Шапочное знакомство и КУ-КУ
ГоворилкиЗабираю Степана из школы и еще одна мама его одноклассницу ждет. Маша с мамой сразу ушли, а Степа с ребятами чуть в снежки поиграл. Прошло не больше получаса и подходя к дому, я вижу издалека желтую шапку этой мамочки. Дочки рядом нет, но она уже с коляской. «Какая быстрая!», подумала я,- «уже и за младшим в детский сад успела сгонять!»
«Вот это вы передовики производства! Уже и в сад успели забежать!»- не сдерживая восхищения, прокричала ей, увидев, что коляску поворачивают в нашу сторону. Но пару шагов к нам и я понимаю, что шапка та и коляска похожа, а мама - не та… Обозналась я) Когда подошли еще ближе, оказалось совершенно точно - обозналась )
- Не, мы в сад, не забегали, нам не за кем ))
Мы поравнялись все вместе у детской площадки и Степан, понимая, что мама не успеет ему отказать, сообщает, что мы побудем здесь всего 5 минут, сбрасывает рюкзак и бежит к своей крепости. Они с папой на выходных строили.
«Желтая шапочка» посадила сына на качели и катает. Перекинулись с ней пару слов (здесь и далее слова нашего диалога красные, все, что черным это уже мои мысли для поста, не озвученные на площадке). Я почти угадала возраст ребенка. Это моя любимая «игра»- угадывать сколько малышу лет: по росту, мимике, двигательным особенностям. Зимой это особенно забавно, потому что в объемных комбинезонах, дети выглядят чуть старше, двигаются не так ловко, как могли бы. Но с поправкой на это, у меня все равно получается угадывать возраст.
Юре 1г3мес. Думала, что на месяц больше. Он выглядывает из-под капюшона и смотрит на меня. Чуть наклоняюсь. Так чтобы меня ему не было видно. Он старается повернуть голову и поймать взгляд. Помогаю, вернувшись обратно. Теперь меня лучше видно. КУ-КУ!) Он рад этому «ку-ку», улыбается.
- Улыбашка такой у вас! … И любопытный ), говорю маме, пока Юра продолжает искать и улыбаться
- Да, улыбаться мы любим! Да Юра?.... Юра………………ты спрятался?
Там между точками были еще какие-то слова, которые я сразу же забыла. Юра, думаю, тоже ))
Мама в разных комбинациях «Юра - спрятался- и т.д» продолжила с сыном, начатый мной диалог. Интересно, знает ли она, что из «спрятался»- ребенок в лучшем случае слышит «я…..Я»?
Первое «я», малыши слышат потому что оно ударное, второе- потому что последний в слове звук - этакий «эффект Штирлица». И будь это «яя» без паузы, ребенок еще мог бы вторить ей. Но он же слышит по ритму, что между этими двумя «я» что-то есть. А что - не разберет, и не повторит в этом возрасте «..талс…». И будет дальше молча прятаться и улыбаться, если продолжать с ним говорить так по-взрослому.
- Вы не используете «ку-ку», когда играете в такие прятки?, спрашиваю я
- … Когда-то использовали, а потом как-то…..
- Потом кажется, что ребенок вырос из «ку-ку», да?
- Да, как-то кажется, что подрос уже…)
- А зря кажется…Юра мог бы отвечать на Ваше «ку-ку» таким же словом. Оно гораздо легче, чем «спрятался"
Мы переоцениваем возможности детей в восприятии речи. Я вот все время удивляюсь, почему не вижу «ку-ку» в словарях первых слов, которые мамы записывают за своими малышами. А у «ку-ку», оказывается, и нет шансов появиться в словаре, если родители будут стесняться «излишней детскости» и заменять простейшее звукоподражание на взрослое слово «спрятался».
В то же время есть очень простой ориентир, когда можно чаще и чаще заменять «ку-ку» на «кто прятался?». Как только начал ребенок сам называть эту игру «ку-ку», приглашать взрослого словом поиграть, тогда можно чаще и чаще говорить «кто прятался?»
Примерно так:
-ку-ку
- да, Юра прячется!) Юра, ку-ку? … где ты?
В словаре вашего ребенка от 1г до 2х лет есть слово «ку-ку»?
Напоследок рассказала маме Юры, как можно увеличить частоту встречаемости этого звукоподражания. Чтобы не только лицо ладошками закрывать. Если интересно, пишите «+» в комментариях, поделюсь. Ну и свои версии для ротации «ку-ку» можно в комментариях предложить ))
В ближайшее время напишу еще про нюансы других звукоподражаний. Кому актуален запуск речи малыша до двух лет, дайте знать в комментариях. Когда напишу пост, пришлю ссылку.