Любите ли вы ролевые игры так, как люблю их я?
Растем и развиваемсяКогда-нибудь я возьму и сосчитаю, сколько раз за день Алиса говорит мне «Мама, давай играть!». Наверняка получится что-то вроде 76543, и тогда я непременно сделаю себе такую татуировку - 76543. На запястье, думаю, будет неплохо смотреться. И на левой груди набью «Почему?», а на правой - «ПО КОЧАНУ!».
Вообще в материнстве для меня стало открытием, что самое ужасное в мире занятие - это лепка, а самое скучное - ролевые игры. Лепить я ненавижу особенно сильно. И наверняка в этом виноват детский сад, ведь никак же логически больше не объяснить, почему 35-летней женщине не нравится лепить зайчиков, ежиков и улиток. Хотя улитка - это самое простое - можно скатать колбаску и свернуть её в рулончик. Когда Алиса говорит «Мамочка, а где же глазки?», я могу резко пойти мыть полы, разбирать шкафы, варить борщи - что угодно, лишь бы не глазки. Ну невозможно же. Точно, виноват детский сад. Наверное, нам дали задание слепить Чебурашку и я слепила, но воспитательница спросила: «А где уши, Леночка?» И тут-то в маленькой Леночке что-то надломилось, хрустнуло и ухнуло в небытие. Потому что это и были уши. Одни только уши. Всё остальное в Чебурашке второстепенно. Уши - суть Чебурашки. И ведь я могла бы стать вторым Микеланджело.
Но, несмотря на мою детскую психологическую травму и крайне, просто невероятно редкую совместную лепку, Алиса вчера слепила зайца с морковкой и дерево. Вообще без моего участия, наставлений, бдений и чтений книг «Лепка с малышом - 1001 способ развить вашего ребенка».
Ребенок развивается сам. И точка.
Из этой истины уже давно пора сварить вакцину и вкалывать её матери при выписке из роддома. Ребенку - БЦЖ, а матери - РРС - ребенок развивается сам. Тогда процент неврозов у матерей будет существенно ниже.
Вот скажите, хоть кто-нибудь из вас целенаправленно учил ребенка есть ложкой? Так, чтобы с примерами, лекциями, нравоучениями? Ну, единицы, наверное, да. А остальные как? Дали человеку ложку примерно в год, он этой ложкой кашу по себе размазал, в глаз два раза ткнул, постучал по всем поверхностям, попал в щеку, заорал, попал в рот, еще раз постучал. Если воспринять это как данность и этап развития, то можно даже без Персена обойтись. И результат будет один - человек научится есть ложкой. Сам. Просто потому что посмотрел на мать, увидел, что мать ложкой себе в глаза не тычет и решил повторить. Точно так же он сам научился ползать, ходить и рвать на клочки кота.
И наверняка многие заметили, что вообще не учили ребенка цветам и формам, но он их откуда-то узнал. Я, например, просто походя, если вспоминала, рассказывала Алисе о том, что её окружает. О, смотри, зеленый трактор! А солнце круглое и желтое. Трава зеленая, а стол квадратный. А иногда я вообще молчала, потому что я тоже человек, а не радио-точка.
После второго или третьего прочтения книжки с буквами (божечки, как заковыристо я назвала азбуку), ну знаете, сейчас такие веселые есть, стишки всякие, картинки и буквы в придачу. Так вот на третий раз Алиса знала все буквы. Я не хвастаюсь сейчас, потому что уверена, что у 99% детей дела обстоят точно так же. Таково устройство детского организма. Если хотите, мозга. Они впитывают как губка ровно то и ровно тогда, когда им это интересно и необходимо. Достаточно создать среду, а тысячу «почему» они сгенерируют самостоятельно.
От первого шага и освоения горшка, до самостоятельного чтения - всё происходит само собой, абсолютно без нашего активного участия. Просто надо выдать человеку горшок и объяснить принцип. Не скупиться на детские книги и читать их хотя бы раз в день. Человеку с горшком читать. А если не слушает, то сначала сверится со свидетельством о рождении человека, три раза перечитать дату, вникнуть, осознать, что ему ещё 7 месяцев и отстать.
Но ролевые игры! Иногда я мечтаю о няне именно для ролевых игр. Потому что мою дочь зовут Экстравертова Алиса Холериковна. Она мертвого разведет на игру. Мне кажется, что когда она наконец-то пойдет в садик и освоится там, то воспитательница будет целовать землю, по которой я хожу, дарить мне цветы 1-го сентября и будет умолять привести Алису даже с соплями и лающим кашлем. Потому что Экстравертова Алиса будет организовывать ролевые игры в режиме нон-стоп. Можно будет не работать, когда в группе Алиса.
Дома я могу с ней построить что-нибудь масштабное из Лего, могу придумать офигенно закрученный сюжет, соорудить океанариум из тазика и воды, но играть в это не-на-ви-жу. Могу вытащить всё из шкафа, посадить туда Алису с фонариком, накидать всяких медведей и сказать, что это пещера. Но ровно через пять минут она будет кричать оттуда: «Мамочка, иди скорее сюда! Мамочка, залезай в шкаф! Давай играть! Тут так интересно!»
Офигенно интересно в шкафу с фонариком.