Статья выносит мозг объемом,но интересно..
религияПРОБЛЕМА
Принятое в Израиле правило определения еврейства только по женской линии вносит ряд сложностей в отношения между людьми и часто не соответствует самоощущению личности. Есть такие, кто узнал что его бабушка была еврейкой только перед самым отъездом в Израиль, для кого новы и чужды все обычаи и праздники, кто не ощущал и не ощущает себя евреем и не может идентифицировать себя как еврея, но в его теудат зеут записано ”йеhуди”. Есть другие, кто ощущал это с детства, в детском садике, в школе, далее в жизни по отношению окружающих благодаря своей выделяющейся фамилии и часто чувствовал себя чужим, и поэтому интересовался своим отличием, соблюдал традиции и идентифицирует себя только с еврейским народом, но по Галахе не может быть евреем. Арье Даян, ссылаясь на исследования Зеева Ханина, (http://berkovich-zametki.com/Nomer15/Dajan1.htm) пишет, что они “только приехав в Израиль, уяснили для себя истинное положение дел”, т.е. что они - неевреи. Это психологический удар.
У них опускаются руки, они уходят из политической и общественной жизни. Что касается предыдущей группы, то приведем цитату из того же исследования: В эту “большую группу входят те, кто в большинстве своем, являются евреями по Галахе, но, которые никогда не ощущали своей связи с еврейством, и даже в Израиле продолжают считать себя русскими или украинцами...... Они не хотят быть евреями, и, стало быть, не заинтересованы в сохранении еврейского характера государства.” Получается все наоборот.
Неевреи стали считаться евреями против своего желания, а евреев таковыми не считают. Как это влияет на результаты выборов в Кнессет понятно и отражено в указанном исследовании. Нет сомнений в пользе гиюра, особенно для тех, кто мало знает об иудаизме, был далек от этого. Поэтому справедливей чтобы гиюр проходили все желающие быть евреями, у кого только один из родителей еврей, а может быть и оба. И кто все же еврей, тот кто осознанно, не ради кого-то или чего-то, а по велению разума перешел в иудаизм, несмотря на все препятствия и сложности, и чтит его основные заповеди и мораль, или рожденный евреем, но для кого безразличны и его еврейство, и его народ, и данная ему Торой мораль?
Похоже, что правящие структуры Израиля пытаются перевоспитать свой народ по этой последней модели и не всегда безуспешно, о чем свидетельствует падение нравственности молодежи. Только еврейское патриотическое воспитание молодежи позволит восстановить дух народа и выдержать все испытания, чтобы сохранить государство. Но то, что евреев по мужской линии не признают евреями по Галахе, вносит очень много сложностей в различные стороны жизни народа. Но кроме того иногда получается, что члены нацистских банд по документам считаются евреями, а защитники Родины этого недостойны. Рассмотрим эту тему с различных точек зрения.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Объяснение передачи национальности по материнской линии обосновывают повелением Всевышнего, переданным народу через Моисея (Моше): “Когда Б-г приведет тебя в землю, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, Он многие народы лишит опоры (изгонит) перед тобой...” (Дварим 7:1). “... не заключай с ними союза и не позволяй им жить у тебя” (Дварим 7:2).“И не роднись с ними: своей дочери не отдавай за его сына, и его дочери не бери за своего сына” (Дварим 7:3). “Ибо он отвратит твоего сына от следования Мне: они станут служить чужим богам” (Дварим 7:4).
Всевышний дает эти указания для того, чтобы избранный им народ во всех дальнейших поколениях выполнял данные ему заповеди, законы этики и морали, социальные законы общежития и отношений между людьми и народами. В случае смешения с другими племенами нет уверенности, что евреи не станут служить различным рукотворным “божествам чужим”, забудут данные им Всевышним заповеди и законы и, следовательно, не выполнят своего предназначения привести все народы к единому Творцу, ради чего Всевышний и вывел их из Египта. И действительно, там где колена Израиля принимали чужие порядки, они растворялись и исчезали в других народах. Так исчезли десять колен отделившегося от Храма Израильского царства. Но не будем отклоняться в историю.
Итак у еврея, соблюдающего заповеди творца, есть сын и дочь. Им он передал эти заповеди и они их тоже соблюдают и должны передать своим детям. Но сын женился на нееврейке, а дочь вышла замуж за нееврея. У обоих сыновья полуевреи. О дочерях мы пока не говорим, да и Всевышний о них не упоминает. У дедушки-еврея два внука-полуеврея - сын его сына и сын его дочери. Ясно, что стих (Дварим 7:4) относится к сыну дочери еврея. Всевышний справедливо беспокоится, что внук еврея пойдет не по указанному им пути, поскольку отец его нееврей и не сможет передать ему учение и законы Всевышнего. Отсюда делается вывод, что сын дочери еврея (полуеврей) – еврей (поскольку о нем беспокоится Всевышний), а сын сына еврея (полуеврей) – нееврей, поскольку о нем Всевышний не упоминает, а значит не беспокоится. А зачем Всевышнему об этом беспокоится?
Ведь все мужчины – евреи приняли его заветы и обязались передавать их своим сыновьям: “Да будут эти слова, которые я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце. И повторяй их своим сынам, ...” (Дварим 6:6,7) Почему же он должен беспокоится, что отец еврей не передаст учение Всевышнего своему сыну полуеврею, отец обязан это делать. Поэтому Всевышний и беспокоится там, где отец нееврей и может увести внука еврея по другому пути. Если бы Всевышний должен был беспокоится, что отец еврей не передаст учение Всевышнего своему сыну, то Он должен был беспокоится о каждом еврее из народа. А фразой стиха (Дварим 7:4) Всевышний беспокоится только о внуке еврея сыне нееврея, перекладывая таким образом ответственность на дедушку- еврея. Это ему Он говорит, что если выдал свою дочь за нееврея, то будь добр замени ему (внуку) отца в передаче всех знаний, заповедей, моральных и социальных законов.
Таким образом получается, что полуеврей сын еврея – еврей, а полуеврей сын еврейки тоже еврей, но в том случае если он получит соответствующие знания. А поскольку в наше время таких знаний может не быть как у первого, так и у второго, то в обоих случаях нужно получить минимальное образование по еврейской истории, моральным и социальным законам.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Хромосомы человека содержат гены, несущие всю информацию строения индивидуума, в том числе национальные. Каждое мужское семя, кроме парных 22 аутосом, несет или хромосому Y или хромосому X. Женские яйцеклетки, кроме парных 22 аутосом, несут только хромосомы X.
Современная генетика установила, что гены аутосом хранят и передают стабильную информацию. Y – хромосома, самая короткая и имеющая более чем в десять раз меньше генов чем X- хромосома или аутосома, несет не только ген реализующий мужской пол, но это и “ворота” генома для новой информаци. Она трансформирует экологическую информацию в генетическую, т.е. создает новые гены (мутации). ” Эти гены постепенно передаются с Y – хромосом на X- хромосомы, а далее в течение поколений – на женский геном и аутосомы.Y-хромосомы являются “воротами” для изменчивости в наследственность”. Отсюда этносы и нации. (http://www.geodakian.com/ru/20_Sex_Chromosomes_1_ru.htm).
Поскольку Y-хромосома передается непосредственно по мужской линии от отца к сыну, то в ней находится “ДНК-паспорт” наследственности по мужской линии - “гаплотип”. Различные этносы, национальности и просто люди отличаются своим гаплотипом. Нации в основном создавались сообществом людей с родственными мужскими линиями, часто от одного наиболее сильного и плодовитого мужчины. Но сейчас, после переселений и смешений народов, это далеко не единственный признак нации. Все люди родственники, но чем больше разница в гаплотипах, тем дальше по времени отстоит общий предок. (У мужчин с одинаковым гаплотипом может наблюдаться внешнее сходство через много поколений несмотря на множественную перетасовку аутосом и их генов за это время.). Анатолий Клесов проследил историю многих народов, их расселения, по гаплотипам ныне живущих их представителей. (http://www.molgen.org/index.php?name=News&file=article&sid=37 ).
Не все полностью совпало с официальной историей, поскольку нет прямых свидетельств и выводы часто делаются историками по косвенным данным. История евреев по гаплотипам совпадает с Торой, но вот дальше, десять пропавших колен найти по гаплотипам потомков древних евреев (гаплотипу двенадцати колен- ГДК ) пока не удалось ни среди фалашим Эфиопии, ни среди племен Индии, ни среди пуштунов Афганистана. Гаплотипы современных ашкенази и сефардов совпадают с ГДК по всем маркерам примерно в 50% случаев, а считающих себя из рода коенов – 90%.
Итак, имеется замкнутая национальная группа А. Если яйцеклетка оплодотворяется семенем Y то родится мальчик с генами, полученными от хромосомы Y отца и хромосомы X матери (Y + X ). Если яйцеклетка оплодотворяется семенем X отца то родится девочка с генами, полученными от хромосомы X отца и хромосомы X матери (X + X ). Если оплодотворятся две яйцеклетки, то родятся близнецы: двое (Y + X ), или двое (X + X ), или (Y + X ) и (X + X ).
Что же происходит если в национальную группу А попадает индивидуум из другой национальной группы В? Назовем условно такое сочетание возмущением. Рассмотрим возмущение по женской линии. Тогда имеем исходную пару (Yа + Xа) + (Xв + Xв). Дети этой пары будут наполовину принадлежать той и другой группе: мальчики(Yа + Xв), девочки(Xа +Xв). Если других возмущений не будет, то дети исходной пары в браке составят сочетания (Yа+Xв) + (Xа+Xа) – мужская линия и (Yа+Xа) + (Xа+Xв) – женская линия. Тогда внуки исходной пары по мужской линии будут: мальчики (Yа + Xа), девочки (Xа +Xв), то есть все внуки генетически будут принадлежать исходной национальной группе А, а все внучки будут наполовину принадлежать той и другой группе. Внуки исходной пары по женской линии, как мальчики так и девочки, могут составить сочетания (Yа+Xа,в) – мальчики и (Xа +Xа,в) - девочки.
Таким образом в женской линии могут быть индивидуумы как полностью принадлежащие к национальной группе А, так и наполовину той и другой группе, что зависит от случайного совпадения, но с каждым поколением количество половинок будет уменьшаться и через несколько поколений все дети будут принадлежать к исходной национальной группе А. (Возможно это будет и быстрей, учитывая перетасовку аутосом). Таким образом внесенное по женской линии возмущение по прямой мужской линии исчезнет во втором поколении, а по женской линии исчезнет через несколько поколений как для девочек так и мальчиков этой линии.
Теперь рассмотрим возмущение по мужской линии. Тогда имеем исходную пару (Yв+Xв) + (Xа + Xа). Дети этой пары также будут наполовину принадлежать той и другой группе: мальчики(Yв+Xа), девочки(Xа +Xв). Если других возмущений не будет, то дети исходной пары в браке составят сочетания (Yв+Xа) + (Xа+Xа) – мужская линия и (Yа+Xа) + (Xа+Xв) – женская линия. Тогда внуки исходной пары по мужской линии будут: мальчики (Yв+Xа), девочки (Xа+Xа), то есть все внучки генетически будут принадлежать исходной национальной группе А, а все внуки будут наполовину принадлежать той и другой группе и сохранять внесенную Yв хромосому во всех последующих поколениях по прямой мужской линии. Внуки исходной пары по женской линии, как мальчики так и девочки, могут составить сочетания (Yа+Xа,в) – мальчики и (Xа +Xа,в) - девочки.
Таким образом в женской линии могут быть индивидуумы как полностью принадлежащие к национальной группе А, так и наполовину той и другой группе, что зависит от случайного совпадения, но с каждым поколением количество половинок будет уменьшаться и через несколько поколений все дети будут принадлежать к исходной национальной группе А. Таким образом внесенное по мужской линии возмущение по женской линии исчезнет через несколько поколений как для девочек так и мальчиков этой линии, а по прямой мужской линии внесенная Yв хромосома не исчезнет никогда. Это обусловлено тем, что Y хромосома передается только по мужской линии от отца к сыну, а X хромосома всегда от отца к дочери, а от нее (женщины) как к ее сыну, так и дочери, т.е. по обоим линиям, и в поколениях происходит обмен Х хромосомами между полами.
Таким образом, при возмущении по женской линии генетически внук еврея и нееврейки – еврей и дальше по прямой мужской линии все потомки евреи, но их внучка полуеврейка; их потомки по женской линии генетически могут рождаться евреями и полуевреями, причем число последних снижается от поколения к поколению. При возмущении по мужской линии генетически внук нееврея и еврейки– полуеврей и далее по прямой мужской линии все потомки по Yхромосоме полуевреи, но их внучка генетически еврейка; их потомки по женской линии генетически могут рождаться евреями и полуевреями, причем число последних снижается от поколения к поколению. (Определение полуеврей условно, поскольку неизвестно какие гены из парных аутосом реализуются).
Из этого видно, что генетическая информация нарушающая национальные признаки передается и постоянно поддерживается только через гены Y хромосомы по мужской линии, т.е. когда еврейка выходит замуж за нееврея. Нарушенная генетическая информация через гены X хромосомы, т. е. когда еврей женится на нееврейке, восстанавливается по мужской линии со второго поколения, а по женской линии через несколько поколений.
Поэтому тем, у кого предки евреи только по мужской (дед, отец) линии еще меньше оснований отказывать в признании еврейства, чем тем у кого предки евреи только по женской (бабушка, мать) линии, поскольку через гены Y хромосомы по прямой мужской линии генетическая информация передается от отца к сыну на все поколения и может прерваться только если в семье родятся только девочки. Есть также гены, которые передаются (не через хромосомы) только по женской линии от мамы к дочке (локализуются в митохондриях и от сына далее передаваться не могут), но в геноме их только 1% и, поэтому, вряд ли они имеют большое значение в передаче наследственных признаков.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Обратимся к Торе. Что же говорит Всевышний? Вернемся к уже приведенным выше цитатам: “Когда Б-г приведет тебя в землю, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, Он многие народы лишит опоры (изгонит) перед тобой...” (Дварим 7:1). “... не заключай с ними союза и не позволяй им жить у тебя” (Дварим 7:2).“И не роднись с ними: своей дочери не отдавай за его сына, и его дочери не бери за своего сына” (Дварим 7:3). “Ибо он отвратит твоего сына (внука) от следования Мне: они станут служить чужим богам” (Дварим 7:4). О каком внуке идет речь? О том, у которого отец не еврей. Поскольку Всевышний упоминает только его и его отца “Ибо он отвратит твоего сына (внука) от следования Мне: они станут служить чужим богам”, делается вывод, что этот внук сын нееврея и еврейки – еврей, а вот другой внук сын еврея и нееврейки – не еврей, поскольку Б-г о нем не упоминает. Та же мотивировка со ссылкой на (Дварим 7:1-4) приводится в Талмуде. А не имел ли Всевышний в виду совсем противоположное, поскольку сказал: “Ибо он (отец нееврей) отвратит твоего сына (внука) от следования Мне: они (отец и сын) станут служить чужим богам”. Тем более Он знал, что именно этот внук еврея внесет в популяцию гены другого народа (это Он создал геном) и боялся смешения, чтобы не было утеряно переданное им коленам Израиля Учение. А в отце – еврее он не сомневается, поэтому не заостряет на этом внимания.
Не будем приводить много цитат, но все повеления Всевышнего идут в основном по мужской линии, например при переписи населения (Бемидбар 26:1,2,4,5,6,7......50), женщины вообще не учитываются, также при распределении наделов по коленам, при передаче наследства в семьях – только сыновьям, а дочерям как прецедент только если нет сыновей, и т.д. Это не потому, что Всевышний считает женщин ниже или хуже мужчин, но просто потому, что мужчинам он поручил другие задачи, включая соблюдение и передачу Его Учения, законов морали и социальных, последующим поколениям по мужской линии, по которой гены переходят от отца к сыну.
“И вот заповеди, установления и законы, которым Б-г повелел научить вас, чтобы вы исполняли их в земле, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, чтобы боялся ты Б-га и соблюдал все Его установления и Его заповеди, которые я заповедую тебе, - ты, и твой сын, и сын твоего сына все дни твоей жизни”. (Дварим 6:1,2). “Да будут эти слова, которые я заповедую тебе сегодня на твоем сердце. И повторяй их своим сынам, ...” (Дварим 6:6,7). “Когда ...спросит тебя твой сын.... То скажи своему сыну ...” (Дварим 6:20,21). Итак, Всевышний предусматривает передачу всей информации по мужской линии, точно так же как и передачу генов Y хромосомы – от отца к сыну.
Фразой (Дварим 7:4) Бог ясно говорит, что Он беспокоится только о сыне еврейки. Почему? Потому что ее муж нееврей уведет “отвратит” их сына от Него, т.е. от иудаизма. Этим Бог показывает, что преобладающее влияние на сына оказывает отец, даже не еврей (о дочерях он не говорит). А о сыне еврея Он не упоминает потому что не беспокоится. Зачем Ему беспокоится, ведь он заключил с его отцом Завет, который тот обязан передать сыну (к тому же мальчики ходят в синагогу с отцом, а не с матерью). И еще, неужели Всевышний мог предположить, что сила убеждения религии нееврея (он отвратит сына твоего) больше чем сила истинной веры, данной Им своему народу и кто – то сможет, а еврей не сможет сохранить для народа сына своего? Бог не сказал, что сын еврея от нееврейки не еврей. И не сказал, что сын еврейки от нееврея не еврей. Он только предупреждает, что еврей тот кого не “отвратят”, оставляя двери открытыми для всех из народа Израиля, а то что он беспокоится о том, у кого отец не еврей, говорит о том, что своему народу он верит, а для сына не еврея ставит условие – если его не “отвратят” от иудаизма.
(В Израиле достаточно примеров, когда отец нееврей антипатриотически настраивает своего сына) Между тем Бог вообще не упоминает в этой связи о дочерях (внучках), что лишний раз подтверждает, что Он предусмотрел передачу иудаизма (и национальности) по мужской линии. В жизни чаще всего именно так. И так Всевышний предусмотрел в созданном Им геноме. Поэтому следовало бы установить в этой части равенство, а гиюр предлагать тому, кто был лишен возможности получить еврейское воспитание независимо от того, кто из его родителей еврей. И еще о гиюре. Всевышний не расист. Он присоединяет каждого желающего, кто чтит и соблюдает его законы, к избранному им народу. А как же иначе, ведь Он и избрал этот народ с единственной целью, чтобы он нес Его Законы всем народам мира. “ пришелец, который присоединится к вам, и вы – равны перед Б-гом” (Бемидбар 15: 15). “ Одно учение и одна норма права будет для вас и для пришельца ...” (Бемидбар 15: 16). Бог не указывает на разницу между гером и евреем. Дети гера всегда евреи.
Вернемся к первоначальному вопросу. Фразами (Дварим 7:1-4) Всевышний запрещает смешение с другими народами, чтобы не было утеряно его Учение. Но посмотрим как Он решает аналогичные вопросы, когда речь идет только о женщинах. “Когда ты выйдешь на войну против своих врагов ...” (Дварим 21:10) “и увидишь среди пленных красивую женщину и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены, то приведи ее в свой дом, ... и пусть сидит в твоем доме месяц и оплакивает своего отца и свою мать, а затем войдешь к ней и станешь ее мужем, и она будет тебе женой”. (Дварим 21:11,12,13). Совсем просто, даже гиюра не надо. “она будет тебе женой”. Всевышний знает, что Он ничем не рискует: Ни генетически, так как в поколениях этой пары все мужчины остаются евреями (Y- хромосома), а женские (X- хромосомы ) и также аутосомы в течение нескольких поколений нивелируются в соответствии с генотипом популяции.
Ни духовно, так как обязанности по духовному воспитанию поручены отцу. Еще один характерный пример. “Они поднялись в поход против Мидьяна, как Б-г повелел Моше, и поразили всех мужчин” (Бемидбар 31: 7). “Но девочек, не познавших мужчину оставьте в живых для себя”. (Бемидбар 31:18). Обратите внимание, что Б-г советует сохранить только девочек, но не мальчиков. Здесь все точно также как в предыдущем случае, но есть один нюанс: “ девочек не познавших мужчину ”. Здесь, возможно Создатель учитывает то, что еще не изучила наука. Ведь Всевышний предназначил мужчинам активную роль внесения изменений в генотип, а женщинам консервативную, их нивелирования и закрепления.
Если посмотреть в далекое прошлое, то где же брали жен сыновья Яакова-Израиля, родоначальники всех колен Израиля, их сыновья и сыновья их сыновей? Тора запрещает браки между близкими родственниками Сыновья Иосифа – родоначальники колен Эфраим и Менаше были рождены ему дочерью египетского жреца Поти Фэра (Берешит 46:20). Сыновья Иеуды – Эр, Онан, Шела были рождены ему дочерью встреченного им торговца Шуа, взятой им в жены (Берешит 38:2-5).Тора ведет родословную только по мужской линии. Естественно допустить и это видно из (Берешит 46:5-27), что в то время, когда евреи еще не были народом, мужчины из племени (семьи) Яакова-Израиля могли брать жен из окружающих племен и народов.
Поэтому генотип нации евреев мог образоваться из генотипа Яакова-Израиля, который он передал через всех своих сыновей и далее по мужской линии, генотипов Рахили и Леи, и генотипов женщин нескольких других народов, которые в течение ряда поколений сближались между собой и приближались к генотипу Яакова-Израиля, и о которых Всевышний не упоминает, поскольку он так создал геном, что на формируемый генотип нации, состоящей из родственных мужских линий (линий от глав колен, их сыновей и потомков), разнообразие женских генотипов существенного влияния не оказывает. И в истории евреев тоже нет никаких фактов или намеков, что когда-либо в древности существовал обычай передачи иудаизма только по женской линии.
И последнее, что интересно отметить. Две тысячи лет евреи живут в Галуте и расселены по всем странам. И почти везде их преследовали, уничтожали и ограничивали их деятельность. Как правило, они не смешивались с окружающими народами, но отдельные индивидуумы мужчины по различным причинам (материальные, образование, успех или просто под давлением и насилием) переходили в окружающую главенствующую популяцию. А поскольку по мужской линии Y- хромосома передается неограниченное число поколений (прерывается только когда у пары рождаются только девочки), то во многих национальных популяциях должно быть немало мужчин с еврейской Y- хромосомой, которые об этом не подозревают. А среди еврейских общин мира сколько прямых линий не от Яакова-Израиля, не имеющих еврейскую Y- хромосому?
Прозелиты дали иудаизму много известных мудрецов и ученых. Какое это имеет значение? Абсолютно никакое! Главное не в генах, а в том кем человек себя считает, насколько чувствует свое причастие к истории еврейского народа, каких принципов придерживается и, главное, как воспитывает своих детей. А сейчас получается, что внук еврейки, который ни духовно, ни генетически не еврей, считается евреем, а внук и даже сын еврея, который и духовно, и генетически еврей, евреем не считается. Такая психологическая дискриминация евреев по мужской линии не вносит единения в общество и причиняет вред стране и еврейскому народу. Таким образом, нет никакого обоснования, ни логического, ни генетического, ни теологического, ни исторического для ограничения передачи национальности и иудаизма только по женской линии.
И ЕЩЕ О ЕВРЕЯХ
Многие могут быть не согласны с рассуждениями автора, причем по разным причинам. Религиозные люди могут быть не согласны со ссылками на теорию эволюции, считая, что все до мелочей предусмотрено Творцом. Атеисты, наоборот, не признавая творца считают, что все происходит в результате естественного отбора из случайных процессов. До сих пор не утихают дискуссии об обучении детей в школах. В действительности здесь нет противоречий. Разве Творец не мог заложить в творения программу развития, включая естественный отбор? Но это не все объясняет. Ведь естественный отбор направлен на приспособление к окружающей среде для выживания, а, например, мозг человека сконструирован с такими возможностями, что и сейчас еще используется частично. Ведь не требовались для выживания человека ядерные и водородные бомбы и космическая техника. А развитие информационной техники в последние годы? Это не эволюционные темпы. Значит мозг человека создан не в результате эволюции в процессе приспособление к окружающей среде для выживания. Каждый волен придерживаться своего мнения.
Развитие науки позволяет приближаться к истине, но не достичь ее, поскольку творение не может постичь Творца. Но нет причин для неуважения и даже презрения между евреями. Учение, которое евреи получили более 3300 лет назад еще не будучи народом, те нормы морали и социальные законы общежития и отношений между людьми в те древние времена, когда миром правила жестокость и сила, недостижимы еще и сегодня. Насколько выше мораль нашего общества? Чем лучше уничтожение людей в нашем веке человеческих жертвоприношений тех времен? Неважно, кто тогда сформулировал это учение, Всевышний или мудрые люди, но евреям было поручено соблюдать его в своей стране, в которую они шли, быть примером для других и передать другим народам. Но для этого нужно было иметь сильное и независимое государство. И таким оно стало, объединенное царем Давидом Израильское царство.
Но распри между евреями и распад государства на два царства привели к поражению в войнах и исчезновению десяти израильских колен. Оставшаяся часть народа с государством Иудея не могла устоять перед внешним врагом, снова поражения и пленения с единственным светлым окном – победой Маккавеев, что празднуем в Хануку (но прежде евреям пришлось победить своих еврейских коллаборационистов). А затем все по той же схеме. Внутренние конфликты, римляне, разрушение Второго Храма, уничтожение, пленение и изгнание. И Поручение не выполнено. Зачем все это вспоминать? По двум причинам. Во-первых, все по той же схеме происходит и сейчас. Восстановленное еврейское государство, победившее своих врагов во всех войнах, ставшее сильным, независимым и экономически развитым менее чем за половину века, в последние полутора десятка лет слабеет и разваливается из-за внутренних конфликтов, разброда и вражды. Значит очередная попытка выполнения Поручения снова под угрозой провала. Во вторых, как же ответить на вопрос кто все же еврей? Тот, кто продолжает нести в себе гены от праотца Яакова -Израиля и его сыновей, т.е. имеет гаплотип ГДК? Тот, у кого мать еврейка? Тот, кто считает себя евреем? Те, кто соблюдают традиции, нормы морали и социальные законы?
Несколько деревень из российской глубинки уехали в Израиль, поскольку их предки приняли иудаизм, который они соблюдали до сих пор. И их дети, потомки славян, сейчас евреи. Разве это плохо? И такие островки иудаизма еще в мире найдутся. Семьи американских индейцев приехали в Израиль после гиюра. В мире много людей интересующихся иудаизмом и всем в Израиле может места не хватить, а это один из путей выполнения своей роли - жить самим по законам морали и справедливости и паредать это всем народам, чтобы мир и процветание установились на планете. В иудаизме запрещена миссионерская деятельность, но никто не запретил объяснять и помогать знакомиться с этим желающим, и уж тем более не нужно ставить преграды желающим пройти гиюр.
Вспоминается такой случай. Женщина готовилась к гиюру, изучала иудаизм, знала историю, объясняла, что это ей по душе, нравится и она любит еврейский народ. Как и полагается, ее отговаривали. А в последний раз сказали, что любить весь народ недостаточно, нужно полюбить каждого еврея в отдельности. Больше она не пришла. Зачем же ставить нереальные требования?
Разве можно любить или ненавидеть по национальному признаку? Среди евреев, как и среди всякого другого народа, всякие есть люди. Помочь осознать, исправить ошибки, если это возможно, да. Но любить? А что в современном Израиле? Жертва должна любить палача? Любить тех, кто разрушает дома евреев и изгоняет их со своей земли? Да, были и такие, кто обнимался с жертвами, а затем применяли насилие, но кто действительно их любил, предпочитали суд военного трибунала выполнению преступных приказов. Или еврейский парень должен любить полицейского, который его повалил, избил и разорвал ему ноздри за участие в демонстрации протеста, только потому что он тоже еврей? А пострадавшие при погроме в Амоне, включая 200 детей, должны любить тех, кто бил их дубинками по голове, ломал руки, ноги? И таких “любовных историй” можно привести еще очень и очень много.
И все их жертвы должны любить тех, кто отдавал приказы все это делать? Приносит ли это пользу народу и стране или это предательство своего народа? Евреям предписано подавать пример всем народам, пример моральной и справедливой жизни в согласии, но внутренних разногласий среди них, пожалуй, больше, чем в других нациях. Почему атеист не должен уважать нормы поведения верующих? Ведь это неуважение к своим ближайшим предкам. Ведь это они сохраняли нацию в течение тысячелетий.
Не будь их, не было бы ни его, ни евреев вообще. Но и атеист заслуживает уважения, это его выбор, если он не мешает другим. Тем более, нужна основа для согласования и достижения общих целей между ортодоксальными и не ортодоксальными течениями. Ведь у всех одна и та же Тора. Она не может быть различной. Те же молитвы в Сидуре. Одни и те же праздники и только Один Всевышний. ( В Израиле и диаспоре появились сейчас организации, которые ведут активную миссионерскую деятельность с целью приблизить или увести евреев в христианство, такие как мессианские евреи и евреи за Иешуа, (Христа), но речь сейчас не о них). Главная беда для Израиля и всех евреев вообще - это ненависть, которая нагнетается правящей элитой Израиля и зависящими от них СМИ к евреям, живущим в Иудее, Самарии и жившим в Газе, большинство которых религиозные. (Причины этого не по теме этой статьи).
Так кто же из евреев еврей? Проведенная в 1990 году перепись американского еврейства (NJPS - 1990) показала, что среди 5,5 миллиона человек, считающих себя евреями, оказалось очень много или большинство евреев не по Галахе. (http://www.evreimir.com/article.php?id=18415 ) Таким образом эти евреи, соблюдающие традиции повисли (они их соблюдают поскольку считают себя евреями). Но их не признают евреями, куда же им податься? Возможно они генетически по мужской линии (несут Y- хромосому Яакова-Израиля) и по духу евреи. Кто-нибудь задумался над таким отторжением? А ведь Всевышний никого не отторгает. Наоборот, Он этого боится. Разве Он сказал, что сын еврея не еврей или сын еврейки не еврей? Нет. Это сказал комментатор.
А Всевышний только предупреждает, что отец не еврей может отвратить сына еврейки от иудаизма (Дварим 7:4). А если не отвратит, то и проблем нет. И Его не пугает, что мать не еврейка может отвратить сына еврея. Он даже не возражает против такой связи “...и она будет тебе женой”. (Дварим 21: 13). Все это мы рассматривали выше. Генетическое (кровное) родство (Бемидбар 15: 15) Всевышний тоже не считает обязательным. Знание, выполнение и передача поколениям данного Им учения и законов (Бемидбар 15: 16) с тем, чтобы передать это всем народам - это является определяющим для еврея.
И поэтому, прежде всего еврей тот, кто дает своим детям хотя бы начальное еврейское образование – история народа от Авраама до наших дней, обычаи, понятие о Торе, моральные и социальные законы (в диаспоре также иврит). Но в Израиле все это могут узнать только ученики частных религиозных школ. А как это решает министерство образования Израиля пишет в статье “Самое худшее – духовное изгнание” (http://www.evrey.com/sitep/object/arkhiv.php3?menu=476) Ишай Флейшер: “ Детям в школах практически ничего не говорят об исторической и эмоциональной связи еврейского народа с Эрец Исраэль. Сегодня во многих израильских учебных заведениях юное поколение учат ненавидеть Тору. В их сознание вдалбливают искаженную, «антиеврейскую» историю. В таких школах они никогда не услышат о нашей праматери Рахели и не узнают, где она похоронена. Молодые умы развиваются в совершенно иной атмосфере, наполненной чуждой нам фразеологией — «оккупация», «Палестина», «пост-сионизм» и т.д. ” “После двух тысяч лет изгнания еврейских детей обучают в школах тому, что Хеврон — не еврейский город, так же, как Бейт Лехем и Шхем. Что Храмовая Гора — не еврейское место.” Или еще пример, который приводит Григорий Домб в статье “Прогрессирующее слабоумие как зеркало нашей общественной жизни”: Учитель истории на уроке называет политическую платформу Гитлера «правым экстремизмом». Понятно для чего?
Ведь вся пропагандистская машина называет “правыми экстремистами” евреев Иудеи, Самарии, Газы. Вот так патриотов изображают фашистами. Все это делается специально. Таким образом правящая элита готовит себе из детей и юношей очередной зомбированный электорат, внушая им ненависть к “правым и религиозным экстремистам”, т.е. к евреям, живущим в Иудее, Самарии, и жившим в Газе и сочувствие к арабским террористам и их союзникам – евреям продвигающим “мирный процесс”. Так кто же еврей?
Тот, кто помимо сказанного выше, понимает какой вред наносят еврейскому народу современные еврейские коллаборационисты и как может противодействует этому. А евреи ли те, кто разрушает дома евреев, устраивает в Израиле еврейские погромы, выселяет евреев с родной земли и отдает их землю врагу? Могут ли это делать те, у кого есть та часть души, которая называется еврейской? Значит они ее потеряли в погоне за личной выгодой и не имеют права влиять на судьбы евреев. А Кнессету можно бы принять закон, позволяющий таких евреев с ущербной душой, независимо от их социального положения от президента и премьера до полицейского, учителя и далее, принудительно направлять на восстановление души в специальные учебные заведения.
Евреи как народ сейчас разрознены, в основном усилиями правящей элиты в последние полтора десятка лет. Власть, силовая и судебная системы, и СМИ не гасят противоречия между слоями общества, даже наоборот, специально нагнетают ненависть к евреям, живущим в Иудее, Самарии и жившим в Газе. Разрозненным обществом властям легче управлять. Чтобы победить врагов и избежать катастрофы, народ должен сплотится и победить, в первую очередь, своих коллаборационистов, предающих свой народ и свою страну, и неважно, неосознанно или осознанно, для достижения личной выгоды. Вопрос, вынесенный в заголовок статьи и другие, следует решать так, чтобы это содействовало объединению и сплочению народа, снижению разногласий между различными группами и слоями общества. В немалой степени многое зависит от религиозных авторитетов, их решений и постановлений – не в угоду власти, а в защиту народа и земли Израиля.
Принятое определение еврейства только по материнской линии – это всего лишь одна из проблем разделяющих общество и наносящая вред народу. Еврею – патриоту, который так себя всю свою жизнь чувствует и даже унаследовал еврейство генетически, говорят, что он не еврей, каким считал себя всю жизнь. Если вы еврей, поставьте себя на его место. Что почувствует Ваша душа? А рядом добрые миссионеры, которые вас успокоят и Вам помогут, и попробуют убедить Вас, что Вы еврей, такой же как они, но не такой как все эти другие. Хорошо, если в таком состоянии Вы не поддадитесь и сохраните свой внутренний мир, но не каждому это может быть по силам. Вот вам и отторжение от еврейского народа, о чем и беспокоится Всевышний. С другой стороны есть такие, у которых в теудат зеут записано ”йеhуди”, но они хотят от такой записи избавиться, потому что никогда евреями себя не чувствовали и не чувствуют, и даже не знали, что их мать была еврейкой или полуеврейкой от матери еврейки.
Это честные люди, которые хотят восстановить свою национальность, которая, возможно, соответствует им и генетически, но им объясняют, что нет, это не ваш выбор, вам дали еврейскую душу еще до рождения и вы не можете от нее избавиться, даже сменив национальность. В их душе тоже возникает протест, который настраивает их против того, чтобы государство было еврейским. Что то надо здесь менять. (Я здесь не имею ввиду антисемитов, которые попадают в Израиль по закону о возвращении. Таким просто не место в еврейской стране, независимо от того, кто их родители, и таких легко отсеять при легком собеседовании до выдачи визы).
Правило передачи еврейства по матери возможно было введено в Галаху мудрецами по необходимости, в тяжелые для народа времена, которых было немало в истории еврейского народа, когда в войнах и погромах уничтожали мужчин и издевались над женщинами, введено для того, чтобы не отторгать от народа тех еврейских детей, отцовство которых невозможно было установить. Именно не отторгать, не отвратить, как и предупреждал Всевышний (Дварим 7:4). А сейчас это хорошее и нужное правило, превращенное в одностороннюю догму, служит для отторжения детей евреев от еврейского народа, для отвращения их от иудаизма.
Галаха должна служить для сохранения, укрепления и единения народа, должна соответствовать букве Торы, и должна учитывать те обстоятельства, в которых живет народ для его единения и процветания. Если еврейские мудрецы в тяжелые трагические времена древности и средневековья могли все это объединить и найти оптимальные для того времени решения, то почему наши религиозные авторитеты не смогут с этим справиться? Надеюсь смогут.
Исаак Лифшиц,
07-01-2008