Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Дети от шести и старше

ЗАПИСЬ

rusalisa 29 декабря 2014, 14:13 , Тула ···

Айфоново детство

Начну издалека. Лет с трёх. Хотя, на самом деле, ещё раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орёт она громко и выразительно: «Играть дай! Игра-а-ать!».
А я-то гадала - кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребёнка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать - не сажать ребёнка к экрану. Совсем.


История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От нуля до полутора лет ребёнок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо всё, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…
С полутора до примерно трёх лет ребёнок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встаёт, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мёртвую птичку, чтобы она полетела…
От трёх до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит болезненный на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе - выбивать ковёр на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырёх видах транспорта - это практически кругосветное путешествие…
Идёт в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берёт книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетётся домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларёк с мороженым или окошко булочной, помойка - источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.
Это волшебный, совершенно реальный мир. В отличие от цифрового нынешнего.

Матрица. Загрузка
Теперь смотрим, как живёт нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребёнок в основном пристёгнут к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удаётся. Чтобы выжить с ребёнком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Всё для того, чтобы не дать ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребёнок мешает не так сильно, как сидению в интернете.
Поэтому, как только ребёнок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем всё плохо, включается телевизор. О, отлично, теперь он занят, и у мамы есть полчаса для себя.
Ещё мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объёме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребёнка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребёнку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому и только из соображений безопасности ребёнку отдаётся на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребёнка, или не хотят напрягаться - электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ:
- добиваться послушания (если ляжешь без капризов - дам поиграть);
- наказывать и угрожать (будешь себя так вести - отберу айпод);
- получать передышку самим;
- делать подарки;
- и даже стимулировать хорошую учёбу (четверть без троек - и получишь пятый айфон на Новый Год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12-ти. Ещё немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «Мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «Мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».
Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпод. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить
Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даём образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идёт, главным образом, на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты - всемогущий герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребёнок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придётся закрыть комп, выйти из cети, отключить все гаджеты…
Вспомнить своё детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то всё равно придётся ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?
Вам придётся учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию - ведь любой отказ от привычного удовольствия ведёт сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы ещё помните, что письмо можно распечатать и не с помощью принтера. И что игра - это когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.

1

КОММЕНТАРИИ

Irinka 2 ноября 2015, 23:15 , Москва
                                    

Отличная статья. Только автора добавьте и можно в репост.

Ответить
Зебра 4 января 2015, 10:37
                                    Абсолютно оторванная от реальности демагогия . У автора прослеживается фобия компьютеров и незнание реальности.ни ранее ни сейчас. 
Эту бы милую бабушку сводить на экскурсию в  метро с двумя детьми лет так 5-7 ,сменой одежды, лекарствами и парой заек .Желательно выбрать станцию Выхино утром часов в 8 -9 в будни, или любой вокзал вечером в пятницу.
"Трое в лодке" не помогут ребенку в дальнейшей жизни а вот хорошее владение компьютером в наше время просто необходимо. 
Ответить
цветочек 13 февраля 2015, 18:07 , Москва
                                    

владение компьтером и игроманы, не видящие ничего вокруг, большая разница

Ответить
Зебра 16 февраля 2015, 09:49
                                    

Дети моих друзей получившие доступ к компьютеру с рождения игроманами не стали. А вот дети которых ограничивали получили эту зависимость.

Ответить
цветочек 17 февраля 2015, 00:42 , Москва
                                    ну не все дети такие, я как раз вижу другую картину, что если давать и не ограничивать, то все, ребенок пропал
Ответить
Зебра 17 февраля 2015, 10:23
                                    Компьютер должен восприниматься как инструмент для достижения цели. А задача родителей направлять и показывать альтернативы. Хочешь играть да пожалуйста ,но сначала прочитай книгу ,или займись домашними делами. Хочешь новый компьютер пожалуйста принеси второй разряд или выиграй районные соревнования .
Ответить
цветочек 17 февраля 2015, 23:43 , Москва
                                    с этим я согласна, но такие разговоры можно вести с ребенком, который уже хоть что-то понимает, а многие уже в руках держат айфоны с играми чуть ли не с возраста как сидеть научились и к тому времени как они подрастут уже не оттянешь и не объяснишь спокойно, а как правило как раз через истерики и тд.
Это зло. Считаю, что дарить комп только с возраста понимающего что это и для чего. 
Ответить
Зебра 18 февраля 2015, 10:10
                                    Может же быть не айфон ,а например графический планшет совсем другое дело.                                
Ответить
Елена 30 декабря 2014, 20:41 , Москва
                                    

у моих детей (да и вообще в нашей семье) нет планшета, и телефон свой я им не даю. если честно, не представляла, что я, оказывается, в меньшинстве.

единственное, что мы себе позволяем - мультики по телевизору (тут, мне кажется, больше, чем нужно) и мультики по мобильнику, когда долго едем в метро (да-да, я вожу детей на общественном транспорте. и на дачу на четырех видах транспорта тоже!)               

Ответить
Юлек 29 декабря 2014, 22:39 , Москва
                                    

всему есть место быть и планшетам и книгам, и дети все разные...и не сравнивайте себя , свое детство и поколение 21 века. мы разные с ними, их и воспитывать надо по другому уже, методы ,которые применялись к нам давно к ним не подходят...с ребенком надо везде ходить, надо разговаривать обо всем, а планшеты давать , когда  в очереди к врачу, допустим, сидишь, или в кафе кушаете и чтобы ребенок не носился как ненормальный, лучше пусть играет. но игры должны быть правильные, развивающие, а не стрелялки-убивалки.

Ответить
Ирина 30 декабря 2014, 01:17 , Москва
                                    Можно поиграть с ребенком в слова, в робота, в камень-ножницы-бумагу, в ладошки. И без планшета тоже легко можно обойтись.
Ответить
Юлек 30 декабря 2014, 22:54 , Москва
                                    мы играем во все-в монополию, твистер,бродилки, унас огромная коллекция самых крутых и интересных игр, мой 6-летний ребенок играет со мной даже в нарды)))какие ладошки? когда вся комната в энциклопедиях и стократных телескопах....все дети разные..кому то ладошки-ладушки, кому то что то другое..
Ответить
Ирина 30 декабря 2014, 23:06 , Москва
                                    smiley-smile.gif  Я про сидение в поликлинике) Ладошки, кстати, очень полезная игра — развивает координацию движений, скорость реакции, что тянет за собой довольно много)
Ответить
Шакирова Лейсан Сагитяновна 29 декабря 2014, 18:26 , Москва
                                    Нормальная жизнь — очень широкое понятие. И каждый сам лично решает, какая она должна быть.
Ответить
Tigra 29 декабря 2014, 16:43 , Москва
                                    Статья во многом правильная. Но неплохо бы указывать авторство копируя статью. Если не ошибаюсь это статья психолога Катерины Деминой.                                
Ответить
Принцесса на горошине 2 января 2015, 10:56 , Москва
                                    

Плагиат. Сейчас это очень распространено. Псевдоавтор, вы откуда знаете про современных 12-летних школьников?
Ответить
🔥
Марта 29 декабря 2014, 15:54 , Москва
                                    Мои пользуются айпедами только в школе. И в машине иногда В остальное время они заняты.
Ответить
Полина 29 декабря 2014, 15:48 , Москва
                                    

У меня два сына, мне повезло у меня их два!!!! им хорошо вместе... Нам хорошо вместе. у нас дома есть компьютер, планшет, телефоны.. и да я использую эти глушилки в общественных места аля самолет, очередь в поликлинике и прочее. НО... старший сын знает пользу айпеда — как средства для поиска новых знаний. Википедия, или погуглить в поисках ответа на вопрос который не знаем это милое дело.... все эти предметы не заперты на замок, но дети их не берут... они им не нужны, они им не интересны. потому что есть книги... есть игрушки, есть настольные игры. Старший сын не знает большего счастья как читать... младший учится читать, и его любимая книга политический атлас мира. от чего кто-то виртуальнозависим кто-то нет я не знаю... и у нас айпед был и средством наказания и средством поощрения и было, что ребенок орал, когда забирали айпед... но в конечном счете дети сделали выбор в пользу живого общения... о самостоятельных прогулках речи быть не может... о том что дети сейчас все поголовно гении и они с техникой на ты.. и нельзя их лишать этого!!! Да мои дети знают кто такие человек паук, трансформеры, Гарри Поттер и прочие герои современности... знают не только из телевизора но и из книг... я считаю что в жизни моих детей есть все... и неотъемлемая часть современности, и то вечные ценности... Я многого недодала детям... многое упустила, но зато мои дети любят читать... и в этом моя заслуга..  не смотря ни на что... да сын мечтает о том чтобы ему подарили телефон, потому что мама на телефоне читает книги!!! а не по тому что мама играет в птичек... Короче сложно все это... что это будет за поколение страшно подумать... и изменить что-то мы уже не в силах... 10 лет тому назад у меня компьютер был слабее чем сейчас телефоны... так что нам уже никуда не деться... и скорее всего ничего не изменить, мой сын в гостях на дне рождении после бурных игрищь садиться в уголке и читает... смотрится это очень архаично... 

Ответить
Irinka 2 ноября 2015, 23:14 , Москва
                                    

во многом согласна с вами. Но именно мы, взрослые, можем изменить жизнь ребенка - привить ему желание жить в реальности с родными, близкими и друзьями. Чего бы там не менялось в мире технологий и почти все мальчики будут этим увлекаться, но обучение через общение с педагогом, человеком, знающим свое дело - это же общение.
Компьютер не убрать из жизни, но им нельзя заменить Жизнь. И в этом можем помочь только мы - родители.

Ответить
Юлек 29 декабря 2014, 22:42 , Москва
                                    я с вами солидарна. считаю не стоит из сегодняшних детей делать белых ворон. мы тоже успеваем везде . а планшете шашки, кроссворды, лабиринты, угадывание слов по фото.это развивает.                                
Ответить
Kelly2309 29 декабря 2014, 15:16 , Москва
                                    

Бред. Вы типа начинающего психолога изобразить пытались?
Ответить
Елена 30 декабря 2014, 20:45 , Москва
                                    

насколько я помню, это статья достаточно известного психолога. Если мне не изменяет память, Катерины Мурашовой
Ответить
Kelly2309 31 декабря 2014, 10:16 , Москва
                                    

Если это статья психолога, то так и надо ее преподносить. Банальные вещи написаны так, как будто Америку открыли. Пост вызвал один негатив.
Ответить