Эпизод пятый. Линии в кадре. Измененный и дополненный.
уроки фотографии. ЭпизодыАбсолютно любое изображение состоит из линий. Длинных, коротких, плавных, резких, реальных и условных - представляемых.
Фотография - тоже изображение. И один из способов что-то выразить и показать - именно ЛИНИИ.
Когда мы смотрим на что-то - мы видим общие очертания, доминирующие линии и цвета. Именно они и становятся основным толчком для восприятия и понимания картинки.
Предназначение линий - приводить взгляд зрителя к смысловому центру фотографии и формировать его
Итак, линии в кадре.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
Одна из самых важных и действительно доминирующих линий в снимке. С горизонтом имеет смысл обращаться аккуратно. Фраза "Завален горизонт" уже стала одной из самых привычных в комментариях к работам новичков. Но не стоит забывать, что завал горизонта может быть осознанным и являться частью задумки автора. Еще есть прием "голландский угол", когда линия горизонта принудительно наклоняется на 30-40 градусов, чтобы создать напряженность в снимке или видеоряде.
Самый простой горизонт - это соединение моря и суши. Он выглядит прямой линией и сложностей не вызывает.
Жаль, что с этой прекрасной и почти беспроблемной линий в Москве столкнуться проблематично. Но есть еще прекрасное слово "Отпуск"... Прекрасные морские насыщенные закаты и нежные дымчатые рассветы... Извините, отвлеклась.
Так вот. Чаще же все-таки бывает так, что местность и архитектура не позволяют понять - где же он, горизонт? В этом случае взгляд начинает "цепляться" за вертикальные линии.
Именно они дадут нам понять, что горизон не завален, хотя на примере линии горизонта и нет вовсе.
Линия горизонта - самая простейшая и активная линия в кадре. Но далеко не единственная доминанта.
Бывают и вертикальные лидирующие линии:
(сложно представить уже - зачем я фотографировала этот кактус и какие мысли бродили при этом в моей голове. Помню - было очень жарко)
Вертикали и горизонтали не оказывают активного эмоционального воздействия на зрителя. Это вполне обычные направления, которые вполне статичны.
Изогнутая или наклоненная линия уже провоцирует ощущение динамики, неустойчивости, стремления. Особенно сильно это демонстрируют линии, проходящие под углом 45 градусов. Диагонали:
восходящая
снова восходящая
И парочка нисходящих.
Европейцы привыкли читать слева направо. Поэтому и восприятие восходящей и нисходящей диагоналей воспринимается по-разному. Есть мнение, что восходящая диагональ более позитивна, а нисходящая - лирична. Смотрите сами :)
Извилистые линии, линии с поворотами, S-образные
считаются линиями красоты, ассоциативно отсылая нас к линиям и изгибами человеческого тела.
Могут быть тоже как вертикальные, так и горизонтальные, так и диагональные.
Взгляд человека постоянно перемещается по снимку, рассматривая то, что привлекает больше внимания. Движение может быть по линиям, схватывать яркие, контрастные участки или за необычные формы. Но взгляд улавливает контуры, построенные не на реальной линии, а на основании контраста цвета или контуров объектов на фотографии.
Условные линии не столь очевидны. Но они тоже существуют. Линия взгляда, плеч... Те линии, которые может дорисовать наше воображение.
В портрете это, конечно, глаза, губы, нос. Но в моем примере - это глаза и рука по нисходящей диагонали
Еще одно использование представляемой, условной линии - это связь между двумя активными точками:
две девочки разных культур со сходными позами связаны между собой именно линейно, - воображением.
Ну и несколько примеров с комментариями.
Приводящие линии к смысловому центру - парапет стремится по нисходящей и приводит нас к ребенку.
Эти вертикали создают ощущение плотности и монументальности, не так ли?
А на следующих двух снимках нет главных героев. Но есть атмосфера, созданная светом и линиями
Скажу честно - это одна из самых любимых моих тем :) Здесь огромный простор для творчества и фантазии!
ЗАДАНИЕ.
Три снимка с описанием доминирующих линий. Хотелось бы видеть и прямые, и диагональные и изогнутые линии - без повторений.