Разговление по мекканскому времени.
4.4. Ураза - постМир ВАм,милость Всевышнего и Его благословение.Думаю,что многие из вас держат пост,и мы должны помнить,что пост-это не мучения для нас,и что во всём есть благо.Господь сделал религию которая не должна нас отягощать ,по этому ,прочтите то,что написано ниже.
Напомню, что пост в месяц Рамадан является обязательным столпом религиозной практики в Исламе . В то же время в Коране не раз говорится о том, что «Аллах (Бог, Господь) желает вам (люди) облегчения и не желает вам трудностей» и, например, «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» , а также «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу [на человека] то, что больше ее [его] сил (возможностей)» . Это же подчеркивается в достоверных хадисах . То есть, как говорят исламские ученые, «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать» . К тому же жизнь человека и его здоровье первостепенны в Исламе. Подвергать их очевидной опасности недопустимо. В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!»; «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» . А потому ученые заключают: «Если человек испытывает невыносимое чувство голода или жажды во время поста и есть серьезные опасения относительно его здоровья, тогда он обязан прекратить пост и восполнить его в последующие после месяца Рамадан дни. В случае очевидного вреда для здоровья или опасности для жизни верующий обязан прервать пост» .
Что касается разговения по мекканскому времени, то, например, известный египетский ученый ‘Али Джум‘а, отвечая на вопрос о том, как поститься в тех странах, где дни длиннее обычного и иногда длятся по 19 часов, отвечает: «Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя (1) расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня (более разумная) , либо (2) ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство (низводилось Священное Писание). (Итак, если человеку на самом деле физически трудно, а это станет очевидным примерно на третий день поста) , тогда он может разговляться, например, по мекканскому времени. То есть утренний прием пищи (сухур) — по местному расписанию (когда дни длинные, но имеется четкое разделение день-ночь) , а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени» .
Что касается молитвы-намаза, то она совершается в обычном порядке по местному расписанию.
вот приведённое расписание для Москвы.
В странах, где нарушена равномерность чередования дня и ночи, и мусульмане испытывают затруднения с проведением поста, необходимо определять время для поста по предварительному подсчету, а не по тем признакам (наступление утреннего времени, восход солнца, полуденное солнцестояние, заход солнца, и т.д.) которые были положены Аллахом Всевышним в основу шариатских норм молитвы и поста. Нормы религиозной практики испокон веков опирались на среднесуточные значения продолжительности дня, и максимальные значения при этом не учитывались.
Отсюда и идет утверждение ученых-факихов о том, что шариатские тексты обобщенного характера рассчитаны Законодателем (Всевышним) на обычных, «среднестатистических» людей.
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани говорит в «Фатх-уль-бари» (2/62):
الكلام إنما هو جار على الغالب المعتاد وأما الصورة النادرة فليست مقصودة
«Эти тексты относятся к общему и обычному состоянию, а что касается редких случаев, то они здесь не подразумеваются».
Также он передает в той же книге слова имама Абу-ль-Фатха ибн Сайид ан-Нас аль-Йа’мури:
الأحكام إنما تُناطُ بالغالب لا بالصورة النادرة
«(Шариатские) нормы связаны с основным (преобладающим) положением, а не с редкими случаями».
Известный ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин говорит в «Радд-уль-мухтар аля ад-дурр-иль-мухтар» (2 / 123):
القصر الفاحش غير معتبر كالطول الفاحش، والعبارات حيث أُطلِقَتْ تُحمَل على الشائع الغالب دون الخفي النادر
«Чрезмерная краткость не принимается в расчет, также как и чрезмерная продолжительность. Слова обобщенного характера понимаются как рассчитанные на общепринятые и распространенные случаи, а не на редкие и неявные».
Таким образом, большое количество ученых-факихов принимало в своих рассужденияx за основу то положение, что редкие и исключительные случаи не подпадают под действие шариатских текстов обобщенного характера.
Так, ученый ханбалитского мазхаба Шейх Ибн Таймия в (مختصر الفتاوى المصرية 1/ 38، ط. دار ابن القيم) говорит, что упоминаемое в Шариате время суток и года относится только к дням со средней продолжительностью:
والمواقيت التي علّمها جبريل عليه السلام للنبي صلى الله عليه وآله وسلم، وعلّمها النبي صلى الله عليه وآله وسلم لأمته حين بيَّن مواقيت الصلاة، وهي التي ذكرها العلماء في كتبهم: هي في الأيام المعتادة، فأما ذلك اليوم الذي قال فيه رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم: «يومٌ كسَنَةٍ» قال: «اقدروا له قدره» فله حكم آخر
«Те временные сроки, которым Джибриль (мир ему) обучил Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), и которые затем Пророк передал своей умме при разъяснении времени совершения молитв, относятся к обычным дням средней продолжительности. Что касается того дня, о котором Пророк (мир ему) сказал, что он будет как один год, и что необходимо будет делать для него предварительный подсчет, то он имеет другую правовую норму».
О применении этого правила относительно графика молитв и постов в странах, где продолжительность дня не соответствует средней норме, говорил один из прошлых муфтиев Египта, уважаемый шейх Мухаммад Абдо (да смилуется над ним Аллах). Его слова приводит в книге «Тафсир аль-Манар» (2 / 163) ученик шейха, ученый Мухаммад Рашид Рида:
فمُنزِلُ القرآن -وهو علّام الغيوب وخالق الأرض والأفلاك- خاطب الناس كافة بما يمكن أن يمتثلوه؛ فأطلق الأمر بالصلاة، والرسول صلى الله عليه وآله وسلم بين أوقاتها بما يناسب حال البلاد المعتدلة التي هي القسم الأعظم من الأرض، حتى إذا ما وصل الإسلام إلى أهل البلاد التي يطول فيها النهار والليل عن المعتاد في البلاد المعتدلة، يمكن لهم أن يقدروا للصلوات باجتهادهم وبالقياس على ما بينه النبي صلى الله عليه وآله وسلم، وكذلك الصيام؛ ما أوجب رمضان إلا على من شهد الشهر؛ أي: حضره، والذين ليس لهم شهر مثله يسهل عليهم أن يقدروا له قدره، وقد ذكر الفقهاء "مسألة التقدير" بعدما عرفوا بعض البلاد التي يطول ليلها ويقصر نهارها، والبلاد التي يطول نهارها ويقصر ليلها، واختلفوا في التقدير على أي البلاد يكون؟ فقيل: على البلاد المعتدلة التي وقع فيها التشريع؛ كمكة والمدينة، وقيل: على أقرب بلاد معتدلة إليهم، وكل منهم جائز، فإنه اجتهادي لا نص فيه
«Ниспославший Коран, Тот, Кому ведомо тайное, Создатель Небес и Земли, обратился ко всем людям с посланием, в котором обозначил то, чему они должны повиноваться. Он в обобщенной форме повелел совершать молитву. Пророк же (мир ему и благословение Всевышнего) разъяснил время ее совершения в странах, где продолжительность дня умеренная. А таких стран на земле большинство. И мусульмане, проживающие в тех странах, где дни или ночи длятся дольше обычного, могут сами рассчитывать время совершения молитв, ориентируясь на указания Пророка (мир ему). То же касается и поста. Рамадан является обязательным только для тех, кто «увидел молодую луну», то есть тот, кто застал наступление месяца. Те же, в чьих регионах нет месяца в общепринятом понимании, должны рассчитывать его по графику. После того, как стало известно о странах, где ночь длится долго, а дни короткие, и наоборот – дни долгие, а ночи коротки, ученые-факихи стали обсуждать проблему расчета времени для молитвы и поста. Они разошлись во мнениях о том, по каким странам ориентироваться. Одни сказали, что следует брать в расчет страны с умеренной длительностью дня, в которых формировались законы Шариата. Это Мекка и Медина. Другие ученые посчитали, что надо ориентироваться на ближайшие к данному региону страны с умеренной продолжительностью дня. Допустимы оба варианта. Этот вопрос из разряда тех, что решаются путем иджтихада, поскольку в Шариате нет прямых законополагающих текстов об этом».
Другой крупный ученый, в прошлом возглавлявший Аль-Азхар, шейх Махмуд Шальтут (да упокоит его Аллах) пишет в своей книге «Аль-фатава» (стр 125):
ولا ريب أن بيان أوقات الصلاة في اليوم والليلة وبيان الشهر في السنة –على هذا الوجه الذي عُرِفَ وتناقله الناس جيلا بعد جيل- إنما كان بما يناسب حال البلاد المعتدلة التي تتجلى أوقاتها المحددة في اليوم والليلة، ويتجلى رمضانها في السنة، وهي القسم الأعظم من الكرة الأرضية، ولم يكن معروفًا للناس في وقت التشريع أن في الكرة الأرضية جهات تكون السنة فيها يومًا وليلة؛ نصفها نهار ونصفها ليل، وجهات أخرى يطول نهارها حتى لا يكون ليلها إلا جزءًا يسيرًا، ويطول ليلها حتى لا يكون نهارها إلا جزءًا يسيرًا
«Нет сомнения в том, что предписания о времени молитв и времени проведения Рамадана были сделаны для стран с умеренным днем. В них день и ночь имеют строго определенное время, и Рамадан приходит раз в год. Люди на протяжении веков следовали установленному графику, и передавали это из поколения в поколение. И таких стан на земном шаре большая часть. В то время, когда закладывались законы Шариата, люди еще не знали о существовании стран, где полгода царит день, и полгода ночь. Также как и о тех странах, где день занимает большую часть суток, а ночь длится мгновения, и напротив – ночь длинная, а день очень короткий».
Шейх Имам Джад-уль-Хакк Али Джад-уль-Хакк говоря о том, что по Шариату пост должен длиться от восхода до заката, сказал:
إنما يجري على الغالب؛ أي في البلاد المعتدلة، وليس في الأحوال النادرة أو المحصورة في جهات القطبين وما قَرُبَ منها كما ظهر بعد عصر التشريع
«Это общепринятая практика. И речь идет о странах с умеренной продолжительностью дня. Сюда не входят исключения, такие как районы полюсов и близкие к ним зоны, которые были обнаружены уже после формирования шариатских законоположений».
Отход от ориентации по времени суток в пользу предварительных подсчетов имеет шариатское обоснование. Это хадис о приходе Даджаля. Его передал имам Муслим в «Сахихе», и другие ученые от сподвижника ан-Навваса ибн Сам’ана (да будет доволен им Аллах).
حين قص النبي صلى الله عليه وآله وسلم عليهم من خبر الدجّال، قلنا: يا رسولَ اللهِ وما لبْثُه في الأرض؟ قال: «أَرْبَعُونَ يَوْمًا؛ يَوْمٌ كَسَنَةٍ، وَيَوْمٌ كَشَهْرٍ، وَيَوْمٌ كَجُمُعَةٍ، وَسَائِرُ أَيَّامِهِ كَأَيَّامِكُمْ»، قلنا: يا رسولَ اللهِ فذلك اليومُ الذي كَسَنَةٍ أتَكْفينا فيه صلاةُ يوم؟ قال: «لاَ؛ اقْدُرُوا لَهُ قَدْرَهُ»
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал им о будущем приходе Даджаля, и сподвижники спросили его: «О Посланник Аллаха, сколько он пробудет на земле?». Он ответил: «Сорок дней. День как год, день как месяц, и день как неделя, а остальные дни будут такими же, как ваши». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а в тот день, который длится год, будет ли достаточно дневной молитвы?». «Нет, - ответил он, - считайте его, как считаете год».
То есть здесь описывается ситуация исчезновения смены времени суток, которая в наше время существует в районах полюсов, где полгода длится ночь и полгода день. Сюда же ученые относят и регионы, расположенные близко к полюсам, где протяженные дни и короткие ночи. Все эти случаи подчиняются правилу «допущения неточностей в определении времени для совершения религиозной практики». То есть в ситуации «исчезновения» дня или ночи действовать следует также как и в случае с нарушением равномерного их чередования.
Крупный ханафитский ученый Ибн Абидин пишет в своем труде «Радд-уль-мухтар аля ад-дурр-иль-мухтар» (1 / 366): «Аль-Хашия»:
تتمة: لم أرَ مَن تعرَّض عندنا لحكم صومهم فيما إذا كان يطلع الفجر عندهم كما تغيب الشمس، أو بعده بزمان لا يَقدِرُ فيه الصائمُ على أكل ما يقيم بنيته. ولا يمكن أن يقال بوجوب موالاة الصوم عليهم؛ لأنه يؤدي إلى الهلاك، فإن قلنا فبوجوب الصوم يلزم القول بالتقدير، وهل يُقَدَّرُ لهم بأقرب البلاد إليهم كما قال الشافعيون هنا أيضًا، أم يُقَدَّرُ لهم بما يَسَعُ الأكل والشرب، أم يجب عليهم القضاء فقط دون الأداء؟ كلٌّ مُحتَمَلٌ، ولا يمكن القول بعدم وجوب الصوم عليهم أصلا؛ لأن الصوم قد وُجِدَ سببُه، وهو شهودُ جزءٍ من الشهر وطلوعُ فجرِ كلِّ يوم. هذا ما ظهر لي، والله تعالى أعلم
«В заключение: я не вижу никого, кто бы возразил нам во мнении относительно тех людей, у которых рассвет начинается сразу после захода солнца, или через время, столь короткое, что постящийся не успевает полноценно поесть. В этой ситуации нельзя их обязывать соблюдать пост, потому что это приведет к гибели. И если мы говорим об обязательности поста, то должны также сказать об обязательности расчета времени поста. Однако при этом возникает вопрос: рассчитывать его согласно суткам ближайших к ним стран, как говорят шафииты, или просто оставлять достаточно времени для питья и еды, или может быть, им следует возмещать этот пост (в другое время), и не выполнять его сейчас? Все эти варианты допустимы. При этом нельзя говорить, что пост вообще становится для них необязателен. Потому что для начала обязательного поста Шариатом определяются четкие признаки: лицезрение молодой луны, и ежедневный рассвет. Таково мое мнение. А Аллах знает лучше».
Мера, по которой мы ориентируемся, взята из жизни - это день, длящийся 18 и более часов. То есть это три четверти суток. Мусульманам очень трудно поститься более восемнадцати часов непрерывно. Специалисты подтверждают, что столь длительное воздержание от пищи и жидкости однозначно наносит вред здоровью. Это также подтверждается и практикой жизни. И поскольку это так, то столь длительный пост не может входить в число обязательных предписаний религиозной практики.
Однако неправильно утверждение, «что человеку, которому трудно поститься, можно не соблюдать пост, и он должен возместить его в другие дни, когда может, потому что в этом случае на него распространяются те же нормы, что и на других, ведь пост был установлен для всех, от восхода до заката, без разделений по странам или категориям людей». Подобные послабления могут быть дозволены лишь для малого числа людей, которые по тем или иным причинам встречают трудности в выполнении предписаний, между тем как большинство людей вполне способны вынести этот режим.
Если же стало известно, что человеческий организм изначально не может выносить подобную нагрузку, и специалисты-ученые установили, что совершение религиозной практики в данном режиме нанесет действительный вред человеку, то тогда ученые-муджтахиды устанавливают, что Законодатель Шариата (Всевышний Аллах) изначально не требует его совершения в таком режиме. ( И тогда вводится другой режим поста для всех). Поэтому нельзя говорить, что тот, кто не в силах поститься, может не соблюдать пост, восполнив его в другие дни, потому что это может привести к тому, что обязанность поститься вообще будет отменена, или мусульмане попадут в затруднительную ситуацию, когда не смогут вести привычный образ жизни, или же месяц поста будет перенесен на другое время, с более умеренной продолжительностью дня, если таковые периоды имеются в данном регионе. Все это не соответствует изначальным целям проведения поста.
Поэтому имам Махмуд Шальтут (да смилуется над ним Аллах) счел такое предположение как обязательное к отклонению. Он пишет в «Аль-фатава» (стр. 126):
ولا ريب أن الجرْي في هذه الجهات على بيان الأوقات التي عُرفت للصلاة والصوم يُؤدي إلى أن يُصلي المسلم في يومه وليلته -وهو "سنة كاملة"- خمسَ صلوات فقط مُوزعة على خمسة أوقات من السنة كلها، ويُؤدي كذلك في بعض الجهات إلى أن تكون الصلوات المفروضة أربعًا أو أقل، على حسب طول النهار وقِصَرِه، وكذلك يُؤدِّي إلى أن يُكلَّف المسلم في تلك الجهات صومَ رمضان ولا رمضانَ عنده، وفي بعضها يُؤدي إلى صوم ثلاث وعشرين ساعة من أربع وعشرين ساعة، وكلُّ هذا تكليف تَأْبَاهُ الحِكمة من أحكم الحاكمين والرحمة من أرحم الرحماء. وإذنْ يجب استبعاد هذا الفرض
«Нет сомнения в том, что если в этих районах соблюдать принцип определения сроков молитвы и поста так, как это принято (в Шариате), то получится, что мусульманин будет молиться в течение ночи и дня (которые длятся по полгода) только пять раз, распределяя их на весь год. Также в некоторых районах надо будет молиться всего четыре раза или меньше, согласно продолжительности дня. Это приведет и к тому, что мусульманин не сможет поститься положенный Рамадан, так как там не наступает Рамадана. Или же придется поститься 23 часа из 24-х. Все это противоречит мудрости Мудрейшего и милости Милостивейшего, и поэтому так не следует поступать».
Ученый-факих Мустафа аз-Зарка пишет в своем труде «Аль-акль ва-ль-фикх фи фахм аль-хадис ан-набавий» (стр. 124):
وهذا التعميم بمجرد ظهورِ تَمَيُّزٍ بين ليلٍ ونهارٍ دون نظر إلى الفارق العظيم في مدة كلٍّ منها: يتنافى كل التنافي مع مقاصد الشريعة وقاعدة رفع الحرج. وليس من المعقول توزيع صلوات النهار أو الليل على مدة نصف ساعة مثلًا، ولا من المعقول صيام ساعة وإفطار ثلاث وعشرين
«Такое обобщенное применение шариатских норм на все регионы, где есть смена дня и ночи, без учета их продолжительности, противоречит целям Шариата и правилу «облегчения трудностей». Так, невозможно распределять дневные или ночные молитвы на получасовой период. Также как нельзя поститься только час, а остальные 23 часа не поститься».
Предпочтительным мнением для жителей этих стран является то, которое призывает ориентироваться на Мекку. Ведь Аллах даже назвал Мекку «матерью городов». А мать - это основа, корень. Мекка всегда является полюсом внимания мусульман, и не только в качестве киблы, но и в исчислении времени, если нарушена норма этого исчисления.
Если же ориентироваться на ближайшие страны, то это вносит большую путаницу и дезориентирует мусульман. Сторонники этой точки зрения ставят условием наличие возможности быстро и точно подсчитывать временной график ближайших стран с умеренной продолжительностью дня. Однако, как показывает практика, это трудно выполнить. Более того, это ставит мусульман в еще более трудное положение, чем раньше. И избегать этого призывал шейх Аль-Азхара (в прошлом) Джад-уль-Хакк, предлагая другой вариант решения проблемы, а именно – ориентироваться на Священную Мекку и Лучезарную Медину.
Он, в частности, сказал:
وقد يتعذر معرفة الحساب الدقيق لأقرب البلاد اعتدالًا إلى النرويج، ومِن ثَمَّ أميلُ إلى دعوة المسلمين المقيمين في هذه البلاد إلى صوم عدد الساعات التي يصومها المسلمون في مكة أو المدينة، على أن يبدأ الصوم من طلوع الفجر الصادق حسب موقعهم على الأرض، دون نظر أو اعتداد بمقدار ساعات الليل أو النهار، ودون توقف في الفطر على غروب الشمس أو اختفاء ضوئها بدخول الليل فعلًا؛ وذلك اتباعًا لما أخذ به الفقهاء في تقدير وقت الصلاة والصوم، استنباطًا من حديث الدجال سالف الذكر، وامتثالًا لأوامر الله وإرشاده في القرآن الكريم رحمة بعباده
«Может представляться невозможным узнать точное время смены дня и ночи в ближайших к Норвегии странах. Поэтому я склонен рекомендовать мусульманам, живущим в подобных странах, поститься то же количество часов, что и мусульмане в Мекке или Медине. Им следует начинать пост с момента наступления истинного рассвета в месте их проживания, и не ориентироваться на подсчет количества часов ночи и дня. При разговении не надо дожидаться захода солнца или наступления сумерек. В этом мы будем следовать тем расчетам графиков молитвы и поста, которые были сделаны учеными-факихами, исходя из хадиса о Даджале, приведенном выше. Это также соответствует и установлениям Аллаха, сделанным из милосердия к Его рабам, и содержащимся в Благородном Коране».
К мнению о том, что жителям стран с продолжительным днем и короткими ночами следует рассчитывать время поста по Священно Мекке, пришли также крупные современные ученые-законоведы.
Так, первый Верховный муфтий Египетских земель, досточтимый имам Мухаммад Абдо (да упокоит его Аллах) отдал этому мнению приоритет перед другими, и упомянул, что так считают и другие ученые-факихи.
Этого мнения Дом фетвы Египта придерживался и впоследствии:
- фетва 214 от 1981 года досточтимого шейха имама Джад-уль-Хакк Али Джад-уль-Хакк;
- фетва 160 от 1984 года досточтимого шейха Абд-ул-Латифа Хамзы;
- фетвы досточтимого шейха имама Сайеда Тантави (171 от 1993 года и 579 от 1995 года);
- фетва 438 от 1998 года досточтимого профессора шейха Наср Фарид Васыля;
- и наконец, фетва нынешнего Верховного муфтия доктора Али Джумуа (да хранит его Аллах).
Все они сходились на вышеупомянутой точке зрения в своих фетвах. Также с этим согласен и досточтимый шейх доктор Мухамад аль-Ахмади Абу ан-Нур, министр вакуфов в прошлом и член Академии Исламских исследований при Аль-Азхаре (фетва была опубликована 24 марта 1984 года).
Также можно назвать имена таких крупных ученых, как досточтимый шейх Мустафа аз-Зарка, доктор Мухаммад Хамидулла, написавший об этом в книге «Ислам», досточтимый шейх Махмуд Ашур, вице-президент Аль-Азхара в прошлом и член Академии Исламских исследований, и другие современные ученые.
Фетвы научных шариатских институтов мира также согласуются с этим мнением. К примеру, это муфтият Аммана в королевстве Иордания. Соответствующая фетва была подписана Верховным муфтием досточтимым шейхом Мухаммадом Абдо Хашимом от 19.9.1399 г.х.
Мы считаем, что такая позиция соответствует целям Шариата и отвечает интересам людей.
А Аллаху Всевышнему известно лучше!