Серия книг о великих музыкантах с илл. ГАВ Траугот.
букинистикаМногие знакомы с книгой "Двенадцать историй из жизни Джоаккино Россини" изд. Московские учебники. Книга не старая – 2012 года, но, как пишет издатель, тираж ее уже заканчивается. Более искушенные книголюбы знают и о книге «Секрет Паганини» 2009г., на которую букинисты установили неадекватную цену.
Обе книги посвящены жизни великих музыкантов и украшены потрясающими иллюстрациями братьев Траугот на черном и голубом фоне.
Однако оказывается эта «серия» началась еще в начале 90-х годов.
Тогда в издательстве Малыш вышли три книги в мягких обложках: «Ручей из
Тюрингии» - о жизни Иоганна Себастьяна Баха, «Тайна запечного сверчка» - о жизни Вольфганга Амадея Моцарта и «Кобольды
живут в Норвегии» - история жизни Эдварда Грига. Все три книги так же
проиллюстрированы ГАВ Траугот. По объему они меньше двух книг МУ, формат такой
же, сведения даются довольно кратко, события быстро сменяют друг друга,
частенько резко перескакивая с одного на другое. По сути, эти книги не являются
биографиями, в них описываются какие-то примечательные моменты из жизни
музыкантов. В общем и целом читать довольно увлекательно. У меня лично не возникало
желания отложить хоть ненадолго ни одну из пяти книг. А ведь авторы разные.
Если о Паганини и Россини нам рассказала Елена Матвеева, то книги о Бахе и Григе вышли из под пера Аркадия Мара, а с Моцартом нас знакомит вообще сам Геннадий Цыферов J
И хотя у книг разные авторы, объемы, обложки и качество печати, вся пятерка гармонично вписывается в серию, читая каждую из них, не ощущаешь, что это другая книга, как будто это просто продолжение, но о другом человеке.
Я надеюсь, что эти три старенькие книги скоро кто-нибудь переиздаст в лучшем качестве (на мой взгляд, оно далеко не идеально), но пока читаем то, что есть.
«Ручей из Тюрингии»
Автор Аркадий Мар
Изд. Малыш 1990г
Книга квадратного формата, в тонкой обложке, около 30 страниц. Содержит 7 историй из жизни Баха, истории разрозненные, описывают разные периоды жизни музыканта. Так мы читаем, как десятилетний Иоганн Себастьян, в саду при свете луны переписывает тетрадь с пьесами тайком от старшего брата; и тут же перепрыгнули на 10 лет вперед, и узнаем, что молодой органист Арнштадта Бах на столько своевольный, что отпросился у церковного начальства на месяц, дабы посетить другой город, чтобы послушать игру «великого мастера Дитриха Букстехуде», и задержался там на 4 месяца. А еще узнаем, как родилась «Токката», почему известный в те времена музыкант Луи Маршан сбежал из Дрездена перед соревнованием с Бахом, что «Органная книжечка» - книга для начинающих музыкантов,- была написана в тюрьме, и уже в конце, как бы мимоходом узнаем, что у Иоганна Себастьяна счастливая и очень музыкальная семья, а большую часть своей творческой жизни – 27 лет он посвятил обучению детей.
Все немного сумбурно, но довольно интересно.
«Тайна запечного сверчка»
Автор Геннадий Цыферов
Изд. Малыш, 1991г.
У Цыферова текст получился более детским с элементами сказки, он как бы общается с читателем. Почти вся книга посвящена прекрасному детству маленького гения: его любили, им восторгались знатные вельможи и простой люд, и даже сам император пожаловал ему шпагу и платье принца за великолепную музыку. Весьма интересна история о Римском папе и похищенной музыке: «Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей, и поэтому собирал и покупал самую прекрасную музыку. Раз или два в год эта прекрасная музыка торжественно звучала в папской церкви». Когда праздник заканчивался, драгоценные ноты прятали в шкатулку и стерегли день и ночь. Однажды двенадцатилетний Моцарт оказался в церкви, когда там как раз исполняли эту музыку, запомнил ее, и на следующий день ее распевал весь Рим. Папа, конечно, негодовал и даже приказал «арестовать уши Моцарта», но итоге ему пришлось его наградитьJ
В общем-то, грустная это история. Маленький гений был прелестной игрушкой, его обожали, но воспринимали лишь как развлечение. Когда Моцарт подрос и стал молодым талантливым музыкантом, он перестал быть интересным богатым господам и все двери перед ним закрылись.
На этом книга и заканчивается. Есть небольшое заключение о том, что взрослая жизнь Вольфганга прошла в Вене, где он стал первым независимым музыкантом 18 века.
Иллюстрации здесь немного в другом стиле.
«Кобольды живут в Норвегии»
Автор Аркадий Мар
Изд. Малыш, 1991 год.
Жизнь Эдварда Грига обошлась без интриг и потрясений. Талантливый мальчик уехал из родной Норвегии в Лейпциг, где и обучался мастерству. Закончив учебу с отличием, вернулся домой, обучал детей, репетировал с оркестром, на творчество времени не хватало. Немного описана история создания музыки пьесе Ибсена «Пер Гюнт».
Текста в книге много, но действительно интересных сведений почти нет. Биография довольно сухая, написано хорошо, но, видимо, ничего чрезвычайно интересного в жизни композитора не происходило.
Иллюстрации Траугот прекрасны везде, хотя душа, как и глаза,
требует меловки. Мне кажется, в оригинале цвета должны быть сочнее.