Медленное родительство или slow parenting
Просто о детках)«Дети, быстрее, мы опаздываем!», «Марш, чистить зубы и переодевать пижамы, нам через пол часа выходить!» «Ну, что ты так долго ешь, нам уже бежать пора!» «сейчас не время играть, надо делать домашнее задание!» 🙈Я постоянно подгоняла детей.
А как тут не подгонять? Музыка, рисование, шахматы, теннис, бассейн в 40 минутах езды от дома, а еще нужно в музей и в театр на выходных успеть. В комнате детей висело большое расписание занятий, так как я и сама не всегда помнила, куда нам и когда нужно. А еще ведь работа и муж, и за собой нужно ухаживать и домашние дела никто не отменял. Я скакала все 9 месяцев беременности между работой, домом и кружками. Потом появился наш младший сын и ему еще и месяца не было, как мы побежали на кружки со старшими детьми, а то и так столько пропустили. Я часто злилась на детей, что они такие медлительные и что мы вечно везде опаздываем. Результатом всех наших стараний стал жуткий вирус, который мы где-то цепанули на занятиях, высокая температура и жуткий насморк у всех нас, включая месячного малыша. Пока мы лечились, слава Богу, наступило лето и все занятия закончились до следующего учебного года. Я, наконец, выдохнула, расслабилась и начала получать удовольствие от материнства.
В это же время мне попалась интересная статья на каком-то англоязычном блоге о "медленном движении" и "медленном родительстве" или «slow parenting» - это направление в воспитании детей, которое "противостоит стремлению многих родителей непременно сделать из своих детей гениев, вызвать их ускоренное взросление, максимально загрузить детей разными дополнительными занятиями, не оставляя им свободного времени. Сторонники медленного движения в воспитании считают, что подобные стремления родителей часто приводят детей к психологическим и нервным расстройствам, нарушают естественные этапы психоэмоционального взросления и отнимают у детей счастье детства.» по материалам Википедии) Этот момент оказался поворотным в нашей жизни. Я отстала от детей на все лето, мы просто проводили вместе время: много гуляли, беседовали, готовили вкусные блюда вместе, возились с цветами в саду или просто бездельничали, даже могли целы день провести в пижамах. Я старалась не подгонять их и просто наслаждаться каждым днем, проведенным вместе. Мне хотелось, чтобы они запомнили меня веселой и добродушной, а не вечно твердящей по миллион раз на дню мегерой: «переоденьтесь, почистите зубы, садитесь кушать, заниматься и т.п."
К сентябрю, отдохнув от вечной гонки, у меня опять появился соблазн вернуть все в круги своя, руководствуясь идей, что им все равно жить в современном мире, а сейчас уже к первому классу все дети должный уметь читать, считать и писать, как же тут без развивашек и дрессировкой перед школой. Но, к счастью, на тот момент я прочитала "Тайную опору" Петрановской, которая полностью перевернула моё сознание. Я много читала книг по детской психологии, но вот эта прям запала в душу, считаю, что каждый родитель должен её прочитать, включая пап. Очень внятно описываются особенности психического развития каждого возрастного этапа ребёнка и сразу становятся понятны особенности его поведения в том или ином возрасте.
Мои дети по Петранрвской находятся сейчас в нежном возрасте (с 4-х до 7 лет) и знаете, какое главное занятие в этом возрасте - игра. Если раньше ребёнок познавал и покорял этот мир, то сейчас он его оживляет и обыгрывает. Если для
ребёнка в 2 года палка - это палка, то ближе к 3-м все та же палка обретает для него совершенно иные значения. Наблюдая за своими детьми, я не устаю удивляться, как мои дети создают из подручных средств целые миры. И знаете, более интеллектуально развит тот ребёнок, который может поскакать на палочке,покормить её, а потом сделать из неё шлагмум, лопату, мест и ружьё, чем тот, кому нужны все эти предметы по отдельности. Современная индустрия игрушек постоянно посягает на свободную ролевую игру детей, создавая дотошные копии всего. Зачем делать салат из травы и одуванчиков и сервировать его на лопухе, если у тебя есть "как настоящая" кухня. Много времени у ребёнка от игр и соответсвенно развития отнимает телевизор и всяческие электронные дивайсы, предлагающие готовые проработанные сценарии и картинки и практически не дающие возможности придумывать и прорабатывать образы, роли и сюжеты самостоятельно. Ребёнку нужно иногда дать время поскучать, чтобы он мог погрузиться в мир фантазии. А у современных детей день расписан так, что не остаётся времени на свободную игру, у него просто нет времени помечтать: английский язык, гимнастика, шахматы, танцы, карточки Домана, занятия по методу Шичиды и т.п. Всеми этими раскрученными методиками раннего развития, мы идём против естественного развития ребёнка.
"Ребёнку даётся дошкольное детство на то, чтобы способность присваивать значения и вводить в роль была освоена до состояния "чтоб летала". Эта способность совершенствуется в непрерывной ролевой игре, на самом разном материале, в самых разных ситуациях. По сути, основную часть своего времени, не занятого сном и едой, ребёнок нежного возраста занят тем, что тренирует и совершенствует эту способность, то есть играет. Малыш не умеет ни читать, ни считать, но уже готовиться к получению образования, в основе которого лежит все то же введение в роль.
Чтобы начать читать и писать, мы должны сначала научиться верить, что вот такое сочетание чёрточек А обозначает соответсвующий звук, а вот такое М - другой, и если эти чёрточки разместить определенным образом, то такая комбинация МАМА будет обозначать человек, очень важного и любимого. Хотя казалось бы - какая связь: чёрточки и моя мама? И вся математика в конечном итоге основана на способности принять и поверить, что Х - это число, что ситуации в задачах - условные. Пока ребёнок не сможет допустить эту условность, он, как Буратино, будет утверждать, что "не даст Некту яблоко, хоть он дерись". Людмила Петрановская "Тайная опора"
Так что, если раньше день, проведённый детьми в увлечённой игре, казался мне потраченным впустую, без пользы, то теперь я понимаю, что нельзя лишать их этого, что они не просто играют, а готовятся к школе. 😉🎓
Miami
Нужно искать золотую середину. Если одному ребенку надо бесконечно в песке ковыряться, другому скакать, а третий всем кружкам рад. Наша просит и на рисование и на плаванье, везде бы ходила. Но мы только на гимнастику после сада водим. Хотя после нее она приходит и еще скакать часа два может. Честно, нам самим и лень и некогда и некому... А сегодня дома мозг компасирует, скучно ей... В саду тоже плотный график. Если ребенок целеустремленный родился то это даст свои плоды в будущем. В одной семье совсем разные дети, хотя воспитывают одинаково.
Ээээ, вот малыш станет по-старше все таки ее еще на танцы отдам!
20.01.2016
Ответить
emayula
Ду! А у нас проблема в бабушке. Она рано родила сына (мужа моего), работала, училась....и теперь пытается на внуке отыграться. Говорит, что нужно срочно по кружкам и развивать со всех сторон... Но ему только 4 исполнилось, да и болел осенью много. Вот и не хочу пока в кружки, по крайней мере до осени... Только в сад начали ходить понемногу. Ходим до сна, без фанатизма. Но в саду оч хороший воспитатель, проводит занятия хорошие.
20.01.2016
Ответить
Алёна
да,да и еще раз да!Моей бы подруге это дать почитать,ато она сына затаскала по школам разным(музыкальная школа,английский)в этом году в школу.Я ей говорю,что нельзя так ребенка загружать,они тоже приходят домой в 7 вечера и уходят в 7 утра.это все грозит не только психическими расстройствами,но и сердечно-сосудистыми заболеваниями,но она твердит,что в нем слишком много энергии и ему это не страшно,но не учитывает при этом,что просто ребенок,такой же как и все остальные. Вообщем она меня не слышит
19.01.2016
Ответить
Дарья Сергеева
Будьте аккуратны с советами, мой Вам совет))) очень это не благодарное дело, я давно зареклась и даже самым близким подругам советов не даю. Даже, если просят)))
"каждый родитель издевается над своим ребенком, как хочет." @
19.01.2016
Ответить
Наташа / Экотовары-Красногорск /
А я считаю, что чрезмерное "управление" интересами и временем ребенка это от "свободного" времени родителей. Приведу пример - у меня 4 племянников от 13 до 3 ,5 лет, двое как бы старшие -13 и 12 лет, а двое как бы младшие - 6,5 и 3,5. Мама и папа заняты по горло работой, тк необходимо содержать огромную СЧАСТЛИВУЮ семью. При этом дома они бывают крайне редко,то командировка у одного, то у другого, при этом дети развиты, старшие прекрасно говорят на двух языках, разбираются в направлениях в искусстве и вообще с ними можно беспрестанно дискутировать на различные темы. Все дети сами себе выбрали чем хотят заниматься: балет, скрипка, роботехника Лего, дизайн мод....
При этом старшие помогают младшим и приготовить поесть могут, и убраться...
Конечно,при первой возможности родители с ними выезжают в различные интересные места и по России и за рубеж (не пляжное лежание), а именно что-то познавательное и интересное.
И все рады и довольны и развиты при этом, а доброта и уважение какое от них исходит.
И приведу обратный пример - мой личный, в силу того, что меня сократили, высвободилось время для 4,5 летней дочки. Вот думаю, хоть с ребенком побуду, естественно стали мы ходить и по кружкам и по театрам....и играем, и рисуем, и гуляем все вместе. И чувствую, что "слишком много внимания", пусть это не звучит крамольно, но по-моему, кто-то уже садиться на шею....
Вот и думаю, что пора себе искать занятие и загружать и заинтересовывать больше себя, нежели ребенка.
Думаю, что чрезмерное внимание к детям, погружение полностью не к чему.
Может быть мысль не совсем в тему, но вот как-то захотелось ее выразить....))))
19.01.2016
Ответить
Дарья Сергеева
говорят же, что в большой семье главное старших детей хорошо воспитать, а они уже младших подтянут)
А мысли очень даже в тему, сама помню, что с первыми детьми была через чур на них сосредоточена в ущерб остальным сферам жизни. Теперь вот понимаю, что с младшим тоже начинаю палку перегибать. так что спасибо, что напомнили про баланс, который нужно соблюдать. Пойду себе тоже хобби подыщу ;)
19.01.2016
Ответить
Анастасия
Я зачастую думаю, может попинать себя? А потому думаю. зачем? Я с ребенком дома (ей 4,5 года) только играю. У нее есть два кружка (танцы и подготовка в музыкалку). Даже гулять не часто ходим. Сплошные игры и чтение. Я вижу, что ребенок при этом прекрасно развит. Да, она знает только пару букв и то их все время путает. Но уровень логики и способности вести диалоги меня без сомнения радуют.
18.01.2016
Ответить
Дарья Сергеева
Бросьте Вы это дело, два кружка - это уже много ))) все будет в свое время - и буквы и чтение, в школе научать. А вот логике, кстати, к сожалению, в школе не обучают ;)
19.01.2016
Ответить
Nixa
Зачем впадать в крайности? Конечно, ребёнку не нужны все кружки и развивающие центры в городе. Но это не значит, что пара кружков по интересам отнимает детство. Для того, чтобы научиться читать и писать надо не верить, а понять. Я научилась читать в 3,5 года без зубрежки и систематических занятий, даже сейчас помню, как ко мне пришло осознание того, что я понимаю написанные слова. С дочкой уже давно ходим в библиотеку, а скоро там начнутся занятия в клубе чтения для малышей, она ещё и на танцы сама просится. Считать, писать в прописях, выполнять всевозможные задания она просто обожает, никогда её к этому не принуждали. Большое количество игрушек на фантазии и умении играть с одними лопухами никак не сказывается. А уж какие сюжеты для игр она придумывает! Все дети разные, некоторые тянутся к знаниям с самого раннего возраста, не вижу причин им мешать. Просто не надо реализовывать свои амбиции за счёт детей и тогда все будут счастливы.
18.01.2016
Ответить
Дарья Сергеева
Так про крайности никто не говорит. Я всегда за здравый смысл. У нас остался один кружок, куда мы с удовольствием ходим. А дома и читаем и считаем и по прописям занимаемся, когда дети сами настроены и хотят. Пост навеен моим когда-то деланием всегда свете успеть и охватить... И знакомыми мамочками, которые жалуются на то, что у своих детей водителями работают, только и делая, что развозя детей целыми днями на кружки. И вместо того, что бы расставитьприоритеты и дать детям немного свободы покупают книжки "Детский тайм-менеджмент" ) поэтому я как раз о том, чтобы не впадать в крайности ;)
18.01.2016
Ответить
Nixa
Я слишком ленива и далека от перфекционизма, поэтому "водителем" точно никогда не буду :)) Мне кажется, очень многим мамам тяжело находиться дома с детьми, а уж играть вместе совсем скучно, поэтому все эти кружки больше для отвлечения внимания от себя.
18.01.2016
Ответить