Елена Арифуллина: о таксах, первой книге и литературе. Моё интервью
Мир вокруг Букландии
ВЧ: Елена, большое спасибо за то, что согласились побеседовать с нами. Расскажите нам, пожалуйста, как появился «Такс»? (речь идёт о книге "Жил-был Такс" -
ЕА:Фраза "Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше" приписывается разным писателям, в том числе таким мэтрам, как Чуковский и Маршак. Вот я и решила попробовать. Я хотела написать интересную, добрую, веселую книжку, которую можно было бы читать вместе с ребенком - либо для самостоятельного чтения детей разного возраста. Книжку, которую можно перечитывать, к которой хочется возвращаться. Получилось или нет - судить читателям.
ВЧ: Получилось . Как книга вышла в свет? Какой путь прошёл "Такс" как рукопись нового автора с момента написания до момента своего издания?
ЕА: Первая версия "Такса" был закончена в 2014г. Она приняла участие в конкурсе "Книгуру" и прошла в лонг-лист. Это был успех: оказаться среди 26 полуфиналистов из 754 работ, присланных на конкурс. Затем я дописала текст и выставила его на конкурс "Новая сказка - 2015". "Такс" вошел в призовую тройку и благодаря издательству "Аквилегия - М" вышел в свет.
ВЧ: Поклонники книги знают, что Вы являетесь счастливой владелицей собаки этой породы. Скажите, почему Вы выбрали в качестве домашнего любимца именно таксу? Были ли у Вас в детстве домашние животные? Как помогал Макс в работе над книгой о… себе?
ЕА: В детстве у меня не было собаки. Были рыбки и кошка. Во взрослой жизни кошки присутствовали всегда. Ну а дети очень любили песенку про бульдога и таксика - да-да, того самого, с морщинками на лбу. Я рассказывала детям про такс Чехова: Хину Марковну и Брома Исаевича. Так идея незаметно овладела массами и стала материальной силой, по слову классика. И что оставалось делать? Правильно, завести таксу. Ну а таксы - это навсегда. Мы сходимся характерами, хотя меня пока не тянет лезть в нору к лисе или барсуку :) .
Как пишет в своей оде во славу таксы Кира Черкавская:
"...Обучаема, послушна
и нежна - коль с уваженьем
будет к Таксе относиться
Осчастливленный Хозяин.
Темпераментна, игрива,
но совсем не надоеда.
Своего добьется, - если
посчитает, что сумеет.
«Ни злобна, ни агрессивна», -
Так в стандарте. Так и в жизни
при умелом разведеньи.
А уж как она красива!
Эти позы! И осанка!
Эта лёгкая походка,
Шкурки блеск и глаз сиянье!..
Словом, такса - это ТАКСА!..."
Тут и добавить нечего. Разве что слова моего сына, который говорил в детстве: "Как я счастлив, что у нас - ТАКСА!"
В работе над книгой Макс помогал как только мог. Выводил меня гулять, чтобы я не заработалась окончательно. Был рядом или лежал у меня на коленях, вдохновляя самим своим присутствием. В общем, работал Музой
ВЧ: Кто первым читал рукопись книги?
ЕА: Первым читателем "Такса" (как и всего, мной написанного) стал мой муж.
ВЧ: Какова была реакция?
ЕА: Сугубо положительная. Сказал, что все живые: люди и животные.
ВЧ: Были ли у рукописи юные читатели до того, как Вы отправили её на "Книгуру"? Если да, то кто они?
ЕА: Были разные читатели: и юные, и не очень. Чтобы найти представителей ЦА (целевая аудитория - прим. мои), я выкладывала отрывки на закрытом врачебном сайте (я - врач-психиатр), просила коллег подыскать бета-тестеров. В результате возрастной разброс первых читателей "Такса" - от десяти месяцев (мама уверяла, что ребенок внимательно слушал и улыбался) до пятидесяти четырёх лет. Докторята и были первыми детьми, познакомившимися с Максом. А ещё мне очень помогла замечательный логопед и писательница Яна Полей, которая по моей просьбе послала текст детям из числа своих пациентов.
Неожиданным был успех "Такса" у взрослых - особенно врачей ургентных специальностей. Матерые скоровики, хирурги, травматологи с удовольствием читали про собачьи приключения.
ВЧ: Давайте теперь поговорим о детских книгах вообще. Помните ли Вы свои первые детские книжки? Во сколько лет Вы научились читать и как это произошло?
ЕА: Как научилась читать - не помню. И не помню себя не читающей. Свои детские книги, конечно, помню. Как и недетские . Читала я всё, что попадало ко мне в руки, в том числе словари и энциклопедии. Дома была отличная библиотека, а у меня в ней - свой собственный стеллаж. В детскую же библиотеку меня записали лет в пять, а там процесс пошел .
ВЧ: Можете назвать Ваши любимые книги в младшем школьном возрасте? Старшем? О чём хотелось читать?
ЕА: Имя им легион . Я всегда любила то, что сейчас называется нон-фикшн, в том числе и в младшем школьном возрасте. Биографии, особенно писательские биографии. Описания путешествий. История. Книги о животных. Мифы, сказки, легенды разных народов. С благодарностью вспоминаю книги О. Гурьян и "Джека-соломинку" Шишовой.
Фантастика началась с журнала "Вокруг света", который выписывался лет пятнадцать и хранился подшивками. А потом, конечно, та самая "Библиотека современной фантастики", Лем и Стругацкие.
Никогда не предпочитался какой-то один жанр. Всегда на первом месте было качество текста, поэтому вся "школьная" классика прочитывалась задолго до того, как её "проходили" в школе.
ВЧ:А что читали ваши дети? Как они выбирали себе книги - родители что-то рекомендовали или исключительно сами из домашней или городской/школьной библиотеки?
ЕА: Все три параметра сочетались. Мы старались ничего не навязывать, но дети прислушивались к мнению старого, опытного книжного червя. Конечно, мнение сверстников тоже учитывалось. "Том Сойер", "Недопёсок Наполеон Третий", «Муми -тролли», к примеру, были прочитаны с нашей подачи. Но в нашем детстве не было ни "Гарри Поттера", ни Толкиена. А жаль.
Плюс индивидуальные предпочтения. Дочке на десятый день рождения подарили полного Хэрриота, и она прочла его не отрываясь. Сын же всегда предпочитал Даррелла.
ВЧ: Наверное, на десятый год рождения?
ЕА: На десятый день рождения- первый юбилей.
ВЧ: У меня есть один вопрос, который я задаю всем авторам: как нужно преподавать литературу в школе, чтобы ребятам захотелось взять книгу в руки? Нравились ли Вам уроки литературы в школе, были ли они интересны?
ЕА: Как нужно преподавать литературу в школе? Не знаю. Мне школьные уроки литературы не дали ничего.
Если у первоклассника нет опыта чтения (самостоятельного или родительского чтения вслух), его шансы стать вдумчивым, любящим книгу читателем резко снижаются.
ВЧ: Два последних вопроса. 1) Если бы у Вас была возможность добавить три книги в школьную программу, какие это были бы книги? 2) Сейчас среди читающих людей популярен термин must read, то есть книга, обязательная для прочтения. Какие три книги из своего читательского опыта (детского или взрослого) Вы могли бы порекомендовать нашим подписчикам в качестве must read?
ЕА: В школьную программ -: «Пограничный пес Алый» Юрия Коваля, «Сестра печали» Вадима Шефнера, «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хульта» Астрид Линдгрен.
В качестве must read (предполагается, что Бунина, Чехова и Толстого все уже прочли) - «Кристин, дочь Лавранса» Сигрид Унсет, «Сказать жизни "Да". Психолог в концлагере» Виктора Франкла и «Дитя-невидимка. Филифьонка в ожидании катастрофы» Туве Янссон.
ВЧ:Елена, спасибо Вам за интересную беседу. Ждём новых книг!
"Жил-был такс" Елены Арифуллиной в Лабиринте: