Книжная полка для самых маленьких
для самых маленькихВ прошлый раз я писала о том, какими не должны быть книги. Теперь руки дошли рассказать, каким образом мы выбираем литературу. Поэтому этот пост не столько о самих книгах, сколько о принципах выбора.
Речь сейчас пойдет о книгах для возраста плюс-минус 1 год, про книжки на вырост с красочными иллюстрациями, которыми мы активно запасаемся, речь пойдет как-нибудь в другой раз.
Поскольку в годовалом возрасте ребенок еще не может полноценно воспринимать целостную историю, книги должны быть с отдельными предметами и действиями. Пока что у героев книг не должно быть сложных и запутанных историй.
В идеале первые картинки малыша должны быть четкие, реалистичные и на белом фоне, чтобы ребенку не пришлось вычленять персонаж из окружающей его обстановки. Сначала обычно ребенка знакомят распространенными домашними и дикими животными и предметами обихода. Но оказалось, что найти иллюстрации с животными в полный рост, чтобы ребенок имел полное представление о животном, и современные, а не устаревшие предметы обихода, как, например, радио-, а не дисковый телефон, - это целая проблема.
Очень удобными первыми книжками могут стать детские энциклопедии для самых маленьких или даже просто распечатанные картинки, собранные в брошюру.
Если вы не готовы составлять энциклопедию самостоятельно, чтобы она полностью удовлетворяла вашим потребностям, то можно посмотреть "Энциклопедию для самых маленьких" от издательства Росмэн и "Тематический словарь в картинках" от Школьной Прессы:
Когда вы с малышом рассматриваете картинки в книгах, очень важно подкреплять материал сопоставлением с реальными объектами. Увидели на картинке кастрюлю - пошли посмотрели кастрюлю на кухне. Прочитали стишок про мячик, сходили и отыскали мячик, рассмотрели его со всех сторон, изучили свойства. Прочитали "Мойдодыра" - пошли посмотрели мультфильм (если, конечно, позволяет семейная религия).
Если ребенок уже освоился в подобных картинках, можно переходить к следующему этапу: выбирать книги с коротенькой незамысловатой историей, где герои находятся в какой-либо среде, но на каждую страницу приходится не более одного героя или действия.
Особенно стоит обращать внимание на качество иллюстраций и на соответствие картинки и текста. Даже если книга полюбилась вам за необыкновенный иллюстраторский стиль, ее стоит отложить хотя бы до 2-2,5 лет, пока ребенок не познакомится с настоящим обликом предметов, а не видением художника. Если вы не хотите, чтобы ребенок учился воспринимать мир через призму чьей-то фантазии, с такой литературой стоит повременить.
Как пример могу привести очаровательную книгу Деби Глиори "Непогода":
И чудесную качественную книжку стихотворений "Любимые стиховытворения":
Теперь о том, что можно приобрести уже сейчас.
Например, мне очень нравятся говорящие книжки Азбукварика, приведенные ниже.
Прелесть в том, что на каждой странице изображен один основной герой, предмет или действие. Текста в книгах очень мало - как раз то, что нужно.
Отдельно хочется сказать про книгу "Утенок" из этой серии. Она нам НЕ понравилась: на каждой странице одни и те же утята в разных позах, смотреть скучно.
В серии рассказов о животных красочные и реалистичные картинки. На каждой странице изображено 4-5 животных. Приятный голос читает текст, а на заднем плане звучат голоса птиц и животных. По этим книгам хорошо не только учить животных, но и объяснять такие понятия как "лес", "пустыня", "поляна" и пр.
Особой категорией хочется выделить серию книг Сузанны Бернер: "Зимняя книга", "Весенняя книга", "Летняя книга" и "Осенняя книга".
Это книги большого формата (разворот размещается на формате А2) с плотными картонными страницами.
В каждой книге всего 7 разворотов, но они настолько насыщенны, что разглядывать их можно очень долго. Это скорее книги-картинки, в них совсем нет текста, также они примечательны тем, что в них отсутствует главный герой. Однако, из страницы в страницу мы видим одних и тех же персонажей с их жизненными ситуациями, и про каждого их них мы можем рассказать ребенку историю. Например, спортсмен каждый день выбегает из дома и бежит в парк, чтобы сделать разминку. По дороге он теряет ключи и бумажник, которые находит девочка, идущая в парк. Она догоняет спортсмена и отдает ему ключи, тот благодарит девочку и машет ей на прощание. Позже вы можете добавить детали о том, что спортсмена зовут Марк, а девочку Инна, что Марк выбегает из дома в 10 утра, а Инна спешит на каток, чтобы покататься на коньках с друзьями. Фактически у каждого героя есть здесь своя история, развитие которой можно наблюдать из страницы в страницу.
В общем, книга прекрасна, она описывает жизненные ситуации, знакомит с общественными местами: многоквартирный дом, парк, площадь, улица, вокзал, торговый центр, выставка, библиотека, ярмарка, стройка и т.п. Книга развивает мышление, учит внимательности, ведь она чем-то напоминает картинки, где надо найти 10 отличий. Таким же образом отыскать на следующей странице героя, за которым мы в данный момент наблюдаем, может быть совсем не просто.
Когда ребенок станет чуть постарше, книги прекрасно подойдут для развития речи. Например, можно будет попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. И еще: для начала я бы посоветовала купить одну книгу. Например, зимнюю. Весной пополнить библиотеку весенней книгой, а летом - летней.
Если говорить откровенно, то есть более удачные вариации на эту тему, но по какой-то загадочной причине в нашей стране они не представлены. Если вдруг вы загоритесь подобными книгами, как и я, их всегда можно приобрести на амазоне.
Вот, например, книга-картинка от Anne Suess:
Помимо Anne Suess также обязательно посмотрите аторов Ali Mitgutch, Lila L. Leiber и Stephan Baumann.
Кстати, вот еще одна достойная говорящая книга-ночничок от Азбукварика "Спят усталые игрушки".
Сочные сказочные иллюстрации, спокойные мелодии и звездочка с мягким светом очень нравятся Алисе. Алиса моментально запомнила все предметы на каждой странице и теперь хорошо знает и фею, и ангелочка, и свечку, и дельфинов, и замок, и где там гномик с фонариком, и девочка с куколкой, и все остальное. Одно время у нас было излюбленным занятиям отыскивать на картинке предмет, о котором я ее спрашивала.
Теперь мы читаем эту книжку перед сном. Смотрим, как спит девочка, обнявшись с мишкой, и как к ней приходят добрые сны, и как все игрушки тоже ложатся спать вместе с ней. Это почти что стало ежевечерним ритуалом отхода ко сну.
Стихи.
Конечно, наши дети еще слишком малы, чтобы с упоением слушать стихи Маршака, Чуковского, Заходера и Михалкова. Но, например, воспринять самые простенькие стихи Барто они могут уже давно. Однако, это не значит, что не стоит читать своим детям "сложных" стихов. С помощью стихов ребенок учится воспринимать ритм, развивается память, это хорошая база для дальнейшего обучения. Чтение стихов вашему малышу - неотъемлемая часть развития, даже если в этот момент он просто крутится или бегает, и вам кажется, что он вас не слышит. И пусть вы пока еще не освежили в памяти "Мойдодыра" - не беда. Читайте, что помните. Письмо Татьяны Онегину, "Двенадцать" Блока, монологи из "Горя от ума" или "Сказ про Федота-стрельца".
Я же, помимо своего любимого Онегина, сама испытываю глубокое наслаждение, декламируя "Кошкин Дом" или "Айболита".
В целом, сказки и стихи советских авторов лучше всего искать в рисунках Сутеева, Васнецова, Винокура, Калаушина - художников, ставших хрестоматийными.
Вот пример иллюстраций Сутеева из нашего детства:
И Васнецова:
И Винокура:
Вас еще не захлестнуло волной ностальгии?))
Кстати, еще одна прекрасная книжка "Ребятишкина книжка" из советского детства автора Ивана Демьянова. Горячо рекомендую:
Ну а теперь ваша очередь делиться книжными находками для самой малышни! Напоминаю, что речь идет про самых-самых маленьких, которым "Песни матушки гусыни", "Приключения новогодних игрушек", "Алису в стране Чудес", "Снежную Королеву" и прочие красивости от серьезных издательств пока еще рано.