем дарить их другим детям. :)) Машка самостоятельно читала (первые полтора-два часа) все названия книжек. Потом утомилась, стала сбиваться, и я некоторое время "подменял" ее.
Не могли, конечно, удержаться и кое-что читали не только на обложках. Например, попробовали читать "Короля Матиуша Первого". Это так хорошо, так непосредственно обращено к детскому сердцу, что Машка почти все понимала, хотя и там очень много не известных ей слов и понятий: "министр", "закон", "наследник", "забастовка", "юстиция" и так далее, и тому подобное. Прочли до конца первую главу. Сама Машка читала "Азбуку" Толстого и его же "Первую книгу для чтения".
***
Продолжали разбирать библиотеку. У Маши- радость: нашла одну из своих самых любимых книг- "Чижик, Пыжик, Рыжик и Женя Жукова" Л.Кассиля. Думали, что она пропала, а книга была, оказывается, у меня. Самое милое в этой забавной и симпатичной книжке- то, что героиня ее Женя Жукова, нарисованная художником Сазоновым, очень похожа на Машку. И вздернутый нос, и все ужимки. И даже танцует, как Маша. Одно время я даже называл Машку Женя Жукова. Читала и разглядывала картинки.
***
Перед сном читал ей "Козетту". Ох, как трудно это! Какое огромное количество непонятного! Впечатление, будто читаешь и переводишь еще раз с французского на русский.
***
Утром забравшись к матери в постель, рассказывала ей сказку:
"Коровы устроили собрание и решили, что нельзя теленочков резать. Нельзя мясо есть.
А лев в Зоопарке захотел мяса и стал клетку ломать. А ему не дают. Он стал вырывать прутья и реветь.
Вдруг видит- идет Лев Толстой. Лев повернулся и ушел в клетку" :)))
***
Вот такой, возможно, получился бы дневничок :)