Как и почему я занимаюсь с детьми
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)В рамках конкурса
Девочки! Я выиграла 1 приз и публикацию в спецвыпуске журнала "Счастливая мама" "Растим гения" (появится на прилавках 10 января) - кто нибудь - пришли мне экземпляр на Кипр, пжл!
Сегодня у моего сына День рождения. 6 лет! И я считаю, что все только начинается.
На школьных олимпиадах я всегда сдавала листы с половинчатым решением – потому что точно знала, что вся эта теоретическая наука мне ни к чему. Я стремилась быть практиком – работала с 14 лет, писала жалобы на преподавателей в вузе – что они совершенно не знают практики. Мой будущий муж решал все олимпийские задачки первым, выигрывал все в чем участвовал и всегда думал что никакой семьи у него с такими способностями не будет – жизнь гения чаще всего одинока. И вот мы встретились – теоретик и практик. Через 2 года я забеременела. О детях я не знала практически ничего и как и многие зачитывалась книгами Лупан, Никитиных, Монтессори и Домана, подписалась на 3 мамских журнала и стала готовится быть мамой по книжкам.
И вот чудесный день настал. Мой солнечный мальчик родился. Беременность была с осложнениями и родился он раньше срока – в полных 34 недели. Я знала, что возможен такой вариант и последние месяцы беременности активно искала методики быстрой реабилитации. Неврологами был предложен метод, практикуемый в роддоме, грудничковое плаванье.
Тот вариант, который применяли мы, не имеет ничего общего с групповыми занятиями в бассейне Мама и малыш. Все занятия до 5 мес проводились опытным инструктором у нас дома в обычной ванне и были направлены на максимальное использование возможностей воды. Инструктор подбирает комплекс упражнений, температуру воды, время проведения занятий, их продолжительность. Как итог – к 6 мес было полностью скомпенсировано отставание в крупной и мелкой моторике (по статистике недоношенные дети достигают компенсации к году-трем).
Занятия по карточкам Доману не пошли совсем – первые месяцы мой малыш «дозревал», из за ранних родов был очень слаб и зависим от меня – практически я продолжала быть беременной, только мой сыночек был уже снаружи. Из-за незрелости всех систем ему было сложно сосредотачиваться на чем-то, а уж если сосредотачивался – трудно было переключить. Испортив тонну карточек, побоявшись использовать компьютерные презентации к полугодию сына я отказалась от этой методики. И я стала искать иной способ развить моего малыша.
"Если хорошо подумать, упражнения в практической жизни - настоящая гимнастика, так что само повседневное окружение является школой совершенствования всех движении... Скатать коврик, почисти пару ботинок, вымыть раковину, пол, накрыть на стол, открывать и закрывать ящики и крышки, двери и окна, убрать комнату, аккуратно поста вить стул, закрыть занавеску, помыть посуду и т.д. - это упражнения, при которых либо всё тело, либо то или иное движение совершенствуется.
С помощью обычной работы ребёнок учится двигать руками и кистями, а мускулатура развивается быстрее, чем при гимнастике. И все же упражнения в практической жизни не следует рассматривать просто как гимнастику мышц, они являются работой"
М. Монтессори.
Моя жизнь просто стала этой самой развивающей средой. Когда я готовила еду – я просила сыночка подать мне овощи – картошка, лук и морковь лежали в нижних ящиках кухонного шкафа, который легко открывался (естественно, корнеплоды тщательно мылись и сушились перед тем как отправится в ящик). Когда шла в супермаркет – он набирал в пакеты фрукты (сначала я просто давала ему в руки фрукт и держала пакет – он складывал в пакет, потом стал сам собирать с низких полок), «выбирал» другие продукты, свои баночки с соком-едой находил на полках. Если я убиралась – я давала сыну тряпочки, и он помогал мыть мне полы, протирал плитку на стене, вытирал пыль с больших поверхностей, даже пытался пылесосить – за пылесосом сделал первые шаги! У него были маленькие леечки для полива цветов. Он помогал загружать и разгружать стиральную машинку. Помогал мыть посуду – дом появилось много пластиковых мисочек-стаканчиков-контейнеров. Накрывал на стол – раскладывал столовые приборы и хлеб в плетеной корзинке. По многу раз на дню за выполнением домашних работ я называла и рассказывала, что мы делаем, что он держит в руках, какого оно цвета. Я старалась покупать ему однотонную одежду и, одевая, всегда называла цвет, рассказывала о сочетании цветов. Целенаправленных занятий не было – мы просто жили. Сыну не нравились книги, песни с проигрывателей его пугали – я много выучила наизусть стихов и песен, старалась простукивать ритм по моему ручному ребенку, делала паузы, чтоб он закончил короткий стишок. В постоянном нахождении ребенка на руках были и свои плюсы – я делала стенгазеты с его фото и делами, которые он делает, с его друзьями, с родственниками, они висели на уровне моих глаз и играя самостоятельно малыш не мог их достать – многие хорошо сохранились.
Конечно, у сына было много игрушек – первый внук и первый ребенок! Наборы животных, тематические книжки-малышки, кубики, машинки на веревочке, первые резиновые конструкторы.
Как итог – в год сын самостоятельно ходил, мелкая и общая моторика были в самой что ни наесть середине нормы, говорил около 15 слов, около 50 звукоподражательных слов, простые 2 словные фразы. Знал основные цвета, знал основные формы, строил – башню, кровать, стул, забор. Знал простые обычные продукты питания. Знал домашних и диких животных. Делал простые обобщения. Любил петь, танцевать. Самой любимой книгой был Мойдодыр, хоть и побаивался его.
А потом в 13 мес он заболел. Кишечной инфекцией. 2 месяца лечения в инфекционной больнице. К 15 мес на руках у меня был огромный тяжеленький снова полугодовалый малыш, который слабо сидел, не мог ходить, молчал. Врачи утешали, говорили, что постепенно восстановится. Я снова достала все убранные на антресоли младенческие игрушки, по описанию навыков нашла соответствие по месяцам его нынешнему развитию и начала все сначала. Мы играли в те же самые игры и делали те же самые упражнения. Через 2 недели сын начала опять ходить. Еще через месяц мы вышли на уровень умений к моменту болезни. Но сын продолжал молчать. Речь замерла и дальше не развивалась. Из правши сын стал истинным левшой. Что-то нарушилось необратимо и надо было делать что-то другое. Но вот что? Неврологи разводили руками – сын плохо реагировал на препараты, и все лечение было свернуто. Логопеды его не брали – был слишком мал.
Когда такое случается – время начинает течь особым образом. Ты понимаешь, что чтоб найти специалиста, выбрать методику, выбрать направление работы, поработать и оценить – подходит или нет, работает или нет – нужно время. И понимаешь, что его-то – времени - как раз и нет. Время лечит и калечит одновременно.
Мы много чего делали, опишу то что неизбито – ввели многие части методики Домана (не в части карточек – сын их или игнорировал или рвал), кинезеологические упражнения для развития межполушарных связей (Гимнастика мозга), упражнения на развития мимики, фонематическая ритмика. Когда ребенок развивается нормально, родителям трудно оценить значение физических упражнений в его развитии. Но физическая культура (развитие общей моторики) на самом деле очень сильно развивает ребенка. Выполняя простые упражнения, ребенок изучает свое тело, его возможности - и ребенку легче управлять своим поведение, легче ориентироваться в пространстве, преодолевать стереотипное поведение, неговоря о том что повышение двигательной активности улучшает сон, настроение и аппетит. Подвижные игры с мячом, командные игры развивают зрительное и слуховое внимание. В связи с проблемой смены ведущей руки нам польза от физических занятий была особенно заметна. Мы заново учились держать ложку...
Паттеринги Домана. Все знают о методике Домана по глобальному чтению. Но только немногие мамы «трудных» детей знают о его другой методике – о комплексе специальных упражнений – физических, зрительных, дыхательных, обонятельных, для развития слухового аппарата. В основу положено наблюдение, что ребенок должен пройти в своем развитие некоторые мышечные стадии, поработать своим телом, получить разнообразный опыт от органов чувств – чтоб заработала голова. Основыми физическими упражнениями являются паттеринги, при которых совершаются перекрестные движения, механическескими многократными повторениям заставляя создаваться определенные межполушарные связи. Мы начали в полтора года с перекрестных патеррингов. Сначала мы с мужем вдвоем делали классический паттеринг (в инете много видео), сын быстро понял что это его успокаивает, снимает внутреннее напряжение, расслабляет и делал сам, я уже одна только следила за правильным выполнением движений, задерживая его в крайних положениях. Живя летом на даче, я поощряла сына ползать за кошкой. Кроме этого ввели специальную диету по Доману – безмолочную и безглютеновую – идея ее в том, что в молоке и в хлебе содержатся самые тяжелые для переваривания белки, которые могут наносить повреждения кишечнику, недорасщеплятся до опиатоподобных веществ. Тревожности, гиперактивности, резких перепадов настроения стало существенно меньше. Улучшилась координация обеих рук, сын перестал пытаться делать как раньше – правой рукой, активнее стал использовать левую.
Гимнастика мозга. Это комплекс простых упражнений для детей и взрослых, разработанный в 70е г доктором Полом Деннисоном. Книга очень веселая, без всяких заумностей, написана к ребенку младшего и среднего школьного возраста. Если Доман создал свою методику для «тяжелых» детей, то Деннисон - для средних троечников. Все упражнения очень простые и их можно адаптировать на любой возраст, с 2 х лет мы делали:
– перекрестные движения в разных плоскостях. Левое полушарие у человека отвечает за правую часть тела ниже шеи, правое – за левую. Самое простое упражнение для развития межполушарных связей – локоть левой руки к правому колену и наоборот, но для малышей это могут просто махи – руки влево –правая нога вправо и наоборот, главное пересечь невидимую серединную линию от подбородка до паха. Хотя и упражнения просто перекрестного махания – правая нога и левая рука – вперед и назад, позы простого скручивания – ноги влево – туловище за руками вправо и т.д. – очень полезны для развития мозга.
- синхронное рисование обеими руками простых фигур на разных поверхностях – вертикальной, горизонтальной.
- рисование знака бесконечности в воздухе – сначала одной рукой, потом другой, потом сложенными вместе – очень успокаиеват, снимет нервное напряжение, утомленность. Более сложная для улучшения навыков чтения и письма – рисовать в левой части знака бесконечности прописные буквы с закруглением в лево, в правой – в право.
- выдвинуть голову подбородок вперед-вниз к груди и делать повороты подбородка к левому плечу-правому плечу – Маятник. Сначала медленно, с практикой – быстрее. При наличие похрустываний в шеи или болевых ощущений в костях черепа – в этом месте делать короткие повороты. Интересно, что в методике русской «банной» правки – когда бабка распаривала в баньке болезного и делала простые правки – есть такая, как потярясти голову на полотенце после травмы головы и наличие определенных симптомов – положить человека на полог так чтоб свисала голова, голову в полотенце, которое бабка держит двумя руками за разные концы, и приподнять чтоб голова была на уровне тела и немного вперед (как раз подбородок вперед-к груди в вертикальной плоскости) и по очереди поднимать то одну руку с полотенцем то другую – «трясти» мотать голову в разные стороны. Считалось, что так все плохое и вредное из головы вылетает.
- упражнения для пальцев рук. Самое известное – кулак-ребро-ладонь. Мы играли как в камень –ножницы-бумагу – сын тряс кулачонками – я тоже трясла и кричала что надо выбрасывать. Играли и в «Сделай как я» – то я была ведущим, то он – скорость была не важна и ошибки интерпретировались в юморном ключе. Еще простая – Семофор – одна рука в кулак – другая открыта – и пошли симофорить кораблям, паровозам, пешеходам, машинам – вы стойте – а вы идите.
Развитие мимики. Очень важно чтоб у человека на лице было все написано. В современном мире мы (взрослые) столько тратим времени на то чтоб убить мимику лица – не выдать волнения на переговорах, скрыть обиду, радушно улыбаться сквозь невообразимую боль – что наши дети тоже стали похожи на открытку. Я сама очень яркой внешности и активно пользуюсь лицом. Рожекорчу я постоянно и это часть моего шарма, поэтому у меня все упражнения сводились к тренировкам мыщц вокруг рта в более ярком проявлении. Обижаешься? Не надо отворачиватся, покажи мне как ты обижаешься. Больше щеки надувай, а то я не вижу, что ты обижен. Это не приводит к «лишним» обидам – наоборот, если это что то не глобальное – типа пора пойти поспать по режиму после долгой игры, кончился последний - препоследний мультик и ребенок картинно обижен – это разряжает обстановку и воспринимается как игра. Целуемся мы тоже часто очень издалека – ребенок в одном углу квартиры – вы в другом – Малыш, я так тебя люблю, поцелуй меня. И он будет бежать все расстояние, напрягая мышцы губ в трубочке для поцелуя, а потом еще будет целовать некоторое количество времени.
Фонематическая ритмика. Соединение произношения букв с действиями. Это позволяет ощутить звук как движение тела, поиграть с ним, снимает психологический зажим на «говорение». Нана-нана-на - хлопки перед собой, ля-ляля-ля-ля – хлопки над головой. Запели? Пойдем танцевать… В каком угодно ритме, главное хлопать и повторять один и тот же звук на хлопанья в разной плоскости. Для детей старше вводятся более сложные движения – на-на-на-на – хлопаем перед собой, та-та-та-та – топаем.
Для общего развития занимались по тематическим неделькам Даниловой, заниматике Юлии Ремпель, конспектам занятий в детском саду разных авторов. Дома появился спортивный уголок.
В 2г был такой эпизод – я в очередной раз называла цвета – зеленый кубик – сын принес мне бледно-зеленую машинку, я сказала, что она зеленая. Сын принес мне зеленую диванную подушку с имитацией вышивки – 2 оттенка зеленого. Я сказала, что она зеленая. Сын стал махать руками и что-то пытаться мне объяснить. Потом в отчаянии уже просто сложил все зеленые предметы на подушку и говорит – нет, не то. До меня с трудом дошло, что он хочет знать названия оттенков. Я не могла спать по ночами от того, сколько же еще он хочет знать – и не может спросить.
И тут подключился теоретик. Муж стал штудировать книги и статьи – не всегда на русском. Мы узнали про иностранные методики преодоления нарушений развития речи - АВВА, про игровую терапию. Но общий вывод мужа был также очевиден – так как речь – это высшая психическая функция, для ее развития нужно нормальное развитие психики в целом. А для нормального развития психики ребенка нужна игра! Но мы с сыном играли - и играли постоянно. Тогда мы стали анализировать наши игры с сыном. И очень быстро выяснилось, что наша игра носит обучающий характер – построй мост через реку из кубиков, блоков и веточек, угадай в каком домике живет синий мишка, красный дракон и белая гусыня? Мишка шел-шел-шел – пирожок нашел, где пирожок? И т.д. Муж строил роскошные пагоды из конструктора вечером – и сын стремился повторить их днем. И мне, и мужу, и сыну нравилось, и он просил еще, как играть по-другому – мы не знали. Все тестовые задания по возрасту он выполнял, что-то даже на опережение. Мы с мужем говорили без умолку, комментировали наши действия и не требовали от сына повторений…Очередной тупик…
Отсутствие речи стало сказываться на поведении, сын стал гиперактивным, начинал что-то делать – и бросал, много плакал, много кричал и психовал. Окружающие считали своим долгом ознакомить меня со своим мнением о моих воспитательных способностях, требовали, чтоб я увела ребенка с площадки (сын никогда не был агрессивным ни к другим, ни к себе, просто единственное, где он находил хороший контакт с другими детьми – это игры в горелки, в чай-чай-выручай – а многим родителям надо дзен-копание ребенком в песочнице), а сын стремился к общению с детьми. В садике мягко намекали, что нам нужно искать другое дошкольное учреждение, специфическое…
Занимайтесь с ребенком всегда! Даже если вам кажется что он ничего не понимает, даже если вам скучно, даже если через полгода он пойдет в крутой сад и вы думаете уж там-то его научат...Потому что только то, что постоянно занимались с ним дома головоломками, пазлами, досками Сенега, мозайками, кубиками Никитина, много рассказывали о мире и много играли в логические цепочки, в обобщения, в «найди лишний» спасло нас от какого-либо диагноза и направления в соответствующее лечебное заведение.
Я была в вечном поиске кружков и секций, где сын мог бы быть среди детей, заниматься чем-то интересным, но нигде его не брали – часто из-за отсутствия речи. Как то мы ехали по городу, и я увидела, как за огромной витриной сидят детки-мальчишки разных возрастов и занимаются моделированием. Мы зашли, попросились попробовать силы. Сына посадили за стол, дали конструктор и показали образец – сын собрал умопомрачительный самолет. К нашему столу стали подтягивались преподаватели, давали разные задания. Сказали, что он просто находка. Но когда стали заполнять анкету – отказали. Занятия были с 5 лет, а моему сыну даже не было 3х…
Когда сыну было 2г 10 мес с ним согласился работать прекрасный логопед, большой специалист именно по «вызыванию речи». Методика была основана на методике кубиков Зайцева. На каждое занятие логопед приносила один слог и клеела его на стену. Слог тут же пропевался ею (попевки Зайцева). Говорились с выделением слога несколько простых слов, например, МА – МА-шина, МА-МА, Ма… Через 4 занятия уже висело 4 слога – Ма, МО, Му, Мы. Когда прошло 8 занятий – добавились на букву П те же слоги. Скоро все дверцы комода были заклеены столбцами слогов. Иногда сын подводил меня к ним – и я пела. Постепенно он сам стал их пытаться пропевать – в нашем доме снова поселился мурлыкающий ребенок. Однажды мы ехали домой на машине и он пел себе под нос беспорядочные наборы слогов - и вдруг – во-во-во-во- даааааа. Мы все замерли (хорошо что светофор), вово-дааа – пропел сын. С этого дня в 3г 3 мес постепенно из слогов стали складываться простые слова. Сын заговорил… Первым его вопросом было – Почему углы внутри не такие как снаружи?
В это время я была уже глубоко беременна дочерью, а в тот момент, когда ее рожала – мужу пришло приглашение поработать за границей в стране с вечным летом. Я не раздумывала ни минуты – я настолько устала доказывать, что мой ребенок нормальный – что просто бежала куда глаза глядят в прямом смысле. В 3 мес дочери мы уехали из России. До переезда с 8 дня рождения дочь плавала каждый день в ванной. Мы делали с ней сначала односторонние патеринги по Доману, затем перекрестные. Занимались до года по презентациям от Умницы, затем по дискам Монтессори.
У сына был уже приличный словарный запас к тому моменту и опять встал вопрос – как заниматься дальше? Проблемы были – не выговаривал многие буквы, не умел пересказывать, не мог запомнить стихи, надо было уточнять и расширять знания об окружающем мире. И я нашла методику ТРИЗ… Для меня ТРИЗ свелся к тому, что не я пытаюсь что то рассказать ребенку и методом постоянных повторений добиться заучивания каких-то понятий, а чтобы мой ребенок научился наблюдать за тем что его окружает, задавать правильные вопросы, получал каждый день сюрприз в виде новых собственных открытий. Я использовала игры ДА-НЕТ, системный оператор, Хорошо-плохо, мнемокарты для тренировки пересказов. И еще мы учились фантазировать и воображать – придумывали другие концовки сказкам, смотрели на пароходы и рассказывали друг другу, что они везут нам, искали облака похожие на что-то. Постепенно сын стал сам себе на ночь придумывать сказки. И этот всплеск фантазий сделал его более открытым миру. Появились фантазийные игры с машинками и поездами- они уже не просто ездили, а возили грузы на стройку, с ними происходили всякие приключения по дороге, из конструктора строились машины времени и сын устремлялся к неизведанным планетам…
Тем временем дочь подрастала, мирно посапывая под шум волн. К ней были попытки применить методику «трудотерапии» – но ей интересней было перебирать песок, чем выбирать виноград, плескаться с водой – чем подбирать к голубому платью носочки под цвет. И в нашу жизнь снова вошла Монтессори. Вошла в виде невмешательства в игру малышки – да это и не было возможным. Я опять не создавала особой среды – я не препятствовала. Малышка играла с водой – поблизости были ситечки, леечки, бутылки и ковшики. Нравится крупа? Вот коробки, вот крупные бусы, вот палочки для копаний. Собираешь шишки и хвою? В коляске всегда есть место. Понравились камушки? Вот коробка. Дочь жила фантастической жизнью независимого существа. Она следовала какой то своей особой программе, в которой не было место для сортировки игрушек по цветам, строительству башень и заборчикам, курицы и кони ее интересовали только живые, а фигурки акул и кашалотов только тем, что их можно одевать на пальцы. Ее не нужно было развлекать и придумывать, чем занять – ей нужно было не мешать.
И вот малышке уже год. Когда меня спрашивали что ей подарить – я не раздумывая отвечала – куклу. Опытные матери дочерей отговаривали меня, мол только в 3 года будет интерес. Весь следующий год и я, и сын в изумлении наблюдали, КАК можно играть. Первым делом дочь организовала куклам спальные места. Она пела им песни, катала в коляске, выгуливала на улице, кормила из бутылочки, давала соску, меняла трусы и даже пыталась пеленать… Потом куклы подросли и были готовы перейти к общему столу, им срочно потребовались тарелки и чашки и день покупки набора посуды стал особым в нашей памяти, дочь хлопала в ладоши, целовала нас с мужем, заваривала целый вечер для нас чай и сказала все ласковые слова какие знала – СЫЦЫ и ТЫ (красавицы и конфеты – год и три). Утро начиналось с кормления всех плюшевых зверей, подмывания пупсов и морских ныряний у уток. На море была настоящая прачечная – стиралась и сушилась одежда, мылом был песок… У кукол часто путались волосы – и так в дочери проснулся парикмахер. Ее младенческий набор расчесок очень пригодился. Сын был торжественно объявлен папой всего огромного хозяйства. Сначала он только удивленно хлопал глазами на предложение испить чайку из кукольной чашки и медлил в нерешительности - то тут же «молодая мать» сама открывала ему рот ручонками как укротитель тигру, «лила» туда из чашки, целовала, сочувствующе поглаживая по плечу – и шла хлопотать по хозяйству дальше. Первое время мы часто беседовали с сыном о том, что «это такая игра». Но физику сложно понять лирика. Было много слез от непонимания. Настоящие «семейные драмы» – Как можно было оставить дите в раковине сохнуть, да еще и оторвать ему конечности? - негодовала дочь, размахивая деталями пупса – Ты ничего не понимаешь, так лучше высохнет, иначе будет плохо пахнуть! – оправдывался сын.
Но в тот год, активно участвуя в дочкиных играх, сын как будто нашел себя… Постоянным участием в дочкиных играх, заботой о большой кукольной семье, когда дом строился не ради дома, а ради того чтоб в нем поселилась игрушка, когда не просто готовился обед – а обед для кукол - что то в нем сдвинулось в мышлении, понимании, восприятии мира. Весь тот пропущенный по болезни год – с года до двух, потерянная нить развития – был пережит им полностью с дочерью. Сестра стала для него настоящим терапевтом.
Сейчас с позиции опыта я понимаю, что такое процессуальная игра – а именно так называются игры с куклами у малышей до 3х лет – и как именно она играется. Это одна из самых важных ступеней в развитии мышления ребенка. Особенно если ребенок имеет ярковыраженную наклонность к конструированию, логике, математике, точным наукам. «Умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия» А. Эйнштейн. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Подмечено и обратное «Высшая гармония одарённого воображением интеллекта всегда наделена преимущественно математическим характером» Э.По. Игры с куклами дают гораздо больше, чем просто повторение ребенком повседневности. Они развивают это самое воображение – кормить воображаемой едой, «услышать» как плачет пупс, поменять сухие трусы, видеть в горке песка замок. Отождествление себя с куклой – это тоже очень важно, так в бесконечном проигрывании ситуации приходит гармония с жизнью.
Сейчас практически исчезает культура дворовых игр, девочки не знаю, как прыгать в резиночку, классики, мальчишки не играют в войнушку, в лапту, в соловья-разбойника. Прятки современные дети воспринимают как игру для малышей – когда мама прячется за занавеску. А ведь такие игры – это важные вехи в развитии ребенка. Они необходимы для социализации, дают возможным попробовать себя в разных ролях – побыть ведущим, лидером, и подчиненным, испытать радость победы своей и чужой, учат принимать поражение как часть жизни. Такие игры развивают те стороны личности, которые не развиваются полноценно в занятиях тет-а-тет с мамой или в развивающем центре.
Читая блоги мам я часто сталкиваюсь с позицией – следуйте за детьми, доверяйте им и т.д. Но мамы в стремлении следовать часто забывают о другом – о балансе… Занимаясь по различным конспектам я считала, что этот баланс соблюдаю полностью. Но сегодня с позиции полученного опыта могу уверенно сказать – многие комплекные занятия сделаны без учета психологии развития ребенка, задания часто даются на более старший уровень, не соблюдается тот самый баланс всестороннего развития, который заключается не в преподнесении ребенку информации о разнообразных объектах из разных областей знаний, и даже не в смене видов деятельности, а в следовании законам развития психики, мышления ребенка. К сожалению, даже от специалистов можно услышать такие советы – с дочерью мы в 2 ее года были на приеме у невролога – она посоветовала отдать ее в центр развития, чтобы там ее научили читать. Невролог искренне считал эту способность у 2х летки показателем ее гармоничного развития.
Только с рождением 2го ребенка, абсолютно не похожего на 1го, я поняла, что у детей есть свои внутренние склонности и как важно не только следовать им, но и развивать их «слабые» стороны. С сыном – которому легко давалось обучение счету, геометрии, конструированию, от природы любознательный и увлекающийся науками – надо было больше времени уделять ролевым играм. С дочерью – у которой наоборот ролевые игры на первом месте – чаще привлекать внимание к тематическим и дидактическим занятиям. Мне очень помогает в этом Дашино расписание Марии Костюченко (именно так это называется в инете).
Весной сын проходил комплексное тестирование в школе на определение готовности к школе, на выявление способностей. По креативности – самый первый. Склонность к геометрии, архитектуре, отличное чувство цвета. Никаких отклонений или отставаний ни в одной сфере. Его познания в космосе, географии, анатомии, зоологии, технике поражают преподавателей. У него прекрасное чувство юмора – Где у человека легкие и зачем они нужны я знаю, а где у человека трудные? Растим будущего известного дизайнера или архитектора. Последние полгода занимается плаваньем в бассейне.
Дочь только недавно стала проявлять интерес к цветам (ей 2г 3 мес), как то сама научилась считать до 3х и знает некоторые буквы, обожает играть в театр теней, придумывает сама пальчиковые игры. Книги любит «читать» сама – свои истории рассказывает. Обожает перчаточный театр – собственные постановки ставит. Любит танцевать. Этим летом научилась самостоятельно плавать. Очень общительная.
Статья получилась не столько о выращивании гения с помощью методик раннего развития, сколько о преодолении серьезного нарушения. Если кому то она поможет – буду очень рада и с удовольствием отвечу на все вопросы. Главное – никогда не сдаваться.