Исследование 14 000 малышей показало: кормление грудью существенно повышает интеллект ребёнка
Польза ГВ для ребёнкаВзято 17/08/2010
Масштабнейшее клиническое исследование, которое канадские врачи провели в Беларуси, подтвердило, что кормление грудью существенно повышает интеллект ребёнка. Теперь оспорить этот факт скептикам будет гораздо сложнее, а учёным придётся искать объяснение феномену.
Если самые первые млекопитающие, сохранившие черты рептилий, ещё задумывались о пользе грудного кормления, то остальные, более современные виды, в том числе и человек, сделали свой выбор бесповоротно.
Только в прошлом веке человечество сумело-таки доказать свою уникальность и в этом более чем консервативном вопросе. Искусственные сухие
Возможно, это поможет человечеству в целом, ведь попытки вернуться к грудному вскармливанию до сих пор никак не увенчаются успехом. И хотя за последние 30 лет определенный прогресс в этом был достигнут, вернуться к показателям начала прошлого века вряд ли удастся, особенно с учетом постоянно обновляющегося ассортимента искусственного питания, которое, по утверждениям производителей, с каждым разом все больше и больше напоминает материнское молоко.
Проблема в том, что эффект от отсутствия грудного кормления может проявиться далеко не сразу. Ведь если иммунодефициты из-за отсутствия антител, получаемых с молоком матери, могут возникнуть ещё в младенчестве, то задержка умственного и физического развития становится очевидна лишь к концу дошкольного периода, когда начинать кормить грудью уже поздновато.
В таком случае врачам и ученым остается только заниматься пропагандой и убеждением будущих матерей. Лучший аргумент в этом случае – масштабные клинические исследования. Как ни странно, до недавнего времени именно таких работ и не хватало. И хотя статьи на эту тему выходят с заметной регулярностью, в лучшем случае речь идёт о сотнях, но никак не тысячах детей. А ведь именно фактор «численности» играет ключевую роль, когда речь заходит о доказательстве в медицине.
Ситуацию взялись исправить педиатры из Университета Макгилла и Детского госпиталя Монреаля, выполнившие свою работу в Беларуси. Майкл Крамер и его коллеги провели работу с почти 14 000 детей и их матерями.
В 1997 году канадские педиатры разделили три десятка роддомов на две группы. В первой начали проводить активную политику по пропаганде исключительно грудного вскармливания, а во второй в “пропагандистскую” работу больниц не вмешивались. Западный рекламный опыт дал о себе знать: 43,3% матерей опытной группы кормили своих трёхмесячных детей только грудным молоком, когда в «старообрядческих» клиниках эта цифра составила только 6,4%.
Результата терпеливые ученые ждали шесть с половиной лет! Именно в этом возрасте всех «выпускников» тридцать одного роддома проэкзаменовали на различные виды интеллекта. И хотя общий результат оказался ожидаемым, ученые отметили, что не рассчитывали на такие существенные различия.
В тестах на вербальный интеллект, обычно определяемый по способности оперировать словами и буквами, численными, логическими и геометрическими понятиями, разница составила 7,5 пунктов. В тестах на невербальный, отличающихся тем, что для их выполнения требуется минимальное знание «вербального материала», а потому удается лучше оценить не знания, а именно «способности» ребенка, разница составила 2,9. «Общий» показатель отличался между группами на 5,9 пунктов.
Вербальный интеллект - разница 7,5 пунктов
Невербальный интеллект - разница 2,9 пункта
Общая разница - 5,9 пункта
Хотя 95% доверительный интервал частично «стёр» эти существенные отличия, большой объём выборки позволяет считать разницу значимой. Способность к обучению, оцениваемая исключительно на основании мнения воспитателей, также оказалась выше в группе вскормленных грудью.
Впрочем, как отметил Крамер в своей работе, опубликованной в Archives of General Psychiatry, это лишь доказывает эффект кормления в целом, но не объясняет механизмов, лежащих в его основе. Основная рабочая гипотеза – специфический набор жиров и жирных кислот, входящих в состав материнского молока, но не всегда воспроизводимый в питательных смесях. Если присовокупить сюда десятки работ о пользе ненасыщенных омега-жирных кислот для развивающегося мозга как человека в отдельности, так и всего вида в эволюционном масштабе, то вроде бы «все становится ясно».
Конкретного подтверждения, что именно этот механизм является ключевым в развитии нервной системы у детей, пока нет. Как подчеркнул Крамер, развитие интеллекта может объясняться и самим процессом кормления. Это кратковременное, но регулярное общение, безусловно, важно для развития и становления ребенка. В какой-то степени работают, наверное, оба фактора.
Автор материала: Пётр Смирнов,