Эпизод шестой. Отпускное.
уроки фотографии. ЭпизодыНадеюсь, знания по правилу трех третей более-менее уложились в наших головах. Продолжим!
Наступает пора отпусков, и становится очень-преочень важным из отпуска привезти как можно больше красивых фотографий...... Но вот поездка заканчивается, мы привозим домой кучу снимков и....... никому их не показываем. Тут обрезали ноги, тут темно, тут пересвет. В общем - везде брак, показать нечего, сплошное расстройство. А между тем есть несколько нехитрых, в общем-то, фотографических приемов, которые помогут нам снизить количество брака. Давайте посмотрим - насколько они сложны...
Тип отпускных фотографий примерно одинаков - я (мой ребенок, мой муж(жена), наши друзья) - на фоне водопада (развалин, скульптуры....) И основная проблема и задача - расположить все и всех так, чтобы на это можно было любоваться? :) Обращали внимание, что подобные фотографии интересно смотреть, в основном, только тем, кто на них изображен?
Попытаемся избежать такой ситуации с помощью:
1. КОМПОЗИЦИЯ
Фон - достопримечательность, передний план - муж (ребенок, подруга...)
И то, и другое должно быть видно :) Не стоит располагать людей так, чтобы они загородили своими стройными телами (ну, или кому какие достались) достопримечательность, ради которой вы два часа тряслись в автобусе и потом еще час тащились прогуливались пешком.
Делаем так, чтобы были видны и лица (надеюсь, счастливые), и шедевр архитектуры (природы). Конечно, наш ребенок (муж, подруга) - очень важная часть снимка, но ммы помним, что есть правило трех третей, которое нас (в очередной раз) выручит и здесь :)
Фигура молодого человека расположена на расстоянии одной трети от правой граница кадра, достопримечательность (в нашем случае - это гестхаус в Камбодже) - в горячей точке в левом верхнем углу... Вроде неплохо получилось :) Кстати - обратите внимание, что гораздо лучше выходит, если разрешить снимаемому стоять в позиции "вольно" и немного боком к нам.
Аккуратнее и с масштабом портретируемых... Если 80% снимка будет занимать лицо подруги, раскрасневшееся от длинной прогулки и жары, а лишь 20% - древний собор - информативность этого снимка окажется на уровне "Катька всё загородила". Не забывайте проверять, чтобы из головы портретируемого не "росли" столбы, шпили, головы статуй и другие занятные вещи - такие снимки тоже сложно назвать удачными, хотя смешными они вполне могут оказаться. Лично мне не приносят особой радости напряженные взгляды прямо в объектив, ожидающие, как минимум, вылета птицы какаду... Если уж снимаемый расслабиться не может - предложите посмотреть левее или правее от объектива - фотография от этого только выиграет.
2.ОСВЕЩЕНИЕ
Конечно, прописная истина - лучшее освещение - естественное... Но и тут возникает ряд проблем - то его (освещения) слишком много, то слишком мало.
Удивлю - и в том, и в другом случае на выручку могут прийти вспышки. Проблема красных глаз решается выносом вспышки подальше от оси "фотоаппарат-глаза". Либо впоследствии - с помощью фотошопа (а что делать, раз уж "запороли"...) Про использование вспышки вечером более-менее понятно - используем в крайнем случае, и только после того, как все способы использованы - исо подныто, увеличена выдержка, использован штатив... Ну или просто лень шевелить мозгами и проще врубить вспышку, чтобы поймать момент.
А вот использование встроенной вспышки при ярком дневном освещении практически выручательная вещь :)
Давайте вспомним, как мы снимаем при ярком солнце? Так, солнце - у нас за спиной, снимаемый - перед нами. Ок, результат - сощуренные глаза и глубокие, черные тени под носом и подбородком. Красота? Увы, нет.
К сожалению - примера под рукой нет (пока нет), так что поверьте на слово - включаем принудительно вспышку (есть, есть такая кнопочка на вашей зеркалке), отходим еще чуть-чуть дальше (чтобы не лупить вспышкой "в лоб"), разворачиваем портретируемого спиной к солнцу (чтоб не так сильно щурился) - и снимаем*) Таким образом мы с вами научились использовать заполняющую вспышку! Поздравляю!
3. РАСПОЛОЖЕНИЕ КАДРА
Вертикаль или горизонталь? Тут все зависит от фона (все-таки мы фотографируемся у достопримечательностей, все помнят??) Узкий, высокй "фон" - вертикальный кадр. Широкий, короткий - горизонтальный. Следим за целостностью фигур снимаемых - затылки и щиколотки оставляем людям в целости и сохранности.
Хорошо смотрится, если при вертикальном размещении фигура занимает треть от высоты кадра, а при горизонтальном - половину. Имеем ввиду, что это съемка полноростовых портретов "на фоне".
И не устану напонимать - горизонт РОВНЫЙ. Либо - если это ваша задумка, чтобы подчеркнуть динамику кадра - не менее 20-30% угол наклона - иначе все мы тут хором будем скандировать фразу "ЗАВАЛЕН ГОРИЗОНТ!! ЗАВАЛЕН ГОРИЗОНТ!!!!!"
тут снова идут примеры и фотографии, которых у меня пока нет :)
Еще момент - снимая Эйфелеву башню и своего мужа на её фоне постарайтесь, чтобы расстояние между ними было значительным. Поясню:
что делает обычный фотограф? Ставит портретируемого у подножия башни и начинает пятиться, чтобы творение Эйфеля (или другого талантливого человека) вписалось в кадр целиком. Логично - мы же и башню (скульптуру, здание) фотографируем, а не только мужа (свекровь, ребенка, подругу). Единственный минус - чем больше фоновый объект, тем более тщательно потом на снимке приходится искать изображение товарища... Чтобы избежать подобных казусов располагайтесь для съемки подальше от достопримечательности, чтобы и товарищ был адекватного размера и фоновый объект целиком в кадр попадал - перспектива, однако *)))
4. РЕЖИМ СЪЕМКИ.
Конечно, когда камера имеет сюжетные режимы для съемки - это приятно. Но оптимальным вариантом, разумеется, является выставление параметров съемки вручную... но, во-первых, это подходит зачастую для умелых фотографов, во-вторых, вряд ли вас поймут родственники, если вы будете бегать туда-сюда с экспонометром (а иначе как определишь точные настройки? ), в-третьих, на отдыхе с друзьями или детьми у вас просто не будет для всего этого времени.
Некоторые фотоаппараты имеют зону творческих режимов – приоритета выдержки или диафрагмы.
Для портретов лучше использовать наиболее раскрытые отверстия диафрагмы – это позволит уменьшить выдержку (стоять с каменным лицом ваши дети вряд ли долго смогут) и художественно размоет фон. Ой, мы же снимаем на фоне достопримечательностей... Тогда диафрагму лучше прикрыть, сделав четким и фон.
При съемке быстродвижущихся предметов, например, летящего с водяной горки товарища, лучше выбрать приоритет выдержки, установив значение не более 1/125. Но, конечно же, все зависит от вашего художественного замысла – может быть, вы задумали передать движение смазанной фигурой товарища.
Если камера имеет сюжетные программы, можно использовать и их, правильно выбирая подходящую. Разумеется, имеющийся на всех камерах режим «авто» позволит получить вам хоть какой-то снимок, но сюжетная программа, а уж тем более и ручное управление, позволит приблизиться к шедевру несколько ближе.
После всего сказанного написанного остается заметить, что все правила созданы для того, чтобы их нарушать :) Поэтому, если хочется расположить объект ровно посередине и это создаст ощущение незыблемости и покоя - считайте, что в этом случае важнее правило центральной симметрии :))))))) Но - как всегда - сначала выучим правило, потом будем учиться его нарушать*)
Ну что, думаю - количество брака уменьшится, если мы заранее потренируемся?
Тогда - домашнее задание.
Берем любую достопримечательность (хоть и не в отпуске) и портретируемого. Снимаем горизонтальный снимок, вертикальный, какой приспичит. Выкладываем в ББ. Называем Эпизод шестой. Отпускное
Объясняем - всем и сами себе - что у нас и как расположено, какая композиция, какой свет, почему так, куда поедете в отпуск и сколько планируете потратить и так далее. Предчувствуя вопрос - лучше фотографии выполнить сейчас, без отпуска - с учетом полученных знаний, а не использовать привезенные из прошлого отпуска снимки - навыков съемки это не прибавит, хотя и поможет проанализировать технику. Интересными и подходящими по теме фотографиями будет дополнен этот урок. Снятые "КОГДА-ТО" фотографии ПРОШУ БОЛЬШЕ НЕ ВЫКЛАДЫВАТЬ. Публикуем только свежие, отдельным постом.
И, как всегда, УСПЕХА :)
Ваша Маруся.