Продолжая тему развивающих игр
Включаем фантазию!
Уже с 6–7 месяцев малыш хорошо удерживает предметы и может совершать с их помощью небольшие манипуляции. К году некоторые дети могут самостоятельно кушать ложкой, удерживать легкую чашку для питья, брать из неглубокой тарелки мелкие предметы двумя пальчиками и перекладывать их в другую емкость либо пересыпать крупы ложкой из баночки в баночку. Через пару месяцев в ход пойдет домашняя утварь, поэтому не стоит лишать ребенка увлекательного занятия погреметь вашими кастрюлями, пока вы готовите обед. Дайте малышу банку с фасолью, столовую ложку и две кастрюли – 20–30 минут свободного времени вам гарантировано. Добавьте к этому арсеналу пластиковую бутылку из-под минеральной воды – и у вас есть еще 20 минут на кофе и разговор с друзьями по телефону: ребенок будет упоенно складывать фасоль или пуговицы в бутылку. Покажите, что таким образом получается погремушка, стоит лишь завинтить пробку. На завинчивание пробки даже у активного малыша уйдет еще 5–10 минут (у спокойных детей гораздо больше) – как раз столько, сколько вам нужно на нарезку салата. Своему сыну я время от времени в этом возрасте давала панировочные сухари – убивает трех зайцев сразу: и поиграет, и развитие мелкой моторики, и хлеба поест. Это для начала.
Далее идем по списку…
- Туалетная бумага, целлофановые
пакеты, цветные вязальные нитки, старые журналы
«У него же миллион игрушек! – сказала однажды одна мама на нашей площадке. – Зачем ему этот мусор?» Игрушки – это игрушки, они всегда были, будут и никуда не денутся, пока Земля не сошла с орбиты. Игрушки – это всего лишь имитаторы реального мира. Безусловно, они нужны и важны. Но мир состоит не только из игрушек. В нем есть тысяча важных мелочей, без которых жизнь немыслима. Рулон туалетной бумаги занимает ребенка на 20 минут минимум, как и цветной журнал. Вообще, все, что связано с бумагой, – это мастхэв для развития малыша. Рвать, кромсать, вырезать (с 2,5–3 лет), бегать с бумажной лентой «а-ля художественная гимнастика», мочить бумагу в воде и наблюдать за реакцией, рисовать на старых кусках обоев, склеивать кусочки цветной бумаги – это же полноценное творчество, тактильное, визуальное и даже аудиальное развитие. Чисто в квартире не будет, да. Но уборка в доме, где есть маленький ребенок, все равно что расчистка дорожек во время снегопада. Целлофановые пакеты шуршат, в них можно складывать кусочки бумаги (чего угодно), надевать на голову (исключительно под присмотром родителей), а вязальные нитки – клондайк по развитию мелкой моторики. Один моток ниток – это кладезь игр для малыша: учиться завязывать узелки, наматывать на палочки, на спинки стульев, шнуровать ботинки и т. д.
- Крупы, мука, пуговицы, прищепки, бигуди,
крупные скрепки, ракушки, шурупы, вата
Универсальные помощники в разнообразии деятельности малыша. С полутора лет (как правило, дети этого возраста уже не тянут всю мелочь в рот) актуальность сыпучих, цепляющихся и гремящих материалов высока, как никогда. В 1,5 года большинство детей начинают играть в несложные ролевые игры. Попросту они повторяют то, что ежедневно видят дома. Варят суп из круп, пекут блинчики (очень грязно, зато весело), вешают белье, ремонтируют машины, украшают себя, наматывая на волосы бигуди (если мама пользуется; мой ребенок делал папильотки из ваты, хотя я не пользуюсь подобным средством красоты), соединяют предметы по принципу «подключи – получишь результат», строят из ракушек дорожки и т. д. На этом этапе самое главное – набраться терпения и забить на бардак.
- Кнопочки
Всеобъемлющее понятие, включает в себя старую клавиатуру (возможно, и новую), старый мобильник, кнопочный механизм стиральной машины, сенсорный экран микроволновки, старый магнитофон, музыкальный центр, пульты от аудио- и видеотехники, старый электрочайник и т. д. Для ребенка на самом деле не существует понятия «старое – новое», ему интересно все, что реагирует на его прикосновение. Поэтому в сумке у меня всегда лежит два мобильных телефона: мой рабочий, хороший, и его настоящий (не игрушечный), мой старый мобильник, на котором можно нажимать любые кнопочки, не опасаясь, что дитя позвонит в Гватемалу или сломает разъем для наушников.
- Вода!
Всегда выручает, когда нужно занять малыша на определенное время. Мы ведь на 70% состоим из воды, а сколько с ней можно придумать игр – не счесть. Достаточно позволить ребенку переливать воду из чашки в чашку или поставить его на табуретке к моечной кухонной раковине и попросить вымыть посуду – процесс занимательный и обучающий. Пока он там возится, вы делаете то, что нужно вам. Попросите его вымыть морковь или картошку. Эта мелочь поможет ребенку почувствовать себя вовлеченным в важный процесс приготовления пищи, возвысит его ценность как помощника в собственных глазах. Конечно, проще все сделать быстро и аккуратно самому, но тогда не сетуйте в будущем на 15-летнего оболтуса, чурающегося кухни, как огня. Известно, что любовь к труду прививается с детства. С очень раннего детства.
- Баночки, скляночки, коробочки,
сундучки, ведра
С полутора до двух лет у детей наблюдается склонность к прятанью предметов. Многие собирают мелкие предметы и складывают в небольшие коробочки из-под чая, в баночки от кофе или пюре, накапливая собственное имущество. Некоторые, как мой сын, сразу используют большие емкости вроде бытового ведра. Муж комментирует это так: «Смотри, он на нас обиделся и пошел собирать чемодан, чтобы уйти», когда ребенок тащит из ванной ведро и складывает в него свои вещи из шкафа. Но на самом деле это увлекательный процесс перемещения вещей из точки А в точку В. Ребенок как бы говорит, что он тоже хочет принять участие в организации жилого пространства, и он сам решает, где, что и в каком количестве должно лежать. Подобную коробочку с мелочами я тоже всегда ношу с собой на прогулку. Выручает, когда карусели, песочница и футбол приелись.
- Тряпочки, лоскутки, марля, ленточки,
одежда
Нет, мешок тряпок на прогулку я не ношу, но дома позволяю ребенку забарахлиться от души. Все дети без исключения любят тряпки. Во-первых, они ежедневно видят, как вы моете пол, посуду, стираете и развешиваете белье, и в определенный момент хотят принять участие в вашей деятельности. Это прекрасно, что малыши с раннего детства включаются в бытовые занятия. Позвольте ребенку разгрузить стиральную машинку после стирки. Поставьте тазик и покажите, что туда нужно складывать чистые вещи. Он старательно проделает весь путь от начала до конца. Не ругайте, если малыш вытащил из шкафа или ящиков комода аккуратно сложенные вещи, – он изучает процесс возникновения хаоса из порядка, и наоборот. Покажите ему, что из лоскутков можно создать нечто целое, скрепляя степлером или клеем кусочки ткани. Равно как небольшой отрез марли можно превратить в ленточки и завязки, то есть создать из большого малое. В моей сумке оказалась даже атласная ленточка – мы с сыном учились сворачивать ее в рулон, а также играли в художественную гимнастику.
Активные дети – будущие творцы вселенной
И в завершение – три правила для прогулки с активным малышом.
- Берите с собой как можно больше развлечений: не только игрушки, но и мелки, мыльные пузыри, коробочку с мелочами, шарики, альбом и карандаши, мячики разного объема и т. д. Да, это займет гораздо больше места, чем может вместить одна коляска или сумка, но станет залогом безопасности. Ведь ребенок, которому все надоело, творит безобразие: выбегает на дорогу, капризничает, дерется с другими детьми, превращая прогулку в ссылку.
- Чаще меняйте игровые площадки. Одна и та же песочница приедается, как монотонная работа у токарного станка.
- Гуляйте в любую погоду и позвольте ему вдоволь испачкаться. Детство не бывает стерильным. После дождя идите мерить лужи – человечество для этого специально изобрело резиновые сапоги. Разрешите навесить на грудь ордена из колючек лопуха, запустить в лужу бумажный кораблик, завести в ведерке кашу-малашу из песка и воды, сесть в сугроб, перенести ведерко песка из лужи в лужу. Главное – не ограничивайте своего маленького деятеля. Ведь успехи и неудачи рождаются еще в детстве. Чем больше ваш ребенок возьмет сейчас, тем больше потом он отдаст вам и миру.