«Иностранный как родной» Наоми Штайнер
Рецензии, обзоры и отзывы
Читала эту книгу я ещё в декабре. Она больше подходит для билингвальных семей или экспатов. У нас же ситуация другая. Русские, живущие в России и говорящие дома на русском. Поэтому далеко не все советы из книги нам подошли. Не могу сказать, насколько полезна книга будет для таких же, как и мы, но я вынесла из неё одну очень важную мысль: если хочешь, чтобы ребёнок в будущем разговаривал на иностранном как на родном языке, чтобы не было акцента, не было трудностей и мышления русскоговорящего, то начинать учить язык надо как можно раньше. Непосредственно обучение с серьёзной грамматикой все равно пойдёт уже в школе, а до этого это лишь погружение в среду. Детки топчутся на месте и практически не повышают свой уровень. Прогресс пойдёт уже в школе. Но без погружения в языковую среду в ранние годы не получится сделать иностранный практически родным. Конечно, язык учится не всю жизнь, а буквально несколько лет. Любой взрослый может взять и выучить, если будет стараться. Но крайне мало кто избавляется от русского акцента и обладает иным мышлением, свойственным именно носителю языка. Чаще всего мы просто переводим то, что есть у нас в голове на русском и допускаем одни и те же свойственные нам ошибки русскоговорящих людей.
Я не знаю, как сложится жизнь моего сына, но я хотела бы дать ему возможность поступить в бóльшее количество вузов и даже учиться за границей. Я сама училась в магистратуре в иностранном вузе и, честно, считаю, что там меня научили гораздо лучше, чем в СПб. Но мне учеба на иностранном давалась куда сложнее. И в первую очередь из-за языкового барьера. Поэтому, я и хочу дать возможность сыну общаться как на русском, так и на английском грамотно, легко и свободно. Иностранный язык помогает учиться в разных странах, работать в хороших компаниях, познавать разные культуры и быть более глобализированным, понимая разные точки зрения на одну и ту же проблему, что, в свою очередь, отлично развивает критическое мышление.
Поэтому, прочитав данную книгу, я окончательно поняла, что начать учить язык в 2,5 года - не рано. И отдала сына на занятия в English First.
Дома у нас тоже появились некоторые новые правила:
1. Так как в нашей семье все русскоговорящие, мы не можем сделать так, чтобы, например, я говорила с сыном только на русском, а муж только на английском. Поэтому решили привязать язык не к конкретному человеку, а к действиям. Создать ритуалы. Например, когда мы просыпаемся, с самого утра желаем друг другу доброе утро на английском. Днём говорим по-русски, а к английскому возвращаемся во время купания. Пока сын в ванне, мы с ним говорим на английском. Точнее, я говорю, а он пока только слушает. Раньше ему не нравился непонятный язык, теперь привык. Выучил некоторые слова.
2. Стараюсь в течение дня некоторые предметы называть и на русском, и на английском. Это и бытовые предметы, и картинки в книжках. Особенно сын полюбил цвета. Так и спрашивает меня постоянно, как на английском будет тот или иной цвет.
3. Мультики сын редко смотрит, но я решила начать ему их включать. Но не на русском. На английском. Мне очень нравятся коротенькие серии Guess how much I love you. Очень добрые, познавательные и красивые. Мы их смотрим, я часто перевожу сыну то, о чем идёт речь. Ещё мультики-песенки всякие веселые и танцевальные любим.
4. Часто включаю детские песенки на английском. А ещё у нас частенько фоном играет американское или британское радио. Я сама его люблю, если честно. :)
5. Купила несколько книжек на английском. Читаем. Я читаю на английском и потом перевожу. Мы рассматриваем картинки, и я называю все, что вижу и на русском, и на английском.
6. В планах с 3 лет отдать его пару раз в неделю заниматься иностранным языком в языковой школе. Поэтому сейчас пошли на развивашки «Мама и малыш» в эту школу. Больше для адаптации, но и язык тоже учим постепенно.
7. Ну и, надеюсь, мы сможем чаще путешествовать за границу, где сын будет слышать иностранную речь и со временем постарается общаться сам.
8. Когда ребёнок подрастёт, я планирую летом отправлять его в языковые лагеря за границу. Но до этого ещё очень долго. Так что, пока мы своим силами стараемся научить сына тому, что знаем.
9. Подавать свой собственный пример. Интересоваться английским, смотреть видео на английском, слушать английское радио, читать книги и статьи на английском, говорить на английском. Пусть с этим языком будут связаны только положительные ассоциации. Поэтому если и учим, то через игры. Лишь бы не отбить желание и не превратить это все в рутину. Её у него и в школе будет достаточно!