Как быть с нытьем, желанием всегда быть первой, обидами и капризами?
Воспитание.Добрый день. Сто лет не писала:)
Проблема у нас следующая. Дочка всегда хочет быть первой, во всем участвовать, не умеет проигрывать. Сразу к примерам.
1. Утренник на танцах. Единое повестование какой-то осенней истории. Каждый ребенок рассказывал по 1 стишку. Рассказывали подярд по 3-4 человека. Т.е. трое расскажут, потом танцы, кусок повествования, потом еще трое рассказывают стих, опять танцы и так далее. Лера рассказывала свой стих в первой группе детей. Прошло прилично так времени, стихи, танцы, стихи, танцы... Очередная группа деток рассказывала стихи "бабушке Осени". Лера начинает громко говорить, что ей тоже надо рассказть свой стих еще раз этой бабушке Осени. Я сижу в последних рядах родителей, все снимают видео, я подойти поговорить с дочкой с этой ситуации никак не могу. Вижу, педагог подходит, объясняет, что все по одному стишку рассказыают и она уже рассказала свой. У Леры оттопыривается губа, на глазах слезы)) Начинает поднывать, что очень хочет рассказать. В итоге все умиляются, бабушка Осень зовет ее к себе, чтоб рассказал ей второй раз стишок, педагог не против. Лера рассказывает и уходит довольная. Мне стыдно, но ничего не могу сделать:)
2. Тот же утренник. Играют в паравозик. Кто-то случайно опередил Леру и стал на ее место в паровозике. Лера громко возмущается, втискивается на свое законное место, попутно отодвигая соперника. Далее, на полу наклеены листики. Перед утренником каждому сказали, возле какого листочка стоять (у каждого свой цвет). И вот пока играют в паровозик, останавливаются где попало (зависит от музыки). Все стоят и танцуют дальше спокойно там, где остановились, Лере же надо занять именно свой листик. В один момент на ее листике оказалась педагог. Лера, недолго думая, прошествовала через весь зал, руками подвинула педагога в сторону и заняла место на своем листочке и стала танцевать дальше. Я все так же сижу далеко и не могу ничего сделать. После, естественно, все обговорили, что вела себя невоспитанно. Тот же утренник. На танцы просили тех, кто хочет, принести осенние поделки. Мы не делали ( причем я предлагала Лере сделать, она отказалась, я не стала настаивать). На утреннике стали дарить подарки тем, кто принес поделки. Лера тоже тянет руки, начинает ныть, что хочет подарок этот тоже. Громко, привлккая внимание, мешая празднику. В итоге ныла-ныла, потом стали дарить подарки уже всем участвующим, Лере подарили первой, чтоб успокоилась. Поясню, я всего плана мероприятия не занала, чтоб проговрить с ней все ситуации и как в них надо себя вести. На все мои вопросы, что будет на утреннике, она отвечала "не скажу, это сюрприз, там увидишь"
3. Утренник в саду. В середине мероприятия выступает группа деток, которые посещают кружок народного творчества (Лера не посещает). Детки сидят вместе с остальными. Перед выступлением этих деток им выносят такие палки с листочками для выступления. Пока выносят, Лера также тянет руку за этой палкой, тоже хочет. Ей говорят, что сейчас не ее выступление, она начинает ныть, что тоже хочет. Громко, мешает всем. В итоге, чтоб не срывать праздник, ей вынесли отдельно листик на палке и она просто с ним сидела довольная. Родителей там вообще не было, я только видела видео в последствии.
В общем, это у нас обычная история. Воспитатели говорят, что часто обижается на всякие мелочи и ноет. Что кому-то что-то дали, а ей нет. Что кто-то первый занял мотоцикл, взял игрушку, опередил ее в какой-то игре. Когда кого-то хвалят, например, что стих хорошо прочитал, она тоже подходит сразу и говорит, а послушайте, как я читаю и хочет, чтоб и ее хвалили. Хочет самый большой стих. Если что-то не получается, или получается хуже, чем у других, очень сильно расстривается. Я и сама вижу.Если кто-то бежал быстрее и первый успел на свободные качели на площадке, у нее сразу плач. Если у кого-то что-то лучше получается, аналогично. Пытается во всем быть первой, вплоть до абсурда. Первой слезть с качелей, первой скатиться с горки, первой ходить в настолке. Когда играем с ней, например, в крестики-нолики, если я выигрываю, у нее первая реакция - это обида: "Я с тобой больше не играю, все!" Я говорю, ок, как хочешь. Через минуту сама подходит и просит еще поиграть. В настолки аналогично, очень расстраивается и говорит, что не будет играть, если проигрывает. Особенно с детьми другими. Станет подальше печальная или ляжет лицом в пол и грустит, повторяя, что больше не играет и вообще у нее мировая скорбь)
После каждогоо такого инцидента мы обсуждаем ситуацию, я объясняю, что люди не всегда первые, не всегда выигрывают и это нормально, надо стараться быть лучше, чем ты была раньше, а не лучше, чем кто-то другой. Объясняю, что есть правила, что они нужны для того, чтоб не было хаоса и беспорядка, что их надо соблюдать. Стараюсь приводить примеры, какой бы хаос творился, если бы люди не соблюдали правила. Она соглашается, потом даже со своими игрушками такие ситуации обыгрывает, в которых одни игрушки рассказывают другим, что есть правила и т.п. Не могу сказать, что мы ее сильно балуем. Если я сказала, что нет, это точно значит "нет". Что не будет мультика, что не куплю то, что она хочет. С этим у нас строго, она знает и особо не спорит. Но других (бабушек-дедушке, других близких и не очень людей) пытается продавить и настоять на своем и заполучить желаемое. После таких ситуаций веду с ней беседы о том, как некрасиво она себя вела и невоспитанно. Соглашается, может сама кому угодно рассказть, как именно она плохо поступила. Но потом ведет себя точно так же, такое чувство, что не может просто совладать с собой.
Посоветуйте, пожалуйчста, какую литература, что почитать, чтоб избавиться именно вот от такого нежелательного поведения, капризы, нытье, чтоб все было только так, как она хочет, чтоб научить ее соблюдать правила. Чтоб она понимала, что есть не только ее интересы, но и других людей, которые тоже нужно уважать. Я уже не понимаю, как мне себя вести. Объясняю, постоянно, толку - ноль. Это нытье и капризы всем мешают жить, и ей самой, в первую очередь, и нам, и воспитателям, и другим детям.