Мои любимые литературные сказки и фантастика в возрасте от 5 до 9.
букинистикаСначала я хотел написать о любимой фантастике с 11 до 14 лет, но начав продумывать список, понял, что упускаю многие любимые книжки и вернее будет начать с самого детства - с литературных сказок и детской фантастики. Поэтому начну от яйца. :)
Первое и самое значительное воспоминание детства цикл Волкова про Изумрудный город, с замечательными рисунками Владимирского.
"Тайны заброшенного замка" у меня в детстве не было. Его я уже прочитал взрослым. Поэтому на фото его нет. :)
Этот цикл начинал мне читать вслух отец, потом, потом я уже читал его сам и, можно сказать, именно на нём я оттачивал свою технику чтения, ибо перечитан он был неимоверное количество раз. Самые любимые "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" и "Жёлтый туман", но и остальные не скучали без внимания.
Это такой огромный кусок моего детства, что я и сейчас полистав старые страницы столько вспоминаю... Моя личная машина времени. :)
Милн. "Винни Пух и все-все-все"
Замечательные рисунки Калиновского и цветные вклейки Диодорова.
Мне кажется, что эта книга была у меня всегда. Читали вслух папа с мамой, рассматривал картинки я. Став старше и начав самостоятельно читать, я внезапно обнаружил в книге юмор, ну и вообще хорошо понимать её я начал лет с семи. Приключения милых героев оказались цельной и увлекательной историей. Что интересно, долгое время я считал, что мультипликационный Винни-Пух и моя книга - это разные истории. В общем то я не сильно ошибался - книга с мультфильмом имеют мало общего. И они мне равно дороги. Но здесь я о книгах. :)
Джоэль Харрис "Сказки дядюшки Римуса".
Иллюстрации Калиновского. За них он получил серебрянную медаль на Международной книжной выставке в Лейпциге.
В детстве мне казалось, что это безумно смешная книга. Когда начал читать детям, внезапно обнаружил, что сюжеты там ещё те - кому хвост оторвали, кого палкой поколотили, лис вообще свалился в кастрюлю с кипятком... Да и проделки зверей, мягко говоря, не безобидны. Но что интересно, дети тоже заливались хохотом слушая истории про Кролика и Братца Лиса. То ли у нас наследственно странное чувство юмора, то ли эта книга как то удивительно подходит именно детям, не обременённым взрослым занудством? Не знаю. Но книгу в нашей семье любят поголовно.
Ну и ещё эта книга подарила мне два первых в моей жизни мема.
"Только не бросай меня в терновый куст!" и "Коржики они лучше на вкус, чем на слух" - и от меня уже они стали семейными. Нашим внутренним кодом. :)
Замечательные книги Шарова "Приключения Ёженьки" и "Мальчик одуванчик и три ключика"
Первой я читал "Ёженьку". История про волшебника-художника и нарисованных им человечков в детстве меня просто пленяла. Надо сказать, не последнюю роль здесь играли замечательные иллюстрации Вольского
Рассматривать я их мог бесконечно. Огромный простор для фантазий и игр. Что мы только с моим другом Серёжкой не сочинали вокруг этой книги - от игры с кубиком по квадратам карты, до войны букв, где мы делили алфавит и рисовали разных воинов - главным условием было, чтобы он начинался на данную букву. (Д - к примеру, Дракон, а И - Индеец). А потом устраивали бумажное побоище. :)
Вдохновлённый этой сказкой я взялся за другую книжку Шарова - "Мальчик одуванчик и три ключика". Надо сказать, рисунки Ники Гольц, нравились, но несходством с любимым Вольским меня смущали.
Да и истории в этой книжке совсем не походили на обожаемую сказку. Но когда я прочитал "Мальчика одуванчика" - я был просто потрясён - таких мрачных сказок до этого я не встречал. Помнится, я с неделю обдумывал сказку и так и эдак, потом взялся за остальные. Книга оставила сильнейшее впечатление, но как то смутила. Я не мог понять тогда сказки это или нет и нравятся они мне или расстраивают. И перечитывать я её взялся уже лет в 12. И с тех пор читал много раз и считаю Шарова одним из лучших сказочников для детей и взрослых. Но в семь лет, читать именно этот сборник рановато. :)
Лев Кузьмин "Шагал один чудак" иллюстрации Аверкиева.
Ещё одна любимая дошкольная книжка. Впрочем, и в первом классе я её активно перечитывал. Удачный сборник в который входили стихи и две сказки Кузьмина - "Капитан Коко и зелёное стёклышко" и "Четверо в тельняшках". Для пяти-шестилетки волшебные приключения на летающем сундуке - в самый раз. А там ещё и отличные стихи, добрая поэма про игрушечного мастера и сказка про волшебные семена.
Не знаю издают ли сейчас Кузьмина, но это очень хороший автор и удачный сборник. Удивительно, что до сих пор его не переиздали.
Ещё одна любимица. "Путешествие Голубой стрелы" Джанни Родари.
Классические иллюстрации Владимирского.
Книжка про ожившие игрушки, где есть поезд, индейцы, самолёт и щенок (и многие другие) - как пройти мимо такой книги? Ну я и не прошёл. Очень хорошая и добрая книга.
Яркие характеры, драматические события. На мой взгляд, это лучшая книга об оживших игрушках. Сейчас её переиздали один в один с моей любимой книгой. Всячески рекомендую.
Эдуард Успенский "Вниз по волшебной реке". Иллюстрации Алфеевского.
Читана-перечитана. И мною и детьми. Первое моё знакомство с нежно любимым Алфеевским. Картинки были странными, но очаровали меня с первого взгляда.
Ну а уж сама история... Мальчик Митя, который поехал к бабушке, а приехал в сказку и бабушка оказалась самой настоящей Бабой Ягой, только доброй...
Я любил русские народные сказки, но до этой книги я и не подозревал, что в сказку можно попасть и что это так весело! Перечитывал бесчисленное количество раз. Ради атмосферы и юмора, чтобы побыть с любимыми героями ещё раз, чтобы от души посмеяться. Ну и, наверное, она очень вовремя ко мне попала - читал я её во втором классе. Я уже тогда прочитал очень много сказок, чтобы в полной мере оценить литературные шутки автора и получить удовольствие от постмодернистского юмора. Сейчас эту сказку часто переиздают с Чижиковым и это тоже очень удачный вариант. Но не мой. :)
Любимый сборник.
Надо сказать к "Людям и разбойникам из Кардамона" я остался совершенно равнодушен. Почему то не тронула меня эта история. Совсем.
А вот "Людвиг четырнадцатый" и "Шляпа волшебника" - это другое дело!
История лисьей семьи позволила в первый раз взглянуть на сказку с точки зрения "злодеев" - хитрого лиса и его семьи. Было очень интересно.
Про муми тролей, я тогда ещё не знал, что это только часть большого цикла, но уютная атмосфера сказки меня сразу покорила.
И подкупало обилие деталей, их необъяснённость - всё это делало мир живым и открывало простор для фантазии. По мере нахождения новых книг Туве Янссон мир дополнялся, в чём то менялся, появлялись новые загадки - в общем, это роман на всю жизнь. Последние книги "Муми папа и море" и "В конце ноября" я читал уже взрослым и они очаровательны. Хотя дети могут и не оценить философскую печаль последних книг. Великий цикл. Если повезёт, то на всю жизнь.
Астрид Линдгрен "Три повести о малыше и Карлсоне". Иллюстрации Викланд.
Эта книга, самая большая удача моего детского обмена. В третьем классе я выменял её на горсть солдатиков у малочитающего одноклассника. Оба мы остались чрезвычайно довольны сделкой. Я видел мультфильмы и не ожидал ничего сверхъестественного, но как же я ошибался! Событий в книге оказалось в разы больше, чем в мультфильмах и это была потрясающе смешная книга! Помню своё первое прочтение - я просто рыдал от смеха и катался по дивану!
Не знаю, оценил бы я юмор лет в пять-шесть, местами он весьма своеобразный, но в девять лет она пришла ко мне идеально вовремя. До сих пор благодарен случаю и моему однокласснику. В жизни всякого упорного книголюба и собирателя бывают удачи - Эта была первой.
Ну и примерно в то же время развивалась моя нежная любовь к Носову.
Первые две книги о Незнайке я читал и перечитывал лет с семи, восьми. "Незнайку в солнечном городе" - просто обожал. Хотелось там жить. А вот "Незнайку на луне" я прочитал уже классе в третьем, если не ошибаюсь.
Она мне понравилась, но "Незнайку" я ценил, как увлекательную утопию, где хочется жить, а "Незнайка на Луне" показался мне очень интересной, но мрачной и печальной книгой. Однако, основы понимания капитализма, он заложил мне прочно. К сожалению, похоже наши правители изучали идею капитализма по этой же книге. И оказались мы совсем не в Солнечном городе. Но это история уже совсем не о книгах. :( :)
"Хоббит" Д.Толкин. с любимыми иллюстрациями Беломлинского
об этой книге я уже рассказывал, кому интересно, можете глянуть первый пост в моём дневнике.
Могу только добавить, что однажды в армии, на учениях, я нёс караул ночью, под нудным, моросящим дождём, лагерь наш был на краю леса. Было мокро, мерзко, хотелось в палатку к печке и спать, спать... И тут я вдруг вспомнил, как бухтели Бильбо и гномы в лесу, под дождём, когда промокли их плащи и даже сухари в сумках и как я в детстве, не понимал их ворчания - это же приключение! И тут меня осенило - вот же и я в приключении! И это правда, совсем не весело. Житейская мудрость хоббита стала понятной, как никогда - приключения идеальны в книгах и по нарисованной на стене карте, а в жизни это совсем не весело. Хотя потом, признаюсь, приятно вспомнить. Кто не голодал, не оценит вкус халвы. :)
Ну и последняя на сегодня
"Алиса в стране чудес" в пересказе Заходера и с иллюстрациями Калиновского
Надо сказать, что культа вокруг Алисы я до сих пор не понимаю. В детстве я ценил эту книгу именно как странную сказку, чему способствовал чудесный пересказ и комментарии Заходера и органично вплетающиеся в текст рисунки Калиновского
Можно сказать, что я любил эту книгу, как арт-объект - в комплексе, целиком и именно такую. Как синтез вольного пересказа, весёлых примечаний и безумных картинок.
Позже я читал перевод Демуровой и без весёлого безумия Заходера и Калиновского книга мне показалась пресной и простоватой. Ничего не понимаю в Алисе, но мою Алису - люблю. :)
А на сегодня всё. В следующем обзоре расскажу какую детскую фантастику я полюбил с 9 до 11. Спасибо вам за внимание и терпение. :)