Кубики Зайцева. Что это такое?
Раннее развитиеКубики Зайцева. Что это такое?
Это кубики, сделанные собственноручно или приобретенные в магазине. На каждую грань которых, нанесены склады (сочетания звуков), в строго определенной последовательности. Кубики между собой различаются по наполнителю, который звучит глухо или мягко, в зависимости от того какой звук изображен, твердый или звонкий.
Принцип обучения строится на основе сочетания восприятия. Вербального, слухового или же зрительного. Склады, которые видит ребенок, взрослый прочитывает или пропевает. Повторяя, ребенок запоминает, как выглядит звук.
Какие плюсы методики Зайцева?
Доступность и универсальность – вот главный ее плюс. Любой взрослый человек прочитавший методичку, которая прилагается к кубикам, запросто может стать учителем своего ребенка. Ребенок учится читать весело и ненавязчиво. Обучение с помощью кубиков Зайцева не ограничивает детей в их подвижности и проходит не так нудно, как это было бы при скучном заучивании. Вполне естественно, что в игровой форме материал усваивается значительно эффективнее. Во время игры с кубиками повторяя за взрослыми склады, которые на них написаны ребенок узнает свое имя, имена близких и вскоре без проблем узнает и читает ранее не знакомые слова. Писать буквы можно учить как одновременно, так и после обучения чтению.
Склад – что это такое?Склад, по методике Зайцева – это согласный звук или же сочетание его с гласным звуком, может быть твердым или мягким знаком, а так же просто гласным звуком. К примеру, слово ПРАВДА (ПРАВ-ДА) состоит из двух слогов, но содержит четыре склада (П-РА-В-ДА). По мнению Зайцева, такое членение звучащей речи наиболее фонетически оправданно и логично, а традиционное членение на буквы с целью их изучения слишком искусственно и лишь мешает обучению чтению.
В каком возрасте оптимально начинать учить чтению?Точный возраст назвать нельзя. Этот вопрос очень индивидуален. У ребенка должен проявляться интерес к написанным словам и тексту. Интерес может проявиться как в два так и в четыре года. Когда дети начинают спрашивать: «Что здесь написано?», «Что это за буква?» – интерес явно назревает, и можно задуматься о начале обучения.
В зависимости от возраста может отличаться скорость усвоения и принцип обучения. Можно начинать заниматься, когда ребенок только начинает овладевать речью. Это даст сильный толчок в развитии речи и естественное овладение умением чтения.
Ребенок воспринимает слова так, как будто их можно не только слышать, но и видеть. В памяти, одновременно откладываются сразу два образа. Актуализированный интерес, как правило возникает около трех лет, и если удастся поддержать его, то обучение может дать хорошие результаты. Ближе к пяти годам ребенок уже вырос для самостоятельного чтения. Он уже понимает для чего необходимо читать. Обучение в этот период проходит максимально эффективно.
Главная ошибка – попытка слишком рано начать или насильно ускорить процесс. В этом абсолютно нет никакой необходимости. Не стоит так же через силу ускорять процесс обучения. Все равно большинство детей не могут в полной мере пользоваться этим навыком в два года. А если не читать постоянно навыки потеряются, попросту говоря, забудутся. Тем не менее, необходимо понимать, что проявления интереса к чтению у ребенка может внешне и не проявляться, поэтому его необходимо постоянно заинтересовывать.
Влияет ли скорость обучения на возраст ребенка?Естественно, маленькие дети требуют больше времени для обучения. Специалисты говорят, пятилетний ребенок осваивает процесс прочитывания первых слов до четырех дней, отработка навыка чтения до трех месяцев. В четыре года необходимо в два раза больше времени, а трехлетнему в три раза. Но эта статистика весьма условна. Многое зависит от индивидуальных способностей обучаемого, его интеллекта и психики.
Каким образом можно закрепить приобретенные знания?Навык чтения у дошкольника нужно поддерживать, в противном случае через короткое время ребенок забудет большинство букв. Необходимо постоянно придумывать давать различные задания: рассортировать по определенным условиям карточки с написанными словами, предложить делать семейную стенгазету, подписывать фотографии и т.д. Эта работа будет очень полезна для закрепления полученных навыков.
Не нанесет ли вред обучение в раннем возрасте?Психологи считают, что ребенок в своей жизни должен пройти все этапы развития, в том числе и «дописьменный». Трехлетнему ребенку необходимо двигаться, играть, проявлять творческие способности, реализовывать свои фантазии. Кубики Зайцева довольно рано включают у ребенка логику. В результате форсируется развитие логического полушария, а другого, творческого притормаживается. Слишком мрачным и практичным становится ребенок. Не раскрывается его творческий и эмоциональный потенциал. По этим причинам у методики Зайцева достаточно много оппонентов.
(Мой коммент, психологи много чего говорят, чаще и противоположное. По мне так, пусть будут все вокруг мрачными и практичными, чем дебиловатыми курящими и пьющими разгильдяями, каких много).