Почему ребенок не говорит?
СтатьиИнтересная статья, особенно про то что речь у нынешних детей развивается позже, не только у билингвов.
Часто родителей волнуют вопросы, почему ребенок не говорит и соответствует ли речь ребенка нормам развития. Двух-, иногда даже трехлетний ребенок не говорит! Мамы и папы беспокоятся и начинают «примерять» к малышу разные диагнозы. Многие родители, живущие за границей, связывают это с билингвизмом. Правильно ли это? Всегда ли задержка речевого развития говорит о том, что есть другие проблемы? Виновато ли в этом многоязычие? Кому и когда надо волноваться и срочно бежать к логопеду или исключать второй, третий язык, если ребенок не говорит?
Я тридцать лет занимаюсь проблемами речи. Наблюдая за детьми, заметила, что речь у нынешних детей развивается позже.
Раньше двухлетние неговорящие дети были исключением, сейчас треть группы в садиках не разговаривает!
Я не могу это связать с гаджетами, которые родители дают малышам. Массово гаджеты появились не так давно, да и многие папы и мамы не разрешают ими пользоваться. Сказать, что все смотрят телевизор, воспринимают речь только в пассивном варианте, тоже нельзя. Многим детям ограничивают время просмотров и даже вообще не включают телевизор, а дети не разговаривают.
Я не могу сказать, что это происходит только с детьми, у которых от рождения два языка или более. Приезжая в Россию, я видела в садиках, где одноязычные дети, такую же тенденцию. Наблюдала и обратную картину: много маленьких детей с прекрасно развитой речью на двух языках. Тенденция, когда логопеды советовали оставить один язык, устарела. Я практикую в Америке уже 16 лет и вижу разные варианты развития речи у многоязычных детей. Часто наблюдается картина, что один язык развит лучше, чем другой. Но если оба языка развиты плохо (маленький словарный запас, неправильная грамматика языка, смазанные звуки), то дело не в количестве языков. В этом случае родителям нужно установить причины, почему ребенок не говорит ни на одном из языков.
Кроме того, считаю, что пятилетние дети более образованы и академически развиты, чем их сверстники тридцать лет назад. А речь при этом развивается позже…
Многие детские психологи связывают задержку речи с памперсами. Они говорят, что отсутствие контроля естественных отправлений не позволяет развиваться определенной мозговой деятельности и, как следствие, тормозит речь. Массово подгузники используются с семидесятых годов, а серьезные задержки развития речи наблюдаются последнее десятилетие. Да и на практике эта взаимосвязь весьма призрачна. Моя дочка, носившая подгузники, заговорила в 13 месяцев предложениями. И таких детей я знаю множество.
Еще есть мнение, что сегодняшние родители разговаривают с детьми меньше, чем раньше. Мол, уткнулась мама в свой телефон и больше ничего не видит, с ребенком не общается. Это утверждение мне кажется натянутым. Лично я до трех лет сидела дома с бабушкой, которая занималась домашним хозяйством, а не мной, но я заговорила очень рано. В Советском Союзе «институт» бабушек был очень популярен. Большинство из них смотрели, чтобы дети не убились и были сыты. Картинки того времени - это бабушки, пекущие пирожки или блины. Где им было разговаривать с детьми?! Еще в коммунальных квартирах существовали пожилые соседки, которым часто оставляли малышей. Были и ясли, куда брали самых маленьких начиная с 2-3 месяцев, как заканчивался отпуск по уходу за ребенком у мамы. И ясли, и соседки не ставили цель развивать ребенка или хотя бы с ним общаться. А дети начинали разговаривать раньше.
Мне кажется, что основная проблема - это сумасшедшее увеличение темпа жизни и потока информации вокруг малыша.
Масса новых звуков, запахов, ускоренные и более разнообразные действия родителей приводят к тому, что дети просто не успевают начать говорить. Слишком много ребенку надо впитать в себя, проанализировать, уложить в своем мозгу и выдать словесными образами. Нарушаются этапы и темпы развития, и не все дети с этим справляются.
Психологи и логопеды утверждают, что речевое отставание всегда связано с чем-то. У неговорящего ребенка обязательно есть какие-то еще проблемы. Я и сама много лет считала это закономерностью. Однако сегодня ко мне приходят двухлетние дети, которые не говорят ни слова, и я говорю родителям: «Успокойтесь. У вашего ребенка все в порядке. Заговорит». Приходят трехлетние дети, говорящие несколько слов, и я также успокаиваю родителей: «Все в порядке».
Я не призываю родителей неговорящих или плохо разговаривающих детей расслабиться. Почему ребенок не говорит или плохо говорит - это вопрос. Особенно, если ребенку уже три года. Вы должны четко понимать, что происходит. Возможно, чтобы найти причину, почему ребенок не говорит, вам помогут следующие вопросы:
- Какова общая картина развития?
- Беспокоит ли вас что-то, кроме не сформированной речи?
- Были ли какие-то проблемы при родах?
- Как ребенок глотает, жует?
- Улыбается ли ребенок в ответ?
- Смотрит ли на другой конец комнаты, если вы указываете там на игрушку?
- Использует ли указательный жест (это должно появиться к полутора годам)?
- Реагирует ли на свое имя?
- Развита ли по возрасту мелкая моторика?
- Что с крупной моторикой? Все ли в порядке?
- Ходит ли ребенок на полной ступне или на носочках?
- Как развито восприятие речи? Понимает ли ребенок предложения? (Типа: Покажи…, Принеси…, Дай…)
- Понимает ли двойные и тройные команды (Типа: Открой ящик и возьми маленький мячик)?
- Как у малыша с логикой?
- Любит ли он слушать и рассматривать книги?
- Заинтересован ли в общении с другими детьми?
- Боится ли ребенок запачкаться?
- Общается ли он с вами? Например, приносит ли заинтересовавшие его игрушки или на улице листики, палочки и показывает вам.
- Смотрит ли он на вас, когда вы ему что-то рассказываете?
- Как он играет?
Начиная с двух лет дети неплохо манипулируют с игрушками и начинают играть в ролевые игры. Двухлетний ребенок может собрать башенку, покатать машинку, покормить животное, куклу… К трем годам сюжетные игры видны отчетливо: и в доктора играют, и домики для кукол строят, и в магазины ходят… Но ролевая игра - это игра. Игрой не называется перекладывание игрушек из одного места в другое, постоянный повтор действий, раскладывание игрушек в ряд или сортировка по цвету или форме.
Если вы попытались разобраться в ситуации, почему ребенок не говорит, и ответы на все вопросы не вызывают в вас беспокойства, значит, и повода для тревог нет. Но я бы все равно порекомендовала позаниматься. Занимаясь, вы ускорите процесс формирования речи на несколько месяцев - и это того стоит.
Трехлетний ребенок уже понимает, что с его речью что-то не так, и есть опасность, что он замкнется или станет в «отместку» проявлять агрессию.
Артикуляционный аппарат (подвижность языка, губ) и речевое дыхание у молчащего ребенка не развиваются, в дальнейшем есть большой шанс, что речь будет смазана. Все понимают, что речь - это важный механизм интеллектуальной деятельности, а также одно из средств коммуникации. Чем ребенок быстрее заговорит, тем богаче будет его жизнь в данный момент. Это и более полноценное общение с другими детьми, возможность задавать вопросы, играть в более разнообразные игры, лучше запоминать информацию, учить стихи, песни и многое другое.
Если у вас есть возможность пойти на логопедические развивающие занятия - замечательно. При отсутствии такой возможности занимайтесь дома. Основная задача на этом этапе -ввести игры с диалогами.Вам надо мотивировать ребенка отвечать вам или, как минимум, повторять слоги. Например, «бум», когда упала башня, «би-би», когда проехала машина.
Когда на два или три из вышеприведенных вопросов вы не смогли ответить положительно - срочно идите к логопеду! Если у вашего ребенка все в порядке, то вы просто успокоитесь и не будете ломать голову над тем, почему ребенок не говорит. А если найдут проблемы - их надо быстрее решать. Любая коррекция, начатая раньше, дает лучшие результаты. Чем дольше вы затягиваете с помощью ребенку, тем сложнее получить хороший результат.
- Не ждите, пока малыш подрастет.
- Не говорите, что «у нас это наследственное, дедушка заговорил в пять лет».
- Не обнадеживайте себя идеей, что «все билингвы начитают говорить позже».
- Не ссылайтесь на то, что «у мальчиков речь формируется позже».
- Просто идите к специалистам.
Все ваши дети замечательные! Здоровья им!