Естественное родительство[править] Материал из Википедии — свободной энциклопедииПерейти к: навигация, поискЭто статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности — в статье и на странице обсуждения.Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Естественное родительство (от англ.Natural Parenting[1]) — метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы. У этого подхода к воспитанию есть несколько названий: в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века у нас называли «сознательным родительством»[2], на Западе — англ.empathic parenting (сопереживающее воспитание[3]), англ.instinctive care (инстинктивная забота[4]), англ.attachment parenting (стиль сближения[5]), англ.natural parenting и англ.parenting from the heart (естественное или добросердечное воспитание[3]), а сегодня все чаще обозначают термином «естественное родительство»[6].
Основной идеей этого метода воспитания является убеждение, что ни один врач, ученый или представитель органов опеки не может лучше самого новорожденного знать его естественные потребности. Другая составляющая идеологии этого метода — наличие у родителей особой чувствительности к интуитивному пониманию знаков, которые подает им собственный ребенок. Развивая в себе эту чувствительность, сторонники естевенного родительства участся лучше понимать своих детей, своевременно удовлетворять их потребности и, таким образом, закладывать фундамент для наиболее гуманного развития человека. На практике этот метод приходит к следованию природе человека и частичному или полному отказу от приспособлений, неестественных для ребёнка (таких как бутылки, искусственные заменители молока, а также детские кровати, люльки, манежи, коляски и др.)
По сути, естественным родительство было с момента своего возникновения. Матери первобытной эпохи рожали детей естественным способом, без медицинского вмешательства,[источник не указан 250 дней] длительно кормили младенцев грудью[источник не указан 250 дней] и не использовали ни питательные смеси, ни подгузники. Постоянное ношение ребенка на руках или в перевязи, близко к материнскому телу, и совместный сон — тоже были естественным и обычным делом.[источник не указан 250 дней] Некоторые племена, до сих пор сохранившие первобытную культуру и жизненный уклад, и по сей день не прерывают традицию естественного родительства. Она наиболее детально и ярко описана Жан Ледлофф в ее книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где, по ее словам, в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой (по мнению Ледлофф) так не хватает в цивилизованном обществе, и пришла к выводу, что если обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий (как именно?), малыши будут спокойными и счастливыми. Вернувшись в США, она написала книгу о том, что важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам «экспертов» в области ухода за детьми[7]:
С рождения дети екуана постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. С того момента, как пуповина отделена от ребенка, его жизнь уже полна событий. Пока ребенок в основном спит, но и во сне он привыкает к голосам людей своего племени, звукам их деятельности, толчкам, резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, когда родитель меняет положение ребенка, совмещая текущую деятельность или отдых с уходом за своим чадом. Младенец также познает ритмы дня и ночи, изменения температуры своего тела и приятное ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти родителя. Ребенок осознает эту настоятельную потребность лишь тогда, когда его вдруг отнимают от уютного тела. Его безоговорочное ожидание именно таких событий и уверенность в том, что ему нужен именно такой опыт, поддерживают континуум человека. Малыш ощущает эту «правильность» и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребенка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет маленькому человечку глубокое удовлетворение. Если он не занят этим, то просто изучает мир и привыкает к ощущению, что значит быть на этом свете.
Но так благополучно отношения родителей и детей складывались далеко не везде. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил шесть трансформаций в отношении к детству[8]:
Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.), характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. (Инфантицид — детоубийство — стал считаться человекоубийством лишь в 374 г.)
Бросающий стиль (IV—XIII вв.), ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.), ребенок еще не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергается избиениям.
Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются.
Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX вв.), ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.
Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.
Последний стиль тесно связаен с именем доктора Бенджамина Спока.
Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики». Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отнятию от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, Спок, по существу, попытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на положение Фрейда, что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического процветания, в ней начался «бэби-бум» — невиданный всплеск рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том, как воспитывать ребенка, была велика как никогда. К тому же новое поколение родителей было готово к новому уровню семейных отношений, безотчетно стремилось уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга Спока оказалась созвучной их ожиданиям. «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним». Именно здравый смысл должен стать основой воспитания, утверждал Спок. Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если ребенок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется… По убеждению автора, «растить ребенка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринужденно, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача».[9] К началу пятидесятых уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по Споку. В 1956 году появилась Ла Лече Лига, организация, помогающая матерям кормить грудью. Со временем постепенно этой организации стали помогать врачи. Одними из первых данный метод начали пропагандировать Уильям и Марта Серз, американские педиатр и консультант по грудному вскармливанию, вырастившие 8 детей. В настоящее время функционируют центры поддержки естественного вскармливания, помогающие матерям наладить правильную организацию кормлений, а также установить стиль поведения матери, наиболее отвечающий естественным желаниям ребёнка и способствующий мягкой адаптации к жизни вне матки.
Сторонники естественных методов утверждают, что зачастую эти методы существенно облегчают уход за ребенком первых двух лет жизни, помогают родителям и детям наладить близкие, доверительные отношения.
К естественным методам можно также отнести принцип невмешательсва в процесс беременности и родов, минимальное использование лекарственных средств, отказ от неоправданной вакцинации и др. Важным элементом системы естественного воспитания является совместное пребывание матери и новорожденного ребенка сразу после родов.
Хотя многие матери используют все элементы естественного родительства, некоторые выбирают только те пункты, которые им подходят.
[править]Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)
Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на attachment theory в психологии. По этой теории сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.
Этот подход приобрел огромную популярность в мире благодаря хорошо написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В отличие от многих других публикаций по этой тематике, их книги не вызывают отторжения у матерей, так как авторы не навязывают своих идей.
В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон.
[править]Доводы «За» и «Против»[править]Преимущества естественного подхода
Подход, который описывается как естественный существовал много лет и исследуют отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:[10]
что естественный подход помогает установить очень крепкую эмоциональную связь с ребенком
использование слинга помогает женщине оставаться вовлеченной в жизнь общества, вести активную и разнообразную деятельность.
грудное вскармливание экономит время и материальные средства.
Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:
Женщины, которые спали со своими родителями, когда были детьми, имеют более высокую самооценку, чем те, кто не спали.[11][12]
Согласно одной из теорий, некоторые дети не способны выйти из фазы глубокого сна при понижении температуры тела или кратковременной остановке дыхания. Но когда они спят в одной постели с родителями, то под влиянием движений и звуков, производимых родителями, меньше времени проводят в фазе глубокого сна и больше — в фазе легкого. Кроме того, в семейной кровати дети чаще спят на боку или спине, что облегчает им дыхание. Уменьшается вероятность положения на животе, представляющего собой известный фактор риска при СВДС[13].
Разбор статьи Ж. В. Цареградской «Ошибки в воспитании детей грудного возраста»[14].
Утверждения Г. Червонской, А. Котока и других российских и зарубежных авторов об избыточности и опасности вакцинации не поддерживаются официальной медициной.
Критика естественного подхода представлена, например, в статье «Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача»[15].
Ряд женщин в силу физиологических особенностей не может без вреда для себя и ребенка перенести роды через естественные родовые пути. Решение о естественных родах должно приниматься только после консультации с акушером-гинекологом.
В России одним из самых известных направлений естественного воспитания стали рекомендации Центра Перинатального Воспитания «Рожана» и его основательницы Ж. В. Цареградской.
Руководитель центра Цареградская утверждает, что рекомендации центра основаны на традиционно русских способах ухода и воспитания детей, которые передавались из поколения в поколение от более опытных матерей (это утверждение не в полной мере соответствует действительности, поскольку в разных регионах и слоях населения были разные традиции воспитания, вплоть до весьма негуманных с современной точки зрения). Ж. В. Цареградская была обучена уходу за детьми своей бабушкой, которой было около ста лет, матерью 10 детей.
Эти знания были положены в основу «рожановского подхода».
Рекомендации Центра Перинатального Воспитания «Рожана» зачастую очень категоричны, что отталкивает многих матерей от этого подхода[16][17].
Имеется информация, указывающая на то, что Центр «Рожана» является психосектой[18]. Основные объекты критики: навязывание «биологической нормы», провоцирование у матерей чувства вины за «ошибки в уходе» и «неестественные» роды, «ведущая роль матери» при принижении роли отца.
В России также имеются другие центры и школы естественного воспитания, чей подход не совпадает с «рожановским»:
Центр традиционного акушерства (бывш. Центр Тамары Садовой) (Москва)
Новая жизнь
Учреждение «Национальная Школа Традиций Повивального Дела» (Санкт-Петербург) [20]
Клуб осознанного материнства (Санкт-Петербург)[21]
Семейный центр Юлии Гусаковской-Старовойтовой (Беларусь, Минск) [22]
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.[править]Источники
Сирз, В., Сирз, М. Ваш малыш от рождения до двух лет = The Baby Book. — М.: Эксмо, 2009. — 912 с. — ISBN 978-5-699-03825-1
Оден, М. Научное познание любви = The Scientification of Love. — М.: Международная школа традиционного акушерства, 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-9901490-2-1, 1-85343-476-0
Оден, М. Кесарево сечение. Безопасный выход или угроза будущему? = The Caesarean. — М.: Международная школа традиционного акушерства, 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-9901490-1-4, 1-85343-718-2
Оден, М. «Возрожденные роды» (Birth Reborn, 1984), «Первичное здоровье» (Primal Health, 1986), «Фермер и акушер» (The Farmer and The Obstetrician, 2002)
↑ У. и М. Сирс, «Ваш ребенок от рождения до 2 лет»
↑ Crawford, M. Parenting practices in the Basque country: Implications of infant and childhood sleeping location for personality development. Ethos 1994, 22;1:42- 82. Lewis RJ, LH Janda. The relationship between adult sexual adjustment and childhood experience regarding exposure to nudity, sleeping in the parental bed, and parental attitudes toward sexuality. Arch Sex Beh 1988; 17:349-363.. Crawford, M. Parenting practices in the Basque country: Implications of infant and childhood sleeping location for personality development.
Ха-ха, статья как раз про естественное родительство и его крайности. В продолжение так сказать http://www.soznatelno.ru/otnosheniya/40-otnosheniya/1370-estestvennoe-roditelstvo.html
Мне кажется автор в статье оправдывается за собственные неудачи.
И второе, да, человеку нужна помощь извне. Папа должен обеспечивать доход, еду, помогать в приготовлении пищи. Бабушка должна облегчить иногда досуг маме и тому подобное.
А без этого, конечно, маме сложно обеспечить хотя бы ГВ, не говоря уже о высаживаниях.
У меня всё получилось и ГВ, и СС, и высаживания. И да, муж у меня не так часто прикладывается к груди, как до рождения ребёнка, но это ведь естественно, он же ею не питается.
А второй медовый месяц у нас ещё наступит, я в это верю, просто нужно проявить терпение, дать малышу, что необходимо.
Там был ещё серьёзный вой по поводу невозможности ЕР в условиях появления быстро второго и тем боле третьего отпрыска. А контрацептивы нынче на что? Кто ж виноват, что некоторые не любят презервативы. Любишь ЕР, люби и контрацепцию, не допускай осечек, а кто сказал, что будет легко? ЕР - это эксклюзив а не поток, и не ширпотреб. Поток возможен успешно тогда, когда целая община помогает, а в нашем противоестественном, цивилизованном обществе, где все индивидуально справляются со своими детьми, или правильнее сказать, бьются с ними об лёд, надо использовать контрацептивы.
Не зря же существует в Африке поговорка, чтобы вырастить одного ребёнка нужна целая деревня. Вот, это и ключевая мысль, и с ЕР у них нет никаких, повторяю, абсолютно никаких проблем. У них и ГВ, и слинги, и СС, и высаживания, и дети конвейером, потому что есть помощь деревни.