Ипотечная кабала или как проходит сделка в банке.
ИпотекаЭтот пост пишется в дополнение к основному, в котором рассмотрена вся процедура покупки квартиры в ипотеку, он находится тут тык.
Тут я расскажу как проходила наша сделка в Сбербанке по случаю покупки квартиры в ипотеку. Возможно, кому-то эта информация поможет и даже успокоит, ведь неизвестность и предположения могут просто свести с ума. А когда вы будете знать примерный порядок действий и распишите в своей голове некий план, станет существенно легче.
Итак, начнем.
Сделка была назначена в день Х на 11:00. Заранее попросив мужа остаться дома с сыном, наивно полагая и заверив его, что мы вернемся через 3 часа, поехала с отцом банк. Естественно, с менеджером согласовали, что приедем раньше заявленного времени, чтобы мы спокойно, без продавцов, могли почитать кредитный договор, заключить его и подготовить документы к сделке. Но, время было явно не на нашей стороне. Менеджер был занят каким-то важным клиентом, который приехал без предварительной записи :( В общем, приехали мы к 10:00, я оплатила квитанцию на госпошлину за регистрацию права собственности. Пробегая мимо нас, менеджер сказал чтобы мы открыли универсальный счет (для кредитных средств) и внесли на него сумму первоначального взноса+10 рублей (10 рублей - это минимальная сумма, которая всегда должна быть на этом счету). На этот счет будут перечислены ваши кредитные средства, которые вы впоследствии снимите вместе с первоначальным взносом и пойдете с продавцом закладывать их в ячейку, но об этом чуть позже. Тут же стоить отметить, что несколькими днями ранее мы с продавцом заключали договор аванса и вносили 20 тысяч (которые по нашей договоренности вычитаются из первоначального взноса). Соответственно, и на универсальный счет мы вносили сумму уменьшенную на 20 тысяч.
Около 10:45 зашли в кабинет, к сожалению, документы по нашей сделке еще не были готовы. Начали все готовить. На флэшке я принесла основной ДКП (а на флэшке потому, что в него надо вписывать № кредитного договора, который будет известен только в день сделки). В общем узнали номер ипотечного договора, вписали его в ДКП и распечатали его в 3-ех экземплярах. Пока менеджер готовил и заполнял ипотечный договор, я в очередной раз проверяла правильность внесенных данных в ДКП (нашла ошибку!!! хотя до этого проверяли его 4 человека как минимум по разу), перепечатали страничку с опечаткой и я начала сшивать договора. Считаю эту процедурой неотъемлемой в таком вопросе, поэтому и подготовила заранее плотную веревку, дырокол и листочки с надписью "прошито и пронумеровано 3 листа" и места для подписей продавца и покупателя (подписи должны ставиться так, чтобы часть была на листочке, а остальная часть заезжала на задний лист). Если для вас эта процедура не удобна или не принципиальна, то рекомендую хотя бы завизировать своими подписями (продавца и покупателя) каждый лист договора. Это в первую очередь ваша безопасность. Ну и, соответственно, мы поставили главные подписи в конце договора, где реквизиты.
К этому времени приехал продавец со своей группой поддержки. Пока я читала ипотечный договор и приложения к нему, продавец писал для банка расписку, что в качестве авансового платежа он ранее получил от нас 20 тысяч рублей. Я попросила ксерокопию этой расписки.
Так как продавцу, грубо говоря, было нечем заняться, мы попросили написать еще одну расписку, на получение общей суммы за квартиру и отсутствием претензий к нашей стороне. Эту расписку мы завизировали на обороте и оставили продавцу, ее он отдаст нам после подписания передаточного акта. А виза на обороте подтвердит, что это именно та расписка.
Риэлтор со стороны продавца попросил написать им обязательство :) О том, что после подписания передаточного акта, взамен на получение расписки от продавца, мы обязуемся передать ключи от ячейки.
На данном этапе был уже проверен и подписан с нашей стороны ипотечный договор и все его приложения (график платежей, информация об условиях предоставления, использования и возврата кредита, дополнительное соглашение к договору о вкладе (сам договор был подписан при открытии универсального счета)). Менеджер пригласил своего руководителя для подписи документов со стороны банка. Тут прошу заметить, что руководитель отделения подписывает документы согласно доверенности, заверенную копию этой доверенности необходимо потребовать, если вам ее не дали сразу!
Пока руководитель подписывал документы нам принесли 3 договора на аренду сейфа. Мы с продавцами углубились в изучение этих документов, а менеджер тем временем начал готовить страховые договора. В итоге мы с продавцом подписали договора и я пошла оплачивать ячейку, вместе с договорами на аренду (представитель банка подпишет их только после оплаты). Так же после оплаты мы получили акт приема-предачи сейфа, карточки на право пользования сейфом, волшебную коробочку и ключи от сейфа.
Вернувшись к менеджеру я прочла договора страхования. В Сбербанке на сделке обязательны 2 страховки:
1. Финансовая защита (страхование здоровья). Это страхование производится компанией "Кордиф" и составляет 0,8% от суммы кредита. Максимально страхуется 3 млн, а это 24 тысячи страхового взноса. Изначально страхуется на год, со 2-го года можно не страховать. Оплачивать эту страховку надо безналом. Поэтому пришлось на универсальный счет дополнительно кидать 24 тысячи и тут же списывать их на оплату страхового взноса.
Как выяснилось, от этого вида страхования в Сбербанке можно отказаться на сделке!
2. Страхование залога (квартиры). Производится компанией по выбору заемщика, но у каждого отделения есть "свои" компании, в которых страхуют "по умолчанию", мнне предложили ВСК, я не возражала. Тут страхуется вся сумма остатка долга. На момент сделки - вся сумма кредита, размер взноса 0,15%. Изначально договор заключается на год, но ежегодно его надо обязательно продлевать. Таким образом, с каждым годом сумма взноса будет уменьшаться, т.к. и тело кредита будет уменьшаться. Для оплаты этой страховки менеджер распечатал нам платежку и я пошла ее оплачивать наличными в окно к операционисту.
Ну вот вроде бы и все, теперь все документы готовы и подписаны. Можно переходить к самому главному. Идем в окно, где открывали счет и говорим о своих намерениях снять сумму на полную оплату квартиры (в моем случае без 20 тысяч рублей). После проведения операции вместе с продавцом направляемся в кассу, там при нас всю сумму пересчитывают на машинке (которая еще и подлинность проверяет). По просьбе риэлтора продавцов, кассир написала на бумажке общую сумму (на этой бумажке еще поставили подписи продавец ии покупатель) и упаковала все деньги в специальный вакуумный пакет, который потом передала нам, мы поместили его в волшебную коробочку и понесли в хранилище закладывать в сейф. Эта была заключительная стадия проведенной сделки.
Все изможденные и желающие побыстрее добраться до дома, мы поспешили уехать. Время было уже 14:15.