Урок 1. Зачем нужен бухгалтер.
УрокиИтак, начнем.
А начнем, как я и обещала - с самого простого. Для чего же нужен этот бесценный сотрудник, называемый бухгалтером? Казалось бы, элементарный вопрос, а очень часто ответ новичков на него бывает либо сумбурным, либо вовсе неверным - особенно часто встречается почему-то такое мнение, что бухгалтер нужен "чтобы прибыль считать".
Неправда это.
Давайте возьмем самого среднестатистического бухгалтера - главбух небольшой фирмы. Сотрудников от силы два-три десятка, обороты по расчетному счету - не больше нескольких миллионов рублей в месяц. Неужели руководитель предприятия не в состоянии сам посчитать прибыль?? Если еще учесть, что в маленьких фирмах руководитель очень часто является также и собственником предприятия - то такое предположение было бы нелепым - ведь свои деньги все считают отлично, въедливо и скрупулезно.
Поэтому давайте сразу запомним - бывает несколько видов учета, наиболее распространенные - это финансовый (он же бухгалтерский) и управленческий.
Управленческий учет ведется в такой форме, которая удобна руководству предприятия (да хоть в черном кожаном ежедневнике неровным почерком!!!).
Финансовый, или бухгалтерский учет - подчиняется стандартам. И эти стандарты задает государство. Путем различных законодательных актов.
Подробнее о законодательных актах, которые регламентируют бухучет, мы поговорим на следующих занятиях, а сейчас вернемся к главному вопросу сегодняшнего урока - зачем руководству нужен бухгалтер?
Вы уже наверняка догадались: бухгалтер - изучает и знает стандарты, по которым требует вести учет и отчетность государство, и вообще, выступает посредником между фирмой и конечным потребителем ее отчетности - в лице государства. Соответственно, руководитель может расслабиться и спать спокойно, зная, что одним геморроем в его жизни с появлением бухгалтера стало меньше.
Иными словами, в условиях наших реалий, зачастую управленческий учет превращается в "черную" бухгалтерию, а финансовый - в "белую". И составляется эта отчетность не по фактическим данным, а в таком виде, чтоб налогов было поменьше и на бумаге все красиво.
Итак, с кем же приходится контактировать в процессе работы бухгалтеру? Государство - понятие абстрактное, а куда красивые отчеты слать?
Конечно же, это:
1. Налоговые инспекции, или как их сейчас называют, ИФНС - Инспекции Федеральной Налоговой Службы.
2. Пенсионный фонд - Управления Пенсионного Фонда России (УПФР, ПФР)
3. Соцстрах - Фонд Социального Страхования, ФСС.
4. Управление Статистики.
Вот они, те зловещие заведения, куда отправляются в виде отчетов плоды наших трудовых будней, а порой и бессонных ночей.
Каким образом бухгалтер может контактировать с контролирующими органами?
- Лично. Самый старый и, казалось бы, надежный, способ - идем ножками, стоим в очередях, сдаем свои бумаги в окошечко. Подводные камни у этого способа такие:
* во-первых, очереди и беготня - это неприятно.
* во-вторых, как ни странно, при личном обращении риск нарваться на бюрократию и самоуправство гораздо выше, нежели другими путями.
- Почтой. Почта - лучший друг бухгалтера. Какие тонкости при отправке корреспонденции почтой? Все письма надо отправлять ценным письмом с описью вложения - именно опись будет доказательством того, что вы отправили отчетность. Чек об оплате услуг почты тоже надо сохранить. Проще всего все это прикрепить прямо к своему экземпляру отчета и бережно хранить. Просроченные отчеты, не сданные вовремя, отправляйте только почтой. Как ни странно, но штрафы в этом случае будут меньше, т.к. автоматически начислят штраф на организацию и пени, а административный штраф с руководителя и главбуха взыскать поленятся. Датой сдачи отчетности считается дата ее отправки. Минусы такого способа отправки отчетности:
* на почтах тоже бывают очереди,
*работникам почты пофиг, что вы отправляете, поэтому нужно все проверить особенно тщательно.
- Через интернет. Для отправки отчетности можно воспользоваться услугами операторов, таких как Такском или Контур-Экстерн. Это очень удобно, т.к. помимо того, что вам не надо покидать рабочее место для того, чтобы отчитаться, так еще операторы автоматически обновляют базы отчетности, т.е. вам не нужно судорожно искать бланки, формы которых изменились за полчаса до начала квартала, не нужно самим устанавливать обновления, чтоб работали выгрузки в новых форматах... Также оператор тестирует ваши отчеты на предмет разного рода несоответствий, ошибок и тп.
Минус - услуги операторов платные.
***
Для первого раза - все. Домашнее заданее будет посвящено именно навыкам контактов с вышеуказанными заведениями.
Домашнее задание:
1. Найти в интернете адреса и телефоны ФНС, ПФР и ФСС вашего района.
2. Зайти на сайт www.nalog.ru:
- найти на этом сайте страничку "своей" налоговой, посмотреть расписание работы, телефоны различных отделов.
- ознакомиться с онлайн-сервисами, которые в настоящий момент предоставляет сайт налоговой.
3. Зайти на сайте налоговой в раздел "Узнай свою задолженность" и ознакомиться с состоянием своего лицевого счета по налогам.
4. Ознакомиться с сервисом "обратиться в ФНС России". Этот пункт может быть особенно актуален для тех, у кого возникли проблемы с налоговой инспекцией - например, вам начислили налог на имущество по квартире, которая вам не принадлежит, или транспортный налог по машине, которую вы давным давно продали. В этом случае вы можете написать письмо в налоговую прямо через этот сервис, также можно приложить сканы документов, подтверждающих вашу правоту. В общем, если у кого-то есть такая необходимость - будет интересно, выкладывайте в раздел домашнее задание.
5. Необязательно, но желательно - заведите себе тетради для конспектов и после каждого урока кратко и схематично записывайте то, что по вашему мнению, наиболее важно в пройденном материале. Это вам поможет в будущем, ведь все так или иначе забывается.
Всем успехов!!!