Здравствуйте! Этот обзор посвящается истории. Точнее, тем книгам, энциклопедическим и художественным, которые смогут помочь ребенку погрузиться в определенную атмосферу, глубже вникнуть в то, что в учебниках обычно дается слишком скупо и сухо, полюбить историю, наконец. Я постаралась выстроить обзор согласно определенной методике:распределить книги по историческим эпохам, выделяя для себя навскидку Древний Мир - Средневековье - Ренессанс - Эпоху Географических Открытий - Эпоху Просвещения - Викторианскую эпоху. Представить несколько книг, повествующих о жизни наших предков; уделить внимание народному эпосу (в том числе средневековому), историческому роману и литературе, посвященной религиям, а такжекнигам, которые помогают не столько углубиться в конкретное историческое время, сколько составить общую картину исторического движения человечества. Простите мне возможную безграмотность в этом вопросе, я не так уж сильна в истории, но нужно с чего-то начинать. Выбранные мной книги - скорее наброски на ту систему, которую я пытаюсь выстроить в голове при изучении этой обширнейшей области. Иногда мне важны не столько конкретные энциклопедии, сколько их общий смысл, их "вписанность" в созданную мной последовательность. Многих мне еще не достает. Надеюсь, тем не менее, вы найдете здесь что-то важное для себя.
Выбранная мной методика изучения истории основывается на презентациях Алексея Чернова, учителя истории, который рассказывает о том, как правильно говорить с ребенком об истории, о времени вообще, как вписывать его в это время. Мне его презентации кажутся очень ценными. Они находятся в рубрике "кладовая" на сайте Елены Даниловой, но скачать их сейчас у меня не получается, какой-то вирус. Краткий их смысл, насколько я могу извлечь его из памяти, состоит в том, что ребенку очень сложно сразу вникнуть в то, что происходило страшно давно и не с ним. Поэтому начинать нужно с него самого: подготовить альбом с фотографиями ребенка, его родителей, бабушек, прабабушек, уделить внимание истории своего рода. Затем можно прогуляться по старинным улицам города, сходить в краеведческий музей, поговорить о том, как жили раньше люди, и, конечно же, полистать соответствующую литературу. Когда у ребенка появится чувство давно прошедшего времени, можно приступать к изучению Древнего Мира и тех эпох, которые могут проигрываться ребенком. В принципе, этот вектор от Древнего Мира к современному не отличается особой оригинальностью, но он должен со временем усложняться и обрастать подробностями. Кроме того, мне очень хочется каким-то образом изучать не одну территориальную единицу, как это было в школе, а весь мир того временного периода в целом. (Например, начинали мы говорить о том, что происходило в 16 веке в Англии, изучали, изучали, затем благополучно про Англию забывали и приступали к Франции и т.д. - ничего целостного не откладывалось в голове). В вузе у нас уже было совсем по-другому, нам совершенно роскошно преподавали литературу: начинали с философских и религиозных воззрений эпохи, географических и научных открытий, геополитической ситуации, личностей, владевших умами современников. Исходя из этого, было уже не так сложно выявить общие для того времени смыслы, стилевые направления, которые просматривались в творчестве конкретных писателей: каждый отдельный нюанс, каждая деталь легко складывались в общую картину. Сейчас я стараюсь создать для сынишки нечто подобное. К сожалению, пока мои знания слишком европоцентричны: я почти не ориентируюсь в арабской, индийской, южноамериканской истории или в истории азиатских стран и не могу найти детских книг по этой тематике. Может быть, вы подскажете мне здесь что-нибудь ценное.
...А теперь, наконец, сами книги. Надеюсь, вступление не слишком вас утомило)
Как жили наши прабабушки
Мне кажется, удачным началом разговора о том, как жили наши прабабушки и прадедушки, могут стать следующие книги.Первая из них -"Ладушки. Энциклопедия детского фольклора" - самая ранняя, она очень мягко и ненавязчиво погружает читателя в атмосферу старины. Мне очень нравится ее рассматривать, и потешки хороши. К счастью, она вновь появилась в лабиринте!
Вторая, "Как жили в Древней Руси" уже непосредственно касается темы и повествует о быте наших предков: об их верованиях и праздниках, играх и занятиях, о деньгах и языке, еде и одежде и о многом, многом другом.
"История России. Русский быт", также рассказывает о повседневной жизни русского человека, в основном, касаясь праздных занятий (пения, игр, праздников, застолий). Мне кажется, все три книги по содержанию скорее не пересекаются, а дополняют друг друга, хотя больше всего мне нравится вторая.
Книга, драгоценная для рассуждения о старинных домах, - "Крестьянские хоромы" Елены Заручевской. Мне кажется, она может пригодиться даже совсем крошечным историкам, которых чтение книги еще не заинтересует: вы можете прочитать ее перед прогулкой сами, а потом отправиться в какой-нибудь исторический район города и немного поработать экскурсоводом) Кстати, с мифической, сказочной стороны строение русских домов хорошо описывает Сергей Есенин в своем искусствоведческом труде "Ключи Марии". Он рассказывает, какой смысл вкладывался русским человеком в орнамент, в конек крыши и т.д. Читала очень давно, еще студенткой, и живо помнится до сих пор. Роскошная вещь!
В разговоре о жизни нашего народа особое место занимает декоративно-прикладное искусство. Это своего рода история, которую можно потрогать, с которой можно поиграть. Я часто заглядываю на "Ярмарку мастеров" или в наш Томский Музей Славянской Мифологии, где можно купить разные народные игрушки, куколок, предметы быта, которые, благодаря росписи, становятся произведением искусства. У нас давно уже лежит своего рода памятка из "Мира на ладошке. Россия", которая называется "Россия расписная".
К ней я очень хочу докупить книгу "Детям об искусстве. Декоративно-прикладное творчество", которая мне лично напоминает бабушкин сундучок с домашними реликвиями и побуждает меня шить, вязать и рисовать) http://www.labirint.ru/books/283403/ 944 ISBN: 978-5-9805-1086-2
В моем стремлении сделать с сынишкой что-нибудь народное мне очень пригодились "Народные календари" И.А. Лыковой и В.А. Шипунововой. В конце каждой книги находится несколько мастер-классов, как сделать куколку, птицу-веснянку и т.д. Каждый день месяца расписан в этом календаре согласно природному времени и поверьям; рассказывается, что традиционно делали в этот день, какому святому он приписывается, какие пословицы и приметы ему соответствуют. Несмотря на довольно-таки коробящий меня стиль изложения, книги хороши. ISBN: 978-5-4310-0117-8 http://www.labirint.ru/books/388604/
У издательства "Цветной мир" немало тоненьких пособий на эту тему, почти все из них уже хранятся у нас на полках)
И особенная моя любовь - народные куколки. Я даже написала о них пост (не Бог весть что, конечно, но там много приятных глазу фотографий-): Если вы купите народные календари, то книгу "Мои куколки" можно не брать, все они встречаются там и разделены по временам года, так, как и изготавливались нашими бабушками. ISBN: 978-5-4310-0115-4 http://www.labirint.ru/books/403003/
Я уже очень давно ищу литературу с обстоятельным рассказом о нашей истории (о том, что же, собственно, все эти века происходило). У нас дома стоит "История Земли русской", но она написана еще с ятями, вы представляете?) И обрывается на Иване Грозном. Может быть, у вас в закромах есть что-нибудь серьезное и вы мне посоветуете?)
Я все думаю, почему люди выбирают компьютерные игры вместо настольных? Ведь настольная игра - это отличный способ провести вечер со своей семьей, проявить свои лучшие качества, узнать что-нибудь захватывающее. Я включила в обзор несколько игр с историческим сюжетом. Первая из них, идейным вдохновителем которой выступил Михаил Задорнов (его вы можете лицезреть на фото-), - "Оберег". Подробнее о ней - на официальном сайте: http://tavlei.net/
Народный эпос: мифы, песни, былины
Народный эпос - колыбель любого времени. В своих бесчисленных вариациях он присутствует практически во всей литературе, которой мы обладаем, и знание этих истоков, конечно, делает человека большим интеллектуалом (и жутким занудой). Для меня эти истории ценятся своей напевностью, намеренной устностью, сказочностью, поэтому сейчас я стремлюсь их рассказывать, а не читать - перед сном, как Бог на душу положит. Начала я с того, что было под рукой, а именно с древнегреческих мифов, затем думаю обратиться к былинам.
Я выбрала для себя книгу "Русь богатырская", которая, в отличие от "Руси сказочной", обладает проникновенным, высокохудожественным текстом (я зачитываюсь - заслушиваюсь) и потрясающими иллюстрациями. Конечно, их очень мало, и с этим сложно смириться, но это все же лучшее издание, что я пока нашла.
В серии Мировая классика для детей" от издательства "Махаон" вышло несколько книг, "Илиаду" и "Одиссею" я обязательно добавлю в нашу коллекцию. "Слово о полку Игореве" - адаптированный вариант, самый, наверное, приемлемый для чтения в школе (хотя этого момента я жду с ужасом - не люблю это произведение, хоть тресни)
ISBN: 978-5-389-02735-0
Не пропустите для себя кельтский эпос! Я как-то читала научный трактат о том, что у кельтов совершенно иное, чем у нас, восприятие времени и вообще действительности. Например, у них говорится "во мне живет учитель", а "не я - учитель". Это допущение многих возможностей и прощение многих черт мне кажется невероятно тонким.
"Скандинавский эпос: Старшая и Младшая Эдда. Исландские саги". Текст, конечно, не для слабонервных. Но истоки, истоки)))
Религии мира
"Не напрасна, говорил ему новооткрытый бог, твоя мука, твоя тревога. Она оплодотворит множество душ, родит себе стольких приверженцев, сколько на дне морском, и повлечет за собой великое множество событий, зародыш которых в ней заключен, - одним словом, ты будешь благословением... В слове "благословение" есть та оценка, которая не подходит для деятельности таких натур, как он, людей внутренне беспокойных и непоседливых, чьи новые представления призваны определить будущее. Жизнь тех, с кого начинается та или иная история, очень и очень бывает чистым и несомненным "благословением", и совсем не это нашептывает им их самолюбие." Т. Манн. "Иосиф и его братья"
Каждый новый бог меняет историю до неузнаваемости. Поэтому изучение истории без базовых знаний о мировых религиях кажется мне провальным) Я нашла лишь два детских пособия по изучению религий в общем. Это набор карточек к игре "Религии мира"
http://www.labirint.ru/games/53594/ ISBN: 0052795
и энциклопедия "Религии мира" серии "Узнай мир. Школьный путеводитель".
Помню, как я обожала в детстве детскую Библию. И хоть сейчас вопрос веры для меня не так прост, ощущение волшебства и света, которое создается этими историями, не покидает меня. Библейские сюжеты должен знать любой человек, независимо от вероисповедания, так мне кажется. Тем более что, насколько я понимаю, всеми основными религиями мира Ветхий Завет признается.
Эта Библия настолько прелестная, что у меня сердце замирает! http://www.labirint.ru/books/365561/
Два тома, стоящих внимания - Ветхий Завет для малышей и Новый Завет для ребятишек постарше. http://www.labirint.ru/books/319401/ ISBN: 978-5-1707-6654-3
http://www.labirint.ru/books/366431/
ISBN: 978-5-17-079096-8
Прекрасный путеводитель по буддизму, который мне бы очень хотелось приобрести
ISBN: 978-5-699-58042-2
Древний Мир
Пожалуй, самый значимый для меня проект, выстраивающий множество связей между различными дисциплинами, временами, характерами и создающий в результате целостное представление о мире и человеке, - "Академия" Умницы. Комплексный подход, которого мне так не хватает в образовании в принципе, многообразие форм игровой деятельности, последовательное движение от Каменного века к Новому Времени делает этот проект нереально крутым.
Скромное на фоне предыдущего гиганта, но приятное и увлекающее на долгие часы дополнение к теме -"Что носили давным-давно", серия "Супернаклейки" от Махаона.
Очень достойным соотношением текста, иллюстративного ряда и цены я считаю книги серии "Узнай мир. Школьный путеводитель". http://www.labirint.ru/series/642/
Средневековье
В моем сознании "Средневековье" вызывает такой ряд: дикие феодальные распри, инквизиция, рыцари, крестоносцы. Из всего этого великолепия рыцари и весь прилагающийся к ним средневековый антураж, пожалуй - одна из самых безобидных тем для изучения, если не говорить всей правды.
К тому же в них можно поиграть.
Одна из самых любимых мной детских книг на эту тему - "Рыцари и замки" серии "Твоя первая энциклопедия" от издательства "Махаон". В ней содержится огромное количество информации: об известных миру рыцарях, гербах, замках и осадах, и даже о том, как сделать щит и меч. www.labirint.ru/books/173447/ ISBN: 978-5-389-00205-0
Книга "Что? Зачем? Почему? Средневековый замок" А. Бауманн - очень внимательная, аккуратная к деталям и при этом захватывающая воображение.
"Рыцари. Супернаклейки" для праздного ничего-неделания)
О крестоносцах я почти ничего не знаю. Нет, я мужественно открывала огромную и скучную энциклопедию, пытаясь вникнуть в эти бесконечные и большей частью неудачные походы. Но так, чтобы мне хотелось придумать увлекательную ролевую игру, сшить костюмы, разыграть целый спектакль - такого не было. Но я нашла-таки книги, которые меня на это сподвигнут.
Первая из них позволяет поглубже вникнуть в это историческое явление (или движение, раз уж крестоносцы не сидели без дела? Или назвать их историческим объектом и забыть об этом? Впрочем, я отвлеклась) ISBN: 978-5-91233-125-1 http://www.labirint.ru/books/140919/
Вторая книга - абсолютный, абсолютнейший шедевр, заставляющий меня ходить по дому и бесконечно стенать в поисках денежных средств. Никите она не пригодится еще лет восемь, но мне!..
http://www.labirint.ru/books/363877/ ISBN: 978-5-9287-2041-4
Думая о том, как буду рассказывать сыну о средневековье, я все время держу в голове разного рода легенды, такие таинственные, щемяще-прекрасные, почти реальные истории о короле Артуре, Робин Гуде, Тристане и Изольде, Роланде... В детстве я о них и понятия не имела и жалею об этом.
Из королей Артуров пока выбираю между следующими:
"Баллады о Робин Гуде" с бесподобным Олейниковым у нас имеются. Какие же они смешные! Конечно, для полного представления о том, кто такой Робин Гуд, этой книги маловато. Но если таковое представление у ребенка уже имеется, подсуньте ему это великолепие)
Этих книг в продаже сейчас нет. Надеюсь, что все изменится.
ISBN: 978-5-389-05716-6
ISBN: 5-7793-1127-7
Наиболее полный сборник, который, к счастью, еще есть в продаже - "В стране легенд". В нем собраны легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о Тристане и Изольде, Лоэнгрине, Робин Гуде, Лорелее, Гамельнском Крысолове, Вильгельме Телле, Летучем Голландце, Дон Жуане и даже о Докторе Фаусте! Я даже боюсь о нем писать, пока не сделала заказ, но и молчать будет не честно.
Возрождение для моего сердца лично - это Данте, Шекспир и Сервантес. Сервантес вообще мой любимый писатель, самый добрый, бесконечно любящий человека, и полюбила я его довольно рано, еще в школьные годы. Предвкушаю, как мы будем читать с сынишкой, посиживая у костра о том, как посиживали у костра Дон Кихот со своим Санчо Пансой. Главное, чтобы Санчо не стала к тому моменту я... Впрочем, я опять отвлеклась).
Еще одно имя, являющееся для меня эталоном, смыслом своего времени - Леонардо да Винчи. Такую книгу из серии "Жизнь и творчество в 500 картинах" мне хочется приобрести. http://www.labirint.ru/books/374145/ ISBN: 978-5-699-61709-8
А мой муж мечтает о конструкторах, которые можно воссоздать по его чертежам (к комплектам еще прилагается стилизованная инструкция!)
Эпоха Географических Открытий
Об этих книгах я уже писала. Но придется повториться, кто же знал, что лучше было бы поместить их здесь?)
Эпоха Просвещения Даже неловко называть так то, о чем я буду здесь говорить, потому что говорить я буду о пиратах - именно на это время, насколько я помню, приходится расцвет пиратства.
Наикрутейшая книга о пиратах и приключениях - "Остров сокровищ" от "Лабиринта". Я до сих пор смотрю на нее, как завороженная, перебираю все эти бесчисленные тайнички, всматриваюсь в героев... Я даже и не мечтала никогда о том, что книги могут быть такими!
Пираты для малышей - в "Супернаклейках" от Махаона и в серии "Я открываю мир".
"Робинзон Крузо" - знаковое произведение времени, из которого при желании можно вычленить философские воззрения эпохи, представление о человеке и его возможностях. Мне "Робинзон" всегда казался простоватым, гораздо увлекательнее было читать "Таинственный остров" Ж. Верна. Сейчас обе книги изданы "Нигмой", и я хочу и ту, и другую.
Мне также безумно нравится настольная игра "Робинзон Крузо", которая будет интересна всем любителем необитаемых островов и приключений.
Викторианская Эпоха
Эта эпоха - особая веха английской литературы, литературы уникальной, необычной, интеллектуальной, эстетически безукоризненной.
Недавно полученный мной подарок - "Алиса в стране чудес" от издательства Лабиринт - перевернул мое представление об Алисе и о ее времени полностью. Книга не только делает историю осязаемой, понятной, близкой, она находит в ней место для обычной девочки. И другая обычная девочка (а в нашем случае - мальчик) прочитав эту книгу, почувствует свою историческую значимость. Пусть он ее не осознает (что сложно даже человеку взрослому), но почувствует несомненно.
Изящное дополнение к "Алисе" в нашем случае (мы получили обе книги одновременно) - "Все кувырком", горсть английских песенок с рисунками Р. Кальдеккота. Когда читаешь эту книжечку, появляется ощущение, что Кальдеккота могла рассматривать сама Алиса, что эта книжечка - ее. Лягушонок, кстати, очень похож на Лакея из "Алисы в стране чудес". Просто одно лицо!) Сами песенки пользуются у нас невероятным успехом и за вечер прочитываются раз пятьдесят, не меньше.
Чарльз Диккенс и Оскар Уайльд в серии "Малая книга с историей" представлены так тонко, с таким вниманием к атмосфере, что даже по форме своей представляют нечто драгоценное.
И, наконец, любовь всей нашей семьи и причина частого взрывного хохота - Эдвард Лир. Его юмор с двойным дном: за смешным всегда размышление, всегда нечто более глубокое, что, может быть, уже и не так смешно, но грустно. Таков, каким высокий юмор и должен быть.
Сборник игр, на этот раз не настольных, а собранных под обложкой волшебной книжечки "Страна чудес. Викторианская Англия". Ах, как я радовалась, когда ее купила! Во мне проснулась маленькая девочка, которая хочет вырезать и наряжать фигурки куколок, клеить старинные марки и осваивать те виды игр, о которых раньше и слыхом не слыхивала)
Историей России этот раздел можно назвать с большой натяжкой, конечно. Здесь лишь несколько книг, которые полезно взять в руки при изучении нашей истории.
Пара книг из серии "Узнай мир. Школьный путеводитель".
Замечательная книга "Мы живем в эпоху Петра I", страницы которой скажут все за меня (бесконечное спасибо сообществу "детские книги" за эту находку!)
Настольная игра "Эпоха Петра I c головы до ног" от издательства "Пешком в историю". Муж мой ее не оценил, а я считаю, что более веселого способа запомнить персоналии не существует.
Еще одна игра, которой я восхищаюсь каждый раз, когда на нее набредаю (а длится это уже четыре года, надо бы купить) - "Санкт-Петербург", очень точно воспроизводящая эпоху и посвященная не войне, но строительству. Обратите на нее внимание и вы!
Два удивительных труда, посвященных войне 1812 года
Первый - одно из самых серьезных изданий по истории вообще, результат кропотливейшей работы историка и писателя Анатолия Митяева "Громы Бородина". Не представляю даже, сколько он работал над тем, чтобы представить это время настолько точно и полно. Огромное человеческое спасибо от нас этому великому человеку. .
http://www.labirint.ru/books/350985/
Вторая книга - "Бородинская битва" от издательства "Лабиринт", весьма лаконична, но ценна формой подачи материала, формирующей все то же целостное представление, о котором я так часто говорю.
http://www.labirint.ru/books/299086/ ISBN: 978-5-9287-2385-9
Несколько восхитительных тоненьких книг серии "Настя и Никита", посвященных самой разной тематике
Настольная игра, созданная по мотивам романа Б. Акунина "Коронация, или последний из романов". Пока она больше пугает меня, если честно)
Книг, выстраивающих историю в единую линию, у меня немного.
Это движение времени в разговоре об истории изобретений и истории транспорта ("Твоя первая энциклопедия", Махаон)
Улица сквозь время http://www.labirint.ru/books/452189/
ISBN: 978-5-00057-220-7
Исторический роман
Мне бы не хотелось упускать из виду такой жанр художественной литературы, как исторический роман. Не знаю, правда, в каком возрасте можно начинать читать такого рода книги. Наверное, в подростковом. Я очень люблю Гюго и Стендаля. Недавно набрела на нестандартное оформление "Капитанской дочки". Не пойму пока, нравится мне все оно или нет. А вам? ISBN: 978-5-91982-154-0 http://www.labirint.ru/books/369347/
Дюма вот какой хороший мне попался: ISBN: 978-5-4335-0165-2 http://www.labirint.ru/books/457505/
По мотивам "Трех мушкетеров" создана такая игра
http://hobbygames.ru/tri-mushketera-podveski-korolevi
У меня в детстве была книга-игра, книга-бесконечный лабиринт, разделенная на пронумерованные абзацы. В конце каждого из них был вопрос с несколькими вариантами ответа, отсылающими к тому или иному номеру. От ответов зависела сюжетная линия, начислялись очки, которые можно было менять на сон или еду. Книга была увлекательнейшая! Не помните ли вы чего-то подобного? Я так давно ее ищу!
Вообще исторический роман стоит того, чтобы написать о нем отдельно, поэтому здесь мой обзор подходит к концу. Надеюсь, он не получился бессвязным и не слишком накренился в сторону художественной литературы)
История для меня - важнейшая область знаний. Многого, что происходит сейчас в мире, могло бы не быть, если бы люди учились анализировать то, что уже когда-то происходило. Если бы они понимали причины происходящих вещей и последствия своих поступков, если бы они хотя бы были больше образованны, может быть, в нашей душе было бы больше мира и меньше войны.
Спасибо за интересный пост! Раньше покупала много художественных книг для сына, а теперь и до исторических добралась. Особенно мне хочется собрать интересные книги по истории Руси, русскому быту, присмотрела несколько книг из вашей подборки. Сама в детстве увлеченно прочла почти всего Дюма и познакомилась с историей Франции. И хотя у Дюма художественные романы и иногда они не соответствуют историческим фактам, его романы способствуют дальнейшему изучению истории Франции. По романам легко запоминаются имена королей, королев, кардиналов, министров финансов, непростые отношения Франции и Англии, фрейлины, мушкетеры, гвардейцы, маркизы, герцоги и другие дворянские титулы Франции. Очень любила Мифы Древней Греции и историю Древнего Рима, прочла три замечательных романа: "Спартак" — о Древнем Риме и гладиаторах, "Фараон" — о Египте, фараонах и жрецах, "Муки и радости" — про Микеланджело, искусство и эпоху Возрождения. А вот роман "Петр I" о нашей истории читала, но совсем не помню. И так со многими книгами по нашей истории, печально. Возможно я не то читала или наши писатели не могут интересно писать об истории родины. Хорошо помню только "Княжна Тараканова" — о самозванке, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы. Может кто-то подкинет названия художественных книг о знаменитых людях или важных событиях России? Сейчас купила про Александра Невского и о Дмитрие Донском, написанные Луниным, мне понравилось.
К.Сергиенко — Бородинское пробуждениеН.Задонский — Горы и звезды, Денис ДавыдовО.Михайлов — СуворовВ.Ливанов — Богатство военного атташеРоманы Пикуля — Слово и дело, Фаворит, Честь имею, Битва железных канцлеров, Баязет, Моонзунд — да все подряд, особенно Исторические миниатюрыВерсии Юлиана Семенова:«Смерть Петра» (1982) — роман-версия о загадке смерти императора Петра I.«Убийство Столыпина» (1983) — роман-версия о заговоре против премьер-министра П. А. Столыпина.«Псевдоним» (1984) — роман в письмах о трагической судьбе О. Генри.«Научный комментарий» (1985) — повесть о последних днях жизни В. В. Маяковского. В первой редакции называлась «Самоубийство».«Синдром Гучкова» (1989) — роман о трагических обстоятельствах, приведших А. И. Гучкова к попытке самоубийства. На основе архивных документов.В 80-е годы издавалась серия История Отечества в романах, повестях, документахМне, наоборот, очень нравился Петр I Толстого, а Княжна Тараканова показалась ниочемной, прочитала и забыла, ни строчки вспомнить не могу ))
Сколько же тут всего!Что-то у нас есть, о чём-то лишь мечтаю. А вот исторические игры — совсем новая для меня тема. У издательства "Пешком в историю" мне уж очень книги нравятся. Забила на всё и выкупила все энциклопедии и сказки. Правда, не всё ещё сама читала. Сыну, 5 лет, только про Египет. Ещё очень нравятся рассказы Алексеева. Про Петра 1 сыну в 4 года читала, перед поездкой в Питер. Вообще, у него много рассказов о разных моментах отечественной истории, но их издают или без картинок, или иллюстрированными сборными солянками: маленько про монголо-татарское иго, маленько про Петра 1, чуть-чуть про Екатерину 2, про войну 1812 года и всё в одном томе. А у него п каждой теме — книга. Зато вот рассказов его про Великую отечественную войну издали аж 6 томов. У нас 3 только пока, сын оценил.Что-то я расписалась...
Хочу внести сою лепту и посоветовать вот такие серии недорогих раскрасок для изучения быта и традиций Русиhttp://www.labirint.ru/series/30170/http://www.labirint.ru/series/20178/
Спасибо за столь обширный потрясающий обзор. Хотела бы вас попросить отдельный обзор библиотеки от умницы. От себя добавлю книгу история британии в картинках. А мифы греческие и индицские подойдут?
Спасибо!! Так по крупицам насобираем для ребятишек историческую библиотеку) в умнице я влюблена в географию, академию и мир на ладошке, остальное не так меня безоговорочно впечатляет. А об индийских мифах я не слышала, расскажите, пожалуйста!
"Песнь о Рамаяне" пересказал для детей Сахарнов. В его изложении все эти имена и перепитии запоминаются легко, как интересная сказка. Мне в университете очень помогли эти знания)))
Тема слишком необъятная... списки книг будут километровыми... О том, что в те века происходило могу посоветовать Токмакову, Ишимову — История России в рассказах для детей (она в разных изданиях есть), Рассказы начальной русской летописи, энциклопедии от Аванты+ очень хороши
Но это тоже — те же самые верхи... Я потому и теряюсь, когда читаю просьбы — посоветуйте что-нибудь. Что? Как выбрать из океана существующей литературы то, что ВОЗМОЖНО вас заинтересует, а может и нет... Тем более, что история — тема не для дошкольников. Охватывать до школы нет никакого смысла. Понятия бесконечности времени и пространства очень травматичны, связаны с осознанием собственной конечности. Да и в детском сознании все эти экскурсы в историю выглядят одинаково — жил-был царь, и пока еще совершенно без разницы — Горох, Берендей или Петр Великий. Все Петры, Цезари, Наполеоны жили да были в одном и том же месте — в "давно когда-то" Это самое "давно" совершенно не различется. Линейное выстраивание эпох с огромными пробелами и дырками даже при несомненном интересе к отдельным кусочкам мозаики начнется только после 10 лет. Да и то, помнится, что 500 лет в первом тысячелетии нашей эры промахивались как "фигня война, подумаешь там одной-другой палочкой в римских числах больше-меньше" ))) Думаю, что за 8-10 лет издадут массу литературы на исторические темы. А советовать что-то конкретное... я же говорю — по любой теме можно написать километровый список исследовательской и художественной литературы. У меня вон только про восстание декабристов целая полка )) В качестве обзорных книг, охватывающих все эпохи, для школы лучше всего энциклопедии Аванты+, как я уже и говорила. В них и содержание достаточно подробно и иллюстрированы они хорошо. Для общего знакомства их хватит, а по заинтересовавшим темам уже можно будет искать дополнительную литературу.
Я не говорю, что это вся вузовская программа) Не беспокойтесь, классическое образование там еще на должном уровне (хотя бакалавриат может существенно на это повлиять). Я лишь говорю о том, что средневековый эпос, мифы (не греческие, их в школе хоть как-то касаются), Библия (уже молчу о Коране), исторические романы, знание которых необходимо для понимания литературы, философии, истории в принципе, в школе не изучается вообще. И даже в вузе изучается в рамках одной лекции. Кроме того, мне кажется, у нас изначально разный разговор об истории с Вами зашел. Во-первых, так далеко, на уровень старшей школы, я пока не замахивалась — в старшей школе литература та же, что и для любого взрослого человека, а это, действительно, километры. Во-вторых, у меня определенная сфера изучения истории здесь, скорее духа времени, его настроений, жизни, литературы. Временная и событийная лента, какое-то представление о персоналиях — это не предмет моего обзора сейчас. Я надеюсь, цель его написания и вообще цель поиска книг достаточно четко изложена во введении, и сделала я это, чтобы избежать недомолвок. Тон Вашего разговора изначально довольно недоброжелателен. Не знаю, с чем это связано.
Это не недоброжелательность, а искреннее недоумение. Просто я все чаще натыкаюсь на определенную тенденцию — в 2-3 года ребенку дают все — его заваливают информацией о рыцарях, пиратах, королях, путешествиях, в то время как для него сейчас путешествие — или ходьба от дома до магазина или сидение в автомобильном кресле... А потом, когда наступает время действительного интереса — 10-12 лет, детей не интересует ничего, кроме компьтерных игр и жизни в той виртуальной реальности. И вроде бы родители сделали все для формирования интереса, а интереса нет... это не в ваш огород, совсем нет, это просто мысли вслух. Это замечательно, что все показанное у вас есть, оно, конечно же, будет смотреться и читаться и прекрасно, если именно в школьном возрасте. И до вашей фразы о вузовской программе меня смущала только невозможность что-то посоветовать. Уж слишком общо да и невозможно выглядит задача, поставленная вами, поскольку в дошкольном возрасте дети понимают лишь кусочки мозаики. Вот, наверно, осознание этой невозможности меня и напрягает, это не относится к Вам лично ))
Историю конечно сложно с малышами обсуждать,нет у них еще понятия времени,но поиграть с мамой в пещерных людей или пиратов не откажется ни один ребенок,если с ребенком не заниматься сейчас,вряд ли можно его 10-12 заинтересовать серьезной литературой.И будет это не от того что ему отбили желание в детстве,а скорее от того что ему это не надо
А я ничего и не имею против ИГР. Просто знаю по себе, многократно замечала — прочитали что-то, поиграли, я ставлю в уме галочку — типа прошли, как в учительском плане. Переключились на другое — еще крестик, еще, еще. Потом включается чувство гордости — о, как много мы прошли, с чем я ребенка познакомила. Через год выясняется, что он ничего не помнит или помнит несущественные детали, ускользнувшие от моего внимания, либо помнит сам факт, что читали, но не помнит о чем. Я не про отбитый интерес, а про то, что успокоенность родителей и мысленные галочки часто передаются ребенку — это он уже знает, в планетарии мы уже были, в зоопарке тоже, куда еще можно сходить? А вовсе не факт, что онт в этом планетарии увидел то, о чем ему говорили и зачем туда ходят. Насколько часты ситуации — ой, мой тааак любит динозавров, мы столько их накупили — и книг и игрушек, через полгода охладел, у него новая любовь — самолетики, потом пираты и т.д. Игрушки раздаются, убираются на антресоли, в кладовку, на дачу, выбрасываются, наконец. И приходит время интереса — настоящего, своего лет в 10-12. Что говорят родители — какие динозавры/солдатики/индейцы — у тебя сколько их было? тебе сколько раз покупали, куда ты все дел? Да не помнит он куда он все дел, это было миллион лет назад до сознательной эры. А ему — иди лучше уроки учи, нашел время играть! Маме не приходит в голову, что сейчас игра в пещерных людей и индейцев намного интересней, чем в 3 года. Вернее, приходит, но эту мысль она отметает — уроки важнее. И главное — родитель чувствует себя правым — потому что в свое время он это все ребенку дал, вот только ребенок уже это самое все забыл...Я здесь о том, что именно история в этом плане очень уязвима. Мы проходили Древний мир в 5 классе и к 8 все благополучно забывали. И только те, кто начинал изучать Древнюю Грецию в институте открывали для себя огромный пласт великой культуры... Ну и ранний возраст — возраст шаблонов. Ярлыки клеятся почти на всю жизнь. А ведь пираты это вовсе не благородные моряки-романтики и ученые-первооткрыватели, а пьяницы-бандиты-убийцы на самом-то деле... И поэтизация бандитского ремесла в нежном возрасте вовсе не актуальна.
Если не получается заинтересовать ребятишек в садике (читала у Вас, что не интересуются, не хотят слушать), попробуйте "Умницу", что-либо с игровой формой обучения. Зря Вы так разочарованы в дошкольниках и их способностях — наши ребятишки хорошо по "Академии" занимаются — даже если понимают не все, детские впечатления — самые стойкие. Кроме того, ролевые игры, антураж, атмосфера времени — это же так увлекательно для любого ребенка)
А вот этого я не буду делать принципиально — и так детские сады с ума посходили на программах дошкольного образования. Уже уроки на дом задают — подчеркнуть, зачеркнуть, заштриховать... До школы ребенок должен ИГРАТЬ. Играть по настоящему — научиться самому строить игру. При этом замечательные дорогущие карточки наряду с огрызками бумаги становятся то постелькой для бумажной куклы, то билетом на пароход, то товаром в магазине. Пусть играют, а не учатся в игровой форме. Мы просто живем и делаем то, что нам надо для этой жизни — считаем сколько тарелок сегодня мне надо поставить на стол, выкладываем сегодняшнее число на холодильнике, оторвав листок календаря, считаются считалкой, кому выпадет выключить свет, а то все ссорятся, кого я подниму на руках к допотопному советскому выключателю в коридоре. И в индейцев, и в пиратов мы играем - прячем парчовый мешок с драгоценными камнями в комнате, а на плане ставим крестик. А потом ищут и делят добычу. Им надо до школы набегать кучу километров, залезть на миллион лесенок, накататься с горок, накатать машинок, перелезть через кучу препятствий, наломать уйму дров палок, надрать стог листьев и травы, накидать, напинать и наловить кучу мячиков. А дома пусть играют всякими игрушками да плюс игровой материал — кубики, блоки конструкторов, коробки, камни, посуда и т.д. И главное — научиться играть ВМЕСТЕ, а не рядом, и научиться понимать чужое хочу/не хочу, а не только свое.
А вообще Вы знаете, это то, что я собираюсь давать своему ребенку на первых порах, и это сообщество, как я полагала — для мам, которым также нравится обсуждать книги для своих детей. Они могут быть удачными, могут не понравиться. Но здесь часто встречается такое бурное осуждение, такое презрение к книгам и мнениям, которые не подходят под разряд той литературы, которая должна быть эталоном, что не хочется уже ничего обсуждать. Книги — они разные. Для младших и средних школьников, и особенно для дошколят новые подходы (карточки, книги с окошками, 3D модели и т.д. — только посмотрите на "Ледовое побоище", например) могут дать то, чего не может дать классический формат. Ребенок, не приспособленный к нему, просто не будет знать ничего. Особенно клиповое сознание, от которого никуда не денешься, требует новых форматов. Мне наши книги приносят огромное удовольствие, в два с половиной года мы прочитали уже несколько сотен маленьких и больших историй. Когда сыну будет 12-15, я предложу ему, возможно, то же, что Вы находите сейчас. Но пока это для нас совсем не актуально. И я бы не хотела, чтобы на меня набрасывались каждый раз, когда я делаю первые шаги)
Где вы увидели презрение? Для начальной школы — отличный выбор! Еще раз повторю — меня смутила ваша же фраза о вузовской программе филфака.... И с утра проблемы с чувством юмора )) И вообще проблема интернетобщения — проблема неразличения интонации, вот и все.
Но Вы противоречите сами себе. Если до десяти лет ничего в принципе не усваивается, то мои книги (и никакие вообще) для начальной школы вообще не нужны. Тогда начинать нужно сразу с серьезной литературы, но как, если ребенок десять лет гонял мяч? Мне кажется, во всем нужно искать компромисс: родители, которые чрезмерно увлекаются методиками и, несмотря на нежелание ребенка, его принудительно "учат", мне совсем не близки. Но мне кажется, что все, что делается с родителями и с огромным удовольствием, останется большой радостью на всю жизнь. Не вижу ничего плохого в том, чтобы днем носиться по горкам и играть с друзьями, а вечером почитать с родителями хорошую книгу или поиграть немного в индейцев или рыцарей. Это запомнится, поймется, отложится, пусть не будет в памяти конкретных дат, это и не нужно, нужно мыслить шире, глубже, улавливать нечто большее. Умница — она именно такая, хорошая, игровая. Нет там принудиловки никакой — для нас это просто хорошее время вместе. И карточки ценны не тем, что их надо показывать три раза в день — они дают миллион разных сценариев для игр: можно также придумать средневековый магазин, устроить турнир, посидеть в пещере у костра. У меня ничего этого не было, почему я пишу про филфак — я на филфаке только начала узнавать то, что образованный человек должен знать еще в школе, но нет у нас таких школ пока (например, ну что, в Вашей школе изучали Старшую Эдду?) И я захотела дать своему ребенку то, чему в школе меня не учили, а учили в вузе, поэтому про вузовскую программу и сказала. Мне хочется, чтобы он все воспринимал через эту призму, а не с ноля. Я не надеюсь, что он в точности, как машина, год за годом будет помнить каждую строчку в книге. Даже искренне надеюсь, что не будет, что он поймет смысл, общую картину, а не отдельные детали.Вы говорите, индейцев лучше изучать в 10 (как пример). Но новая информация усваивается хуже, чем та, что уже изучалась когда-то. Если какие-то знания есть, все учится легче. Да и еще такое счастливое время, такие якорьки с семьей при этом вспомнятся. Нет, не согласна, что не нужно с дошколятами ничем таким заниматься.
Как бы выразиться-то... чтоб понятно было. Покопавшись в памяти я вспомнила, чем можно дополнить ваш выбор, можно было бы добавить еще несколько книг, но они букинистические, да и смысла нет, поскольку тоже лишь обзорно дают верхи, которые и так очень широко представлены в вашем обзоре. Видимо, вас обидело само это слово "верхи"... Поверьте, я не хотела вас обидеть. возможно, я просто слишком пристрастно отношусь к слову "история", но ведь говоря объективно, ваш обзор, как и аналогичная часть и моей библиотеки — это как раз обзор тех самых исторических верхов просто для того, чтоб заинтересовать МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА историей, да и то очень аккуратно. По моему глубокому убеждению эти книги ребенок должен читать только САМОСТОЯТЕЛЬНО, уже в школе.
В таком контексте верхи меня не обижают) пойду теперь Ваши обзоры смотреть, мне трепетное отношение к истории и к серьезной литературе в целом очень близко. Что-нибудь присмотрю для себя на ночь) ой, про декабристов забыла спросить. Вот здесь буду очень благодарна, если подскажете что-нибудь. Помешана на этой теме немного.
У меня почти нет обзоров по школьной литературе — очень мало, я про малышачье-то написать-показать не успеваю ))) Да и страшно становится от объема — это же все собрать в кучу из разных мест, сфотографировать и — главное — найти слова для каждой книги...
Кое-что я заприметила, что мне хотелось прочесть! Да, это большой труд. Я когда пишу обзоры, трачу месяцы на это. Поэтому, хотя и понимаю, что все, найденное мной — капля в море, мне так хочется оваций)))
А что именно приметили? Может, у меня еще есть на эту же тему что-то, что я и не собираюсь даже показывать из-за мыслей "кому это надо", как про декабристов, например... над ними сейчас принято только иронично издеваться, особенно над проектами Пестеля.
Наш профессорский состав относится к декабристам восторженно, как и мы, их ученики. Нам рассказывали, как побывали молодые дворяне во Франции, как они поняли, насколько несвободен в России даже самый высокопоставленный человек, как унизительно и зыбко жить; рассказывали, какая слежка устраивалась за Пушкиным, за этим солнцем солнц, как его сдавал собственный отец; рассказывали, как удивительно тонко, интеллигентно, разумно, бесстрашно, пытались декабристы проводить с царем этот сложнейший политический диалог, исключая из него толпу, понимая, сколько крови влечет за собой народный бунт. Ой, я могу говорить об этом бесконечно) Если Вам интересно, я действительно попытаюсь поднять лекции, литературоведческие труды, у меня есть два ценнейших курса: по русской литературе девятнадцатого и двадцатого веков. Особенно много про Вторую мировую войну. Читать тяжело, конечно, но оно того стоит. У Вас я тоже заинтересовалась книгами о войне, а также самолетами и кораблями, конечно)
Забыла, хотела еще очень посоветовать Вам Сенкевича "Куда идешь". Мне из него вспомнились слова Сенеки о том, почему ему так нравится зарождающееся христианство. Он сказал, мы живем роскошно, мы все время пируем, но в любой момент император может отдать приказ — и мы казнены. Если бы царь был христианином, такой приказ никогда не был бы отдан. Мы были бы в безопасности. Жаль, я не помню дословно. Но эти слова мне почему-то всегда вспоминаются при разговоре о декабристах.
Про декабристов мне больше всего нравятся книги Н.Эйдельмана и Я.Гордина. Можно прочесть Г.Цурикову — Сто прапорщиков, Б.Йосифова — Декабристы, В.Гусев — Легенда о синем гусаре. Первой книгой, прочитанной в школе была А.Гессен — Во глубине сибирских руд. Художественные книги на эту тему не очень впечатляют — я вполне понимаю П.Анненкову, собиравшуюся вчинить иск А.Дюма за безбожно перевранную историю ее жизни в романе "Учитель фехтования", поэтому литературные фантазии на эту тему меня не очень интересуют, больше стараюсь читать документальные публикации. Хорошо читать М.В.Нечкину, но у меня только пара ее брошюр. В сети есть ее работа Декабристы. Нравятся изданные ЛГУ книги С.Б.Окуня — Декабрист Лунин и Лекции, которые он читал в университете. У меня вторая книга, период с 1812-1825 гг. Читала пару томов материалов следствия, один у меня дома есть, второй брала в библиотеке, но читать это в юности было невозможно — они ж там почем зря друг друга закладывали и сдавали. А самая дельная книга — это Декабристы — биографический справочник, вот там о каждом, кто привлекался к следствию, даже если не был осужден — сухо, кратко, биографические сведения, включая родственные связи, что оказалось наиболее ценным.А вообще любимые книги о той эпохе Я.Гордин — Право на поединок (она о Пушкине, но там о дуэльной традиции вообще), Н.Задонский — Горы и звезды, у нее еще есть другое название — Жизнь Муравьева (это про Н,Н.Муравьева-Карского), Н.Эйдельман — Твой 19 век, Большой Жанно и книжечка о Лицее — Прекрасен наш союз Письма Пущина люблю читатьПоделитесь своими любимыми книгами на эту тему. А то я сейчас ничего не читаю, кроме детского... ))
Практически все написали из любимого) Спасибо! Из художественного — вкраплениями — зарисовки/очерки о декабристах в "Былом и думах" Герцена (помню, в шестом классе изучали с ребятишками "Былое...", но очень далеко эти чувства сейчас от детей, а как жаль!). И обожаемый мной Радзинский "Лунин, или смерть Жака" (он много размышляет о человеческом мужестве и разных его проявлениях — о мужестве "разовом", тех, кто вышел на площадь, и о мужестве тех, кто затем должен долгие годы расплачиваться за этот шаг. Во многом он оправдывает людей, "сдававших" друг друга, пишет очень тонко, иногда страшно. Самое потрясающее из художественного у меня! Пробую сейчас восстановить лекции моего любимого преподавателя Татьяны Леонидовны Рыбальченко — слушала ее, затаив дыхание, так она рассказывала о декабристах, светло, гордо, все дрожало внутри. Даже беременная пыталась к ней попасть, но почти все время был постельный режим. Мне эти лекции заменяли все.
Спасибо! Надо прочесть Радзинского. А по поводу оправдания — я и сама потом и читала и думала, начиная понимать. Но сначала, когда читаешь все эти свидетельства, просто столбенеешь — все их движение, действительно, может показаться "сотней прапорщиков" — пылких восторженных мальчиков, готовых пустить себе пулю в лоб при неудаче. Материалы следствия надо читать, понимая контекст, а не после книг о молодогвардейцах, как это было у меня )А сейчас ведь многие лекции записываются и выкладываются в сети. У вас никого в вузе не осталось, чтоб озадачить диктофонной или видеозаписью?
Про объем информации еще хотела написать- это ведь на годы вперед я ищу. В три- четыре года - это рассказы про прабабушек, старинные здания, походы в музей. Немного мифов, Библии для малышей, былин. Затем - академию. Пиратов не в качестве антуража - со Стивенсона, в 12 где-то. И т.д. Все сразу разве можно давать!
Ааааэээээ... Послушайте, вы серьезно??? Я честное слово в ступоре... Это ВУЗовская программа??? И даже больше. Нет, ну я давно подозреваю, что школа превратилась в детский сад, но ведь не вузовское же образование!!! в конце концов... мне становится страшно... и я не шучу. и не иронизирую.Это все литература для начальной и средней школы... для того, чтоб заинтересовать, зажечь искру интереса, которая сподвигнет на чтение других книг, более серьезных, для старшей школы. Я сейчас выгребла книги с одной лишь полки, не собирая все по закромам и закоулкам — это книги в "приличных" переплетах на морскую тематику. Чтоб почитать по теме после Крапивина, Двух капитанов, Тройного полярного сюжета. Это не все по данной теме. Предназначены они для чтения в средних и старших классах школы. Но, судя по современным тенденциям вузовского образования, их уже, похоже, можно можно отнести к академическому чтению??? Поскольку в них не картинки с подписями, а ТЕКСТ с информацией. Вот так выглядят страницы Энциклопедии пиратов. Их 680И других книг для примера Ни в коей мере мне не хотелось бы вас обидеть или уязвить. Но мне самой надо как-то попытаться понять уровни градации того, что теперь называется Знанием...
Да, тема необъятная. Но все же можно подобрать домой книги, которые будут вызывать интерес у ребенка и стимулировать дальнейшее самостоятельное изучение понравившейся темы. Я использовала энциклопедии Аванта+ по истории России при подготовке к экзамену в школе в качестве дополнения к учебникам. Хоть это было ужасно давно, но помню, что мне было интересно изучать эти книги. Текст написан интересно и изложен доступно. Прочитав подробно в этой энциклопедии про смутное время, уложила в голове эти знания по полочкам. Экзамен по истории был у меня по выбору, сдала на твердую 4.
Отличный пост,большое спасибо, я пока только готовлюсь к изучению истории с дочкой.небольшая часть книг уже на полочках ждут своего часа.но у вас увидела много интересного,в закладки.Нам 2.6 я пока только в игровой форме затрагиваю такие темы (Путешествие в прошлое http://read.ru/id/1205033/; или в карточные игры играем от издательства Пешком в историю)Вы уже приступили к изучению истории?
Спасибо Вам! Да, понемногу начинаем, бродим по окрестностям, говорим про дома, в краеведческий музей думаем сходить) народный эпос идет у нас хорошо- пока самой истории, персоналий, событий нет, только литературная база. А как вы играете по комплектам пешком в историю, расскажите! Я думала, еще рановато, пока отложила!
Мы уже ходили в музей, понравилось,все что знала с удовольствием называла и показывала.Пешком в историю я купила карты и еще игру ходилку про каменный век.так вот карты она сама достала и попросила поиграть.иногда играем всей семьей,дочкины карты конечно пока открытыми оставляем , но она уже показывает это еда,это житель,это деньги.А когда она со мной ,то просто находим по четыре карты из серии,ходилку пока не оценила,покрутила деревянные фигурки и обратно в коробку положила.Хотела тематические недельки проводить,но пока думаю рановато,отложу до 3-3.5.Думаю лучше начинать с географии Африка ,она всегда Африка.
У вас потрясающе объёмные посты. Я каждый раз поражаюсь! Спасибо!По плану в следующим заказе у меня в первых рядах — Кальдекотт. Мне нравится вариант текста в этой книге, с присказкой про мистера Кроули, непопсовый такой.А вот насчёт Диккенса я очень сомневаюсь. Исполнение отличное, но там неполный текст — пересказ. А для Диккенса текст — это-таки не последнее дело.
Спасибо!!! К Диккенсу я присматриваюсь давно и тоже с острожностью, ориентируюсь на рецензию Blackboard Writera, он утверждает, что разница в тексте даже в мелочах минимальная. И потом, такие фоновые знания - лучше, чем совсем ничего, полную версию дай Бог взрослому-то осилить))
Огромное спасибо за проделанную работу!Буду еще не раз перечитывать Ваш пост.Сейчас как раз занялась лентой истории и систематизирую всю информацию и книги по истории.