Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Жизнь мамочки

ЗАПИСЬ

Евгения (психолог) 17 апреля 2018, 11:26 , Екатеринбург ···

последствия развода: негативные и позитивные

И снова всем привет)) Сегодня завершаем говорить о разводе, и как положено, в конце будет позитивная нотка


Итак рассмотрим последствия развода. Все данные изложены на основе Г.Фигдора «Беды развода и пути их преодоления».

Краткосрочные симптомы, которые могут сопровождать ситуацию разводы мы рассматривали в 1-й части, тут https://vk.com/@308385303-razvod-roditelei-chto-perezhivaut-deti и тут https://www.babyblog.ru/user/evgeniapsy/6415

Теперь подробнее рассмотрим долгосрочные последствия, то, что остается с «ребенком развода» в течение его жизни:

· Склонность к депресии. Так как в послеразводный период ребенку приходиться усиливать свои защитные механизмы, а также выстраивать срочно новые, то его система защит может быть перегружена, и даже ломаться. Все последующие защиты, в таком случае, менее продуктивны, чем предыдущие. Если ребенок не получил помощь, то этот механизм закрепляется в личности уже взрослого человека. В какой-то момент защиты бывают на столько непродуктивны, что приводят к депрессии

· Так как дети в доразводный период становятся свидетелями ссор между родителями, а потом видят, что это привело к разрыву отношений, они очень и очень бояться своей агрессии. У них как бы образуется убеждение, что агрессия всегда приводит разрыву. Им сложно признать и как следствие управлять своей злостью. А уж, если она проявляется, то так как они убеждены, что отношениям все равно конец, то ссоры особенно горячи.

· Часто возникают качели самооценки. Когда ребенок формирует представление о себе на основе оценок окружающих. Корни этого в том, что у многих детей сохраняется убеждение о собственной вине в разводе родителей

· Могут быть сложности в подростковый период с отделением от родителей. С одной стороны такой ребенок чувствует себя предателем, когда хочет больше самостоятельности, будто он покидает своих родителей и выступает агрессором. С другой стороны отделение-это естественный процесс, который необходим для дальнейшего развития личности. В результате возникает внутриличностный конфликт, который обостряет все остальные переживания подросткового возраста.

· Юноши и девушки, в детстве перенесшие развод родителей, имеют сложности в построении длительных отношений. С одной стороны, они придают отношениям большое значение, с другой- им сложно поверить в сохранение любви после ссоры. И если расставание все же происходит, то они это расценивают как подтверждение своей гипотезы. И следующие отношения им начать сложнее.

Однако, очень хочется внести позитив и не сводить все к обреченности на определенную судьбу. Важно отметить, что ребенку лучше жить в разведенной семье, нежели в семье в браке, где постоянно происходят конфликты. Педагоги и психологи, когда говорят о последствиях развода, часто сравнивают разведенные семьи с полными, но это неверное сравнение!!!! Стоит сравнивать семьи в разводе и семьи, где родители постоянно ссорятся. Тогда очевидно, что разводится стоит, в том числе и в интересах ребенка, если родители понимают, что им не наладить отношения.

Развод, как и любой другой стресс заставляет личность расти, дает ей что-то новое, это относится и к родителям, и к детям. Если родители вовремя обратились за помощью, и смогли наладить дружеские отношения после развода и ребенок может свободно общаться с обоими, то :

· Дети, пережившие развод раньше взрослеют, и соответственно, могут делать более осознанный выбор в более младшем возрасте.

· Такие дети более независимы и самостоятельны

· Каждое долгосрочное последствие развода такой ребенок может обернуть себе на пользу:

1. Так как у них выше внутренняя агрессия, они могут хорошенько изучить ее. а затем стать более внимательными к агрессии других, а затем и к остальным эмоциям. В целом, это развивает коммуникабельность

2. Так как таким детям важна оценка со стороны, то в случае, когда эта важность не достигает болезненности, а является стимулом, они реально достигают большего успеха, чем сверстники.

3. Из-за того, что такие ребята больше значения придают отношениям, у них выше вероятность, при соответствующей помощи, сохранить действительно важные отношения.

4. От себя хочу добавить, что если у ребенка в детстве был успешный опыт психотерапии после развода родителей, то в будущем он смелее будет обращаться к психологу, что поможет ему разобраться с различными трудностями в жизни быстрее.

Всем, кто пережил или переживает развод желаю скорее его завершить и начать новые благополучные отношения))

Остальные обзоры книг тут https://vk.com/evgeniya_ezhik

Вопросы можно задать здесь https://vk.com/topic-114346093_33637680 и здесь https://www.babyblog.ru/community/post/ekb_talk/3167769

Вступайте в группу https://vk.com/evgeniya_ezhik

И спасибо за репост))


1