Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
История района и рассказыПокровский собор в Измайлово, посреди острова на Серебряно-Виноградном пруду, был построен в 1672-1679гг. на средства владельца усадьбы, Федора Алексеевича Романова, на месте прежней деревянной церкви. Старая Покровская церковь была поставлена Иваном Никитичем Романовым в память о победе над врагами в Смутное время. При Никите Ивановиче Романове Измайлово начало расширяться, богатеть, обрастать многочисленными пашнями, огородами, пасеками и т.д. Был устроен даже стекольный завод. Конечно, потребовался и новый, более пышный каменный храм.
Строительство Покровского собора было поручено мастеру Ивану Кузнечику. Оно еще не было завершено, когда Федор Алексеевич взошел на престол и смог приглашать для отделки интерьера лучших мастеров Оружейной палаты. Высокий кирпичный четверик собора строился по образцу Успенского собора в Кремле – с двумя рядами узких окон, с высокими крыльцами на три стороны, с пятью мощными главами на световых барабанах. Фасады собора разделены на три части полуколоннами, а венчавшие их закомары заполнены изразцами: средние – крупными, боковые – более мелкими, печными. Крупные изразцы с рисунком «павлинье око» – изобретение знаменитого мастера Степана Полубеса. Такими же изразцами окаймлены и верхние части подкупольных барабанов. Вообще декор собора очень богат и ярок – все окна обрамлены узорчатыми полуколонками, световые щели на барабанах – тоже. Нижние части всех барабанов окружают ложные кокошники, а покрытие куполов – не гладкое, а ярусное, «под чешую». Очень нарядно и единственное сохранившееся крыльцо – в древнерусском стиле, с большим кокошником наверху и со свисающими «гирьками» в проходах. Оба боковых крыльца были снесены при пристройке к собору корпусов богадельни. Три апсиды собора с широкими и высокими окнами видны сейчас только с другой стороны здания, от Мостовой башни.
Внутреннее убранство собора было довольно аскетичным, за исключением уникального иконостаса. Для его изготовления были приглашены мастера из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиевой Лавры и собственно московские, которым не удалось справиться с огромным заказом самостоятельно. Таким образом, местный и деисусный ряд принадлежали кистям ярославских иконописцев, праздничный – лаврских, пророческий – костромских, москвичи же писали верхний ряд икон. Стены и четыре белокаменных столпа были расписаны мастерами Оружейной палаты Кремля.
После революции на Измайловском острове поселились рабочие и служащие ткацкой фабрики, устроенной здесь еще в 1851г. Корпуса богадельни переделали под квартирные дома. В самом соборе разместился архив НКВД, и в это же время, приблизительно в 1932г., был вывезен иконостас, следы которого после этого затерялись. Часть икон, прослужив долгое время полками в архиве (а позднее в овощехранилище), оказались в музее им. Андрея Рублева.
К 1960-м гг. собор оказался в весьма плачевном состоянии. После ряда статей за реставрацию памятника несколько раз принимались и наконец завершили ее к 1983г. Стены здания были заражены грибком и не годились для хранения архивов, поэтому возникли разговоры о передаче собора верующим. До этого и собор, и корпуса богадельни были заняты ВНИИ ИНФОРМЭЛЕКТРО, поддерживавшим здания в достаточно хорошем состоянии. После передачи храма общине верующих в 1990г. прежние хозяева еще долго не могли выехать.
Сейчас собор отреставрирован и действует. В нем, на правом столпе, помещается главная святыня храма – древний чудотворный список Иерусалимской иконы Божией Матери, долгое время сохранявшийся в церкви Рождества Христова в Измайлове.
При реставрационных работах, проводимых в начале 1960-х годов Московской областной специальной научно-реставрационной мастерской (автор проекта архитектор Н.И. Иванов) ветхое позднее покрытие из железа на главах было заменено деревянными чешуйчатым гонтом. В целях противопожарной безопасности гонт был обит железом и после выкрашен медянкой.
Вот и отгадка угадайки))