Развивающие игры для детей от 2 до 4 лет.
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)
Дети в возрасте от двух до четырех лет очень любознательны, и взрослые должны удовлетворять их любопытство, занимаясь с ними, рассказывая о разных явлениях доступным ребенку языком. Можно попробовать поиграть с ребенком в ролевые игры или применить на практике следующие полезные рекомендации.
Игра в метеорологов
Нарисуйте на плотной бумаге картинку, обозначающую погоду: солнышко, тучи, дождь, молнии, снег. К центру листа прикрепите стилизованную стрелку из плотной бумаги. Стрелка должна крепиться на обратной стороне листа и свободно вращаться. Расположите этот лист в детском уголке. Наблюдайте с ребенком за погодой, попросите малыша передвигать стрелку на ту погоду, которая за окном. Эта игра развивает наблюдательность и дисциплину. Можно подсказать ребенку, что такой указатель погоды очень важен, например, для кого-нибудь из членов семьи, который собирается выйти в магазин или погулять. Ребенок может сам нарисовать картинки или же вы можете вместе с ним найти их в старых журналах и вырезать.
Игра в окрашиваниеДля наибольшей наглядности окрашивания предметов в тот или иной цвет, очень хорошо использовать сахар, так как он пористый и заметно движение красителя. Сахарные кубики хорошо окрашиваются при помощи фруктовых соков. Лучше использовать красные ягоды (в том числе и замороженные): малину, смородину, вишню. Положите кубики сахара в сок, и предложите ребенку понаблюдать за тем, как сахар постепенно будет приобретать окраску. Очень интересно развить этот опыт и поставить в окрашенную чернилами воду веточку растения или цветок. Через некоторое время черенок, стоящий в воде, приобретет оттенок цвета, которым окрасили воду, изменяется также окраска цветка.
Игра в мимикуДля этого могут понадобиться гутапперчивые куклы или специальные «лица» из мягкого материала, которые надевают на руку. Легким движением пальцев можно изменить выражение лица куклы. В некоторых случаях можно использовать такие игры и в воспитательных целях, показывая капризничающему ребенку как он выглядит, когда чего-то не хочет, или, наоборот, требует, разыгрывая целые сценки.
Игра в измерениеЧтобы измерить предмет, можно применить разные методы. К примеру, можно измерить пальцами, ступнями, шагами и так далее. Возьмите какой-нибудь предмет, измерьте его разными другими предметами, сделав их эталоном измерения. Предметы должны быть разной длины. Потом можно сравнить, сколько раз нужно было прикладывать палец, и сколько раз — ступню ноги. Попросите ребенка объяснить, почему одних нужно больше, а других — меньше. Если он не может сам рассказать, объясните ему сами. Так малыш узнает о размерах, о сравнении. Если в доме есть весы с двумя чашками, то можно попробовать объяснить ребенку, что такое вес, и что разные предметы по-разному весят. Для этого нужно на одну чашу положить предмет, а на другую несколько более легких предметов до уравновешивания чаш.
Игра в цветаЭта игра помогает показать ребенку, каким образом из одних цветов получаются другие. Для этого можно использовать палитру. Основные цвета разместите в чашечках, смешивая их между собой, смесь выкладывайте на свободные чашечки. Можно краски в густом виде положить на плотную бумагу или полиэтиленовую пленку, дать ребенку кисточку, и попросить начать смешивать краски на свободном пространстве пленки. Называйте вслух получающиеся цвета.
Игра-викторинаНарисуйте на карточках времена года — осень изобразите в виде красного листа, зиму — снежинкой, лето — бабочкой, весну — солнышком. Задавайте ребенку вопросы о погоде в то или иное время года и попросите его поднимать карточку. Постарайтесь, чтоб вопросы были доступны пониманию ребенка и были просты. Например, спросите, когда на улице тепло, когда все время холодный дождь, когда ложится снег, когда тают сугробы, когда цветут цветы.
Знакомство с материаламиПоказывайте ребенку предметы, сделанные из бумаги (книги, например), из ткани (одежду), из металла (посуду), из глины (горшки для цветов, тарелки), из пластика (бутылки пластиковые и другие предметы), из дерева — укажите предметы мебели; из стекла (стаканы, или, к примеру, очки). Потом спросите, какие предметы из чего сделаны.
Распознавание тканейПокажите ребенку вещи из разных тканей — бархата, капрона, гипюра, шерсти, меха, шелка, хлопка, синтетики, кожи. Спросите, как ребенок может охарактеризовать эти ткани — мягкие, колючие, гладкие и так далее. Можно предложить малышу кусочки разных тканей, раскрашенных в похожий рисунок, например, в горошек, клеточку, полоску и предложить собрать их по характерным признакам. Можно попросить подобрать каждому кусочку соответствующую по окраске или по рисунку пару. Для того, чтобы ткань не заминалась, можно приклеить кусочки ткани на плотную бумагу или картон. Можно показать ребенку, как делают пэчворк, и попросить его составить кусочки для лоскутного одеяльца для куклы.
Наблюдение за следамиЗимой, когда лежит снежный покров или летом на песке очень хорошо видны следы животных и людей, понаблюдайте вместе с ребенком, какие следы оставляет птица, какие — собаки и кошки, какой след у взрослого человека, какой — у ребенка. Придя домой, нарисуйте на бумаге разные следы и спросите у малыша, как он думает, кому они принадлежат.
Наблюдение за звукомПопросите ребенка показать, каким голосом поет птичка, каким — лает собака, мяукает кошка. Пусть он проиграет какую-нибудь придуманную взрослым сценку между кошкой и собакой. Попросите показать как дует ветер, идет дождь, льется вода из крана. Если ребенок артистичен, ему понравится подражать и разыгрывать сценки, говоря разными голосами за разных персонажей. Можно даже нарисовать и вырезать из картона героев придуманной истории или разыгрывать сценки при помощи кукол и мягких игрушек, а также наручных кукол.
Игра во времяДети ближе к четырем годам уже легко осваивают понятие времени. Они ориентируются в днях. И им можно рассказать, из чего состоит минута, час, сутки. Например, объясните, что один хлопок в ладоши — это будет секунда, затем скажите, что когда длинная стрелка обойдет весь циферблат, то пройдет одна минута, включающая 60 секунд, а когда маленькая стрелка сдвинется на одну цифру, то прошел час. Расскажите и понаблюдайте в течение дня за стрелками на часах, как они движутся, где маленькая стрелка находится в разное время дня — утром, днем, вечером. Объясните, что ровно через сутки, то есть нас следующий день, стрелка снова начнет сначала двигаться по циферблату.
Игра в картуНарисуйте с ребенком план с дорогой, домами, лесом, речкой и так далее. Если ребенок летал на самолете, то ему легче будет представить вид сверху на землю. Если же малыш не понимает, не делайте вид сверху, как это делают на картах, нарисуйте домик, деревья и т.п., как их видит ребенок. Отдельно вырежьте человечка из картона, пусть он двигается по нарисованной дороге. А вы вместе с ребенком придумывайте его приключения. По ходу сочинения могут появиться новые герои, которых вы также вырезайте из картона и отправляйте в «путь».
Игра в составление плана комнатыПоставьте ребенка (придерживая) на стол или посадите себе на плечи, и пусть он «сверху» внимательно посмотрит на обстановку в комнате. Нарисуйте предметы мебели вашей комнаты как плоские изображения. А затем расставьте их на чистом листе бумаге. Если ребенок захочет, можно нарисовать фигурки людей, проживающих в вашей квартире. А можно мебель сделать в виде коробков разного размера из бумаги, или же слепить похожую по форме «мебель» из пластилина. Объемную «мебель» можно расставить внутри коробки, которая будет олицетворять вашу квартиру.
Игра-наблюдениеЭта игра направляет внимание ребенка на разные свойства жидкостей. Поставьте плоскую дощечку из дерева (разделочная доска, например) наклонно на столешницу на кухне, оперев ее, к примеру, на кастрюлю, и капните на нее разные жидкости, например, воду и масло растительное. Спросите у малыша, какая капля бежит быстрее. Объясните, что разные жидкости имеют разную вязкость, то есть способность растягиваться, поэтому одна бежит быстрее, другая медленнее.
Игра в театрДля того, чтобы малыш научился создавать куклы, совсем необязательно учить его их шить. Иногда достаточно нарисовать маленьких куколок на бумаге, оставить под рисунком полоску длиной около пяти сантиметров в обе стороны от куколки, вырезать, и нацепить на пальцы, соединив полоску бумаги под рисунком в колечко, которое наденется на палец. Или же нарезать полоски бумаги, а к ним приклеить вырезанных куколок.
Спортивные занятияСпортивные занятия являются основой физического развития ребенка. Но чтобы малыша не перегружать, можно превратить их в игру. Для развития внимания рекомендуется игра, в которой взрослый предлагает ребенку повторять за ним, делать так же как он. Например, взрослый делает приседание, ребенок повторяет, взрослый поднимает руку, малыш тоже. Можно попробовать быстро менять положение рук и ног. Малышам не всегда удается правильно повторить, и им весело. А можно проводить занятие целенаправленно — например, тренируя спину, повторяя движение кошки, сворачиваться как ежик, движение рыбки. Можно повторить движения неуклюжего медведя, утки, бабочек и пр.