Маам, давай поиграем!
Воспитание."Маааам, давай поиграем!"
Знакомо,да?
"Мне некогда, ты не видишь я суп варю/посуду мою/по телефону разговариваю"(нужное подчеркнуть). И ведь правда, некогда, по мнению мамы. Нет времени для такой, казалось бы, мелочи,как поиграть в куклу, построить гараж. Ребенок ведь и сам это может, на то он и ребенок.
А так ли все просто в детской игре, как может показаться на первый взгляд, и действительно ли необходимо уделять ей внимание?
Давайте разбираться.
Что такое игра? Игрой принято называть ту деятельность, которую человек выполняет ради самой деятельности,ради процесса, в то время как труд - это деятельность, направленная на достижение определенной цели. Нет, безусловно, цель у игры тоже есть, но в приоритете не стоит ее достижение. Особенно это касается игр детских.
Известно нам всем, что видов игр существует великое множество: и дидактические, и спортивные,и творческие многие другие.
Но сегодня я бы хотела поговорить о игре сюжетно-ролевой. Ее считают ведущим видом деятельности дошкольников. Пик такой игры приходится на возраст 4-6 лет.
Зачем и почему возникает такая игра у детей, чему она учит?
На самом деле желание играть у ребенка заложила сама природа. Ведь детям необходимо учиться жить. Для того, чтобы чему-нибудь научиться, ребенку нужно не только посмотреть-послушать-запомнить, но и опробовать это на практике.
В свое время Жан Пиаже говорил, что для ребенка игра - это форма существования. Он осмысляет жизнь через игру не с целью подготовки к жизни или обучения чему-либо,а потому что он так думает. А думает ребенок-дошкольник образно. Спросите любого педагога, и он ответит вам, что внимание ребенка 3-6 лет на занятии реально удержать, используя сюжет и игровые моменты.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок перенимает опыт человеческих отношений проживает то, что нашло отклик в его сознании. Именно поэтому дети играют в магазин, кафе, войнушку, больницу и даже в похороны и свадьбы,если свидетелями этих событий им приходилось быть.
Кроме того, благодаря сюжетно-ролевой игре ребенок выплескивает наружу свои чувства и переживания. Пока он не умеет это делать словесно. Он не может точно сказать даже себе, что его беспокоит, как называется то, что он чувствует. А благодаря сюжету игры и полной вовлеченности в процесс ребенок освобождается от своих переживаний сбрасывает груз негативных эмоций. Именно поэтому сюжетно-ролевую игру так часто используют психологии в целях диагностики и коррекции того или иного поведения ребенка.
Есть еще один важный аргумент в польз сюжетно-ролевой игры. В жизни дошкольника она должна преобладать, для того, чтобы к школьному возрасту уступить место деятельности учебной. Нет игра не уйдет из жизни ребенка еще долго (а если уж совсем честно, то в нашей жизни игра есть всегда, в любом возрасте). Но наигравшийся дошкольник плавно перейдет от игрушек к парте.
И тут возникает вопрос. Если уж игра - такое естественное состояние для ребенка, то почему психологи говорят,что с ребенком нужно играть, если он просит, и, более того, игре необходимо учить?
На самом деле все просто. Мы живем в таком веке, когда детям, начиная с пеленочного возраста, засовывают в голову знания, которые им не очень и нужны. Причем запихивают эти знания бестактно совершенно, не считаясь с психологическими особенностями детей. Например, учат с ребенком животных Австралии и Океании в 2-3 года. Нафига, простите? Но это уже вопрос другого поста. Сейчас о игре. Так вот ребенку бывает часто просто непонятно, как играть. Он вроде и хочет, но не может, ему толчок нужен. В виде сюжетной игрушки, сказки или рассказа мамы. Моему младшему сыну достаточно рассказать историю о трамвае, придуманную на ходу, для того чтобы он полчаса играл своими игрушечными трамваями.
Кроме того ребенку иногда бывает просто скучно играть одному, а очень хочется. Понятно, что не нужно бросать все свои дела и бросаться к его солдатам и больничкам. Но и думать, что ребенок просит о ерунде неправильно. Это не ерунда. Ему эта игра действительно важна. Как воздух. Поэтому лучше договориться с малышом, как поступить и Вам, и ему, чтобы обоим не обидно было. Поиграть, когда мама окончит дела, или, наоборот, ограничить время игры, сказав "Давай мы с тобой поиграем вместе немного, а потом я пойду на кухню, а ты продолжишь один?". Уверена, вы сможете найти компромисс!
Знакомо,да?
"Мне некогда, ты не видишь я суп варю/посуду мою/по телефону разговариваю"(нужное подчеркнуть). И ведь правда, некогда, по мнению мамы. Нет времени для такой, казалось бы, мелочи,как поиграть в куклу, построить гараж. Ребенок ведь и сам это может, на то он и ребенок.
А так ли все просто в детской игре, как может показаться на первый взгляд, и действительно ли необходимо уделять ей внимание?
Давайте разбираться.
Что такое игра? Игрой принято называть ту деятельность, которую человек выполняет ради самой деятельности,ради процесса, в то время как труд - это деятельность, направленная на достижение определенной цели. Нет, безусловно, цель у игры тоже есть, но в приоритете не стоит ее достижение. Особенно это касается игр детских.
Известно нам всем, что видов игр существует великое множество: и дидактические, и спортивные,и творческие многие другие.
Но сегодня я бы хотела поговорить о игре сюжетно-ролевой. Ее считают ведущим видом деятельности дошкольников. Пик такой игры приходится на возраст 4-6 лет.
Зачем и почему возникает такая игра у детей, чему она учит?
На самом деле желание играть у ребенка заложила сама природа. Ведь детям необходимо учиться жить. Для того, чтобы чему-нибудь научиться, ребенку нужно не только посмотреть-послушать-запомнить, но и опробовать это на практике.
В свое время Жан Пиаже говорил, что для ребенка игра - это форма существования. Он осмысляет жизнь через игру не с целью подготовки к жизни или обучения чему-либо,а потому что он так думает. А думает ребенок-дошкольник образно. Спросите любого педагога, и он ответит вам, что внимание ребенка 3-6 лет на занятии реально удержать, используя сюжет и игровые моменты.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок перенимает опыт человеческих отношений проживает то, что нашло отклик в его сознании. Именно поэтому дети играют в магазин, кафе, войнушку, больницу и даже в похороны и свадьбы,если свидетелями этих событий им приходилось быть.
Кроме того, благодаря сюжетно-ролевой игре ребенок выплескивает наружу свои чувства и переживания. Пока он не умеет это делать словесно. Он не может точно сказать даже себе, что его беспокоит, как называется то, что он чувствует. А благодаря сюжету игры и полной вовлеченности в процесс ребенок освобождается от своих переживаний сбрасывает груз негативных эмоций. Именно поэтому сюжетно-ролевую игру так часто используют психологии в целях диагностики и коррекции того или иного поведения ребенка.
Есть еще один важный аргумент в польз сюжетно-ролевой игры. В жизни дошкольника она должна преобладать, для того, чтобы к школьному возрасту уступить место деятельности учебной. Нет игра не уйдет из жизни ребенка еще долго (а если уж совсем честно, то в нашей жизни игра есть всегда, в любом возрасте). Но наигравшийся дошкольник плавно перейдет от игрушек к парте.
И тут возникает вопрос. Если уж игра - такое естественное состояние для ребенка, то почему психологи говорят,что с ребенком нужно играть, если он просит, и, более того, игре необходимо учить?
На самом деле все просто. Мы живем в таком веке, когда детям, начиная с пеленочного возраста, засовывают в голову знания, которые им не очень и нужны. Причем запихивают эти знания бестактно совершенно, не считаясь с психологическими особенностями детей. Например, учат с ребенком животных Австралии и Океании в 2-3 года. Нафига, простите? Но это уже вопрос другого поста. Сейчас о игре. Так вот ребенку бывает часто просто непонятно, как играть. Он вроде и хочет, но не может, ему толчок нужен. В виде сюжетной игрушки, сказки или рассказа мамы. Моему младшему сыну достаточно рассказать историю о трамвае, придуманную на ходу, для того чтобы он полчаса играл своими игрушечными трамваями.
Кроме того ребенку иногда бывает просто скучно играть одному, а очень хочется. Понятно, что не нужно бросать все свои дела и бросаться к его солдатам и больничкам. Но и думать, что ребенок просит о ерунде неправильно. Это не ерунда. Ему эта игра действительно важна. Как воздух. Поэтому лучше договориться с малышом, как поступить и Вам, и ему, чтобы обоим не обидно было. Поиграть, когда мама окончит дела, или, наоборот, ограничить время игры, сказав "Давай мы с тобой поиграем вместе немного, а потом я пойду на кухню, а ты продолжишь один?". Уверена, вы сможете найти компромисс!