В дошкольном возрасте была лишь одна книга! Какие могут быть последствия?
обсуждение прочитанногоВот такую удивительную историю я услышала от своей родственницы (хотя, для тех времен, ничего удивительного нет).
Она родилась сразу после войны и ее родители только-только приехали в Москву на заработки. Жили до ее 8 лет в бараке, 11 человек в одной комнате (родственники с семьями, что приехали вместе с ними).
Днем все уходили на работу, а ее с 4 лет запирали одну в комнате часов на 4-5, пока кто-то первый не вернется. У нее из игрушек был пупс-голыш и посудка.
А из книг - сказки Пушкина без картинок. Все!
Меня очень заинтересовало то, могла ли как-то на ее детской психике сказаться такая пропасть в дошкольном образовании?
По мнению большинства, лет 50-60 назад особо последствий не было, т.к. жизнь была другая, без телика и компа, больше общения, больше труда... вот так.
Мы тут вечно обсуждаем, что много книг - хорошо, надо уж точно с года читать ребенку книги, приучать его. И что хотя бы 15-20 книг в три года должно быть. И т.д. и т.п.
А тут вот, у ребенка всего одна была, причем читать только в школе научили. Видимо, кто-то ей иногда сказки Пушкина читал из родных, и то редко.
При этом она в школе сразу полюбила читать и много брала книг из библиотеки. И потом своему ребенку накупила много-много детских книг и читала ему. Т.е. любовь к чтению была и без дошкольной литературы.
По сути, она сказки и стихи для дошкольников первый раз только с собственным ребенком прочла.
И вопрос: а сказалось ли это как-то? Могло ли сказаться?
Понятно, что судить сложно, но я призадумалась: неужели, тот факт, что она до 7-8 лет была почти без стихов и сказок никак не повлиял на ее детское развитие и восприятие?
А как же все эти народные сказки, типа колобка и заюшкиной избушки? Выходит, можно и без них обойтись.
У меня есть только предположения. Моя родственница вот что сама о себе говорит: что у нее плохо с воображением и с фантазией. Что детские книги ей нравятся, но она не может объяснить, чем и что именно (и не только про детские книги). Говорит, что у нее никогда не было никаких мечтаний в детстве и никогда не хотелось быть похожей на кого-то из героев книг. Что для нее книги - это просто чья-то фантазия, которую к себе она никогда не применяла. Никогда не хотела уплыть на коробле в дальние страны, слетать на луну, встретить гоном в лесу и т.д.
Не знаю, может это и не из-за отсутствия сказок. Ведь, наверное, многие в те времена жили без книг. А в деревнях вообще не умели читать.
Как вы думаете, могло все же это сказаться на фантазии, воображении, мечтах?
А, может, это и не плохо, что она такая "приземленная", как сама себя называет. Зато счастливая и довольная просто хорошим обедом и теплой погодой. Без всяких лишних фантазий!
И что мы тут морочимся, отрываемся от реальности? :((
Что думаете?