Занимашки по развитию речи
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скЯ уверена, что развитие речи ребенка в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. С самого рождения мы стараемся сопровождать словами по возможности все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь.Совершенствование речи детей имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. Ведь речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. В этом посте я в большой степени для себя постаралась собрать наши упражнения по развитию речи, буду преодически заглядывать сюда. А еще уверена, что опытные мамочки ББ в коментариях еще посоветуют разные упражниня и занимашки.
1. Рассматриваем картинку, например в каком нибудь журнале, я придумываю небольшой рассказик, а потом задаю Алине вопросы по нему. (Это занимашка не требует подготовке от родителей, а ребенок учится запоминать детали рассказа, строить ответ, анализировать). Тоже самое можно делать с прочитаной книгой, сказкой.
Важный, гордый снегирь сидит на ветке рябины.
Эта птица небольшая, чуть крупнее воробья. У неё очень яркая и красивая окраска. Грудка и шейка ярко-красные, На голове чёрная шапочка. Крылья и хвост тоже чёрные. На крыльях можно разглядеть светлые полоски. Клюв у птицы чёрный, толстенький и широкий.
Снегирь — зимний гость в наших лесах. Он так называется, потому что появляется с первым снегом. Какая красивая птица! (Вопросы: На ветке какого дерева сидит снегирь? опиши снегиря. когда он к нам прилетает? почему его так называют?)
2. Самому придумывать рассказ по картинке. (Так же смотрим картинку потом я начинаю строить небольшую историю, а Алина помогает мне. Часто рассказ получается совсем не так как я думала изначально)
3.Найти различия. (Думаю в эту игру знают все). Раньше дочка пальчиками просто показывала отличия теперь я делаю вид что не понимаю и прошу проговорить
4.Рассказать об игрушке какая она. Когда в доме появляется какая нибудь новая вещица, разглядываем ее с дочкой и описываем.
5. Обобщение предметов. (Учимся давать название каждой группе предметов)
Игру можно разнообразить др известной игрой "что лишнее"
6. ОДНО- МНОГО (Часто играем в эту игру, например по дороге из садика или в поездке. Я называю в единственном числе, Алина во множественном или наоборот. Важно чтобы ребенок употреблял слова правильно в родительном патеже множественного числа: много апельсинов, много яблок, много полотенец, глаз, лбов. Часто тут и многие взрослые делают ошибки)))
7.Уменьшительно - ласкательные названия. (Например, я говорю кошка, Алина - кошечка, утка-утенок-утята и так далее)
8. Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и т.д. (Активно используем слова длинее, шире, короче, ниже, одинаково)
9.Изучение стихов. Этот пунктик моей дочке дается непросто((( Вроде говорят у детей отличная память и они запоминают стихи на лету, но почему то у Алины это так просто не получается, она переставляет все слова, тем самым просто пересказывает стих своими словами. Чувствует, что не получается и начинает нервничать и утрачивать интерес. А ведь знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, да и вообще воспитывает культуру речи. Поэтому мы запоминаем их играючи. Например,
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.
Предположим, что на первый блок "в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя.
Такой простой образ сразу напомнит малышу двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.
На двустишье "на лугах мертва трава, замолчал кузнечик", ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.
10. Ну и конечно уделяем внимание развитию мелкой моторики. Например, складываем пазлы и описываем картинку, которая будет получаться и др.