поговорить о фотографии
болталкапрошу меня простить, но сегодня меня просто распирает поговорить)) а эта тема у меня вызревала с момента последнего разбора полетов)
понятно, что как только камера впервые попадает в руки, верхом мастерства видятся безупречные портреты-открытки. В целом, я считаю, что их тоже надо уметь делать, ведь пока не научишься делать базовые вещи, не получится и более сложное. Правила третей, не рубить по суставам, глазки в фокусе, тени не проваливать, пересветы - зло - все это очень базовые советы. Я не могу их назвать правилами, потому что правил в фотографии нет вообще, все должно работать на идею кадра, неважно какими средствами. Они нередко уместно играют в просто портретах, да. Но часто за этими советами теряется то, что изображено в фотографии.
Есть смысл "сбрасывать" весь свой опыт фотографии и попытаться посмотреть на кадр чистым, незамутненным взглядом. Забыть про все "правила" и подумать - именно такое кадрирование здесь оправданно или это ошибка? этот неправильный с первого взгляда ракурс, полуэмоция - случайный кадр, брак или это то, что здесь важно? а эти детали - это фотомусор или за ними раскрывается история?
по поводу деталей вообще хочется сказать пару слов отдельно) исторически сложилось, что многие предметы являются определенными знаками, символами, вызывающие и индивидуальные, и вполне конкретные ассоциации. Как например, первая ассоция с яблоком связана с библейской историей, свастика в первую очередь напоминает о трагических событиях, а совсем не о солнце и жизни.
Особое разнообразие примеров можно найти в натюрмортах голландских художников) это только кажется, что у них картина о еде, цветочках и посудке, а на деле там философский трактат о светлых и темных аспектах жизни)))
поэтому составляя кадр, стоит тщательно отбирать детали, которые в него попадут. Немало курьезов, связанных именно с этими деталями, когда они переворачивают весь смысл изображения - это в неумелых руках. А в умелых этими маленькими детальками раскрывается большая и глубокая история, создается настроение. Конечно, тут на помощь приходит композиция. И композиция, сводящаяся не к правилам третей, а та, которую сначала учатся видеть, а потом еще дольше учатся строить, пришедшая из изобразительного искусства, та, которой так известен Картье-Брессон и о которой писал Лапин. Вспоминая Лапина, он в своей книге писал (прошу прощения за вольный пересказ), что не знает, кто сделал больше - тот, кто снял фотографию, или тот, кто увидел ее ценность. Так вот вся эта демагогия к тому и ведет - не мешайте себе видеть то, что изображено. Я бы даже сказала, не бойтесь накручивать себе смысл в фотографии, даже если автор такой смысл изначально не вкладывал. Личное восприятие - это личное восприятие, не все видят то, что они сняли, не все могут прочитать то, что вкладывал в кадр фотограф. Важно то, что видите именно вы.
Это, кстати, часто встречается и здесь, в этом сообществе. И в обе стороны - когда человек не видит, что снял что-то странное (даже если фото технически сделано неплохо), и когда не видит, что снял глубокую историю, когда на первый взгляд фото не блещет своим техническим исполнением. Не давайте каким-то надуманным правилам мешать восприятию того, что вы видите.
Однако это относится только к просмотру фотографий. Если вы хотите сделать фотографию с рассказом, наоборот стоит хорошо продумывать, что именно вы хотите снять, продумывать детали, правильно расставить акценты, составить такую композицию и свет, которые помогут прочитать ваш рассказ. Ведь здорово же, когда фотографию хочется пересматривать снова и снова, и каждый раз вам будут открываться новые подробности? а иногда даже новые прочтения. У меня от таких фотографий дух перехватывает...
Я давно наблюдаю за реакцией людей на те или иные фотографии в различных фотосообществах, на выставках, даже просто в абстрактных разговорах. К счастью, людей, способных читать фотографии хватает, но есть и немало тех, кто это еще не освоил. Многим достаточно только технически грамотной картинки (а иногда даже и хромого исполнения, такое тоже бывает). Часто что-то интересное теряется за критикой в духе "руку отрезал не там!" или "завален горизонт!", хотя содержание в кадре есть. Тут можно пойти по пути "понравиться всем" и стремиться массово делать идеальные открытки, которые получат свои 15 минут славы, или заняться содержанием, чтобы фотография вызывала чувства, и ее было не так просто вычеркнуть из памяти. Тут уж каждому свое, люди находят себя и в том, и в том. Каждая осознанно выбранная дорога достойна уважения. Главное, не мешайте себе видеть и поймите, что именно хочется вам.
спасибо всем, кто дочитал.