Рерихи и церковь. Продолжение давней темы
Рерихи и православиеРерихи и православие - очень не простая тема, мягко говоря. Но иногда приходится реагировать на воинствующее невежество. Сегодня я хочу выложить здесь выдержки из книг Ларисы Дмитриевой, касающиеся РПЦ и её борьбы с наследием Рерихов. Без комментариев, к размышлению.
...Священство всегда бывало особо разгневано, как только ученые проникали в запрещенные Церковью области исследования мира, неизвестно, по какому праву присвоенные ею и считавшиеся “церковной вотчиной”. И грозный окрик Церкви “Не пущать!”, ученые помнят еще со времен, униженного церковью, великого Галилея, от которого, как считается, и взяла свое начало современная наука. Правда, на сегодняшний день меняется и отношение религии к исследованию мира научными методами. Передовые католические священники даже в такой стране, как Италия, уже публично поддерживают научные изыскания по психической энергии. Но некоторые иерархи Русской Православной Церкви конца Темного Века почему-то сочли, что... надо запретить все исследования космических энергий! Потому-то и Учение Живой Этики (Агни Йогу) – Учение о психической энергии – официальная Русская Православная Церковь считает, так же, как и Космическую Философию, богопротивным делом. Аутодафе, устроенное священством, наблюдали миллионы телезрителей. За пять лет до окончания ХХ века, во дворе одного из московских православных храмов сжигались... книги величайшего космиста, мыслителя и художника, Автора Пакта о защите Культуры Николая Рериха. Правда, в средние века вместе с сочинениями инквизиция заживо сжигала и самих носителей Космической Философии, как, например, Дж.Бруно.
Но в ХХ веке живьем сжигать людей на кострах Церковь уже боялась. Зато активно продолжала размахивать другим жупелом – анафемой. В начале ХХ века Русская Православная Церковь, как известно, предала анафеме национальную гордость России – Льва Толстого. В конце (в 1994 г.) – семью великих мыслителей и подвижников Рерихов и выдающегося философа и теософа Е. П. Блаватскую. Самое интересное, что это произошло только тогда, когда ушел из жизни последний Рерих – Святослав Николаевич (30 января 1993 г.). Может, этому и не стоит удивляться: ведь совсем недавно на Руси понятия “ересь” и “знание” были синонимами. К счастью, среди образованных православных людей, среди истинных христиан уже в ХХ веке было все возрастающее число сторонников и Е. П. Блаватской, и Рерихов, и вообще Эзотерической Философии Востока.
Изучая законы Кармы и Перевоплощения, “Тайную Доктрину”и ее вершину Живую Этику (Агни Йогу), Учение Храма и Учение Рамакришны, книги Вивекананды и Шри Ауробиндо и др., люди находят там то, что помогает им переосмыслить многое из того, что пока в науке именуется “проклятыми вопросами”. А в Учении Живой Этики они находят к тому же научно-космическое обоснование и развитие очищенного от вековых напластований Учение Христа. Агни Йога, синтезируя все Йоги, все духовные учения, бывшие до нее, помогает человечеству осмыслить многое, что сегодня еще находится на грани фантастики.
Католическая и Православная Церкви только во второй половине ХХ века перестали, наконец-то, по взаимной договоренности посылать друг другу проклятия! Но это ни в коей мере не означает, что таким образом все последствия их взаимных прошлых многовековых проклятий были немедленно нейтрализованы!..
________________
...Поздняя Христианская Церковь очень постаралась, чтобы христиане накрепко забыли то, чему в первые века их учили истинные учителя. А те учили тому же, что и Христос: человек пожинает то, что посеял. Посеял проклятие – пожал кровь, смерть, ужас...
Пусть каждый попробует ответить: может ли Христос присутствовать там, где произносились проклятия?..
...Почему же уходили от Церкви наиболее просвещенные люди?* Не очень хочется, но все же следует привести любопытное изречение по поводу Церкви, принадлежащее одному православному священнослужителю, которое будет приведено ниже. Выступая против семьи Рерихов и называя рериховское движение тоталитарной сектой, темным, враждебным христианству явлением, которое “ломает сознание людей, делая их марионетками, лишенными самокритичности”, этот священнослужитель зовет людей в Церковь. Вот, где, мол, самое святое, самое светлое, самое безопасное для людей место! Это место настолько замечательно, что стало...
Но пусть лучше читатели этой книги, как в свое время читатели газеты “Труд” (авг. 2000 г.), узнают это из уст священнослужителя Кишиневского православного храма св. Георгия, иерея Виталия. Он сказал следующее:
- Сатана тоже ходит в церковь. Я вижу, что церковь стала его любимым местом...
Так вот, оказывается, какое место теперь сделал своим любимым Иерарх зла, князь тьмы, непримиримый и яростный в своей ненависти к Христу и человечеству! Но разве не Христос сказал, что дом, раздвоенный в самом себе, не устоит? Разве нужно доказывать, что Христос и Сатана не могут быть в одном и том же храме, как тьма не может быть там, где Свет... Так кто же все-таки взрывал храмы на Руси?..
_________
* Однако “уйти от Церкви” вовсе не означает “уйти от Бога”, перестать верить в мудрость Христа и быть его преданным последователем. Христианство и Учение Христа, тем более Церковь, – разные вещи. Религиозность – это устремление души к высшему, и для этого вовсе не требуется ходить в церковь, которая является не более, чем сооружением для собраний. А громоздкая административно-управленческая надстройка вообще не имеет никакого отношения к религиозности человека. Религиозным может быть даже атеист (хотя это и может показаться парадоксальным).
Еще святой праведный Иоанн Кронштадский говорил в 1907 году, что “Церковь русская шатается и близка к падению”, а интеллигенция быстро уходит от Церкви.
Но это вовсе не означает, что образованные люди перестают быть религиозными.
______________________
“Я не верующий, но я – православный!”
Что бы это значило?
Из записной книжки автора: заявления, факты, мнения некоторых людей. Россия – уникальнейшее на Земле многонациональное государстве, где втечение веков Христианство, а именно его восточная ветвь – Православие, мирно уживается с Исламом (а мусульман в России четверть населения!), а также с Буддизмом, Иудаизмом, даже с Язычеством! Но в конце ХХ века немало образованных россиян (в том числе и христиан) с беспокойством отмечали, что в России общечеловеческая христианская идея стала вырождаться в... национальную (фактически в племенную) религию! Такие устремления основной религии рано или поздно привели бы к установлению диктатуры Православной Церкви и унижению других религий. Но в том, что такое устремление абсолютно не перспективно было ясно любому здравомыслящему человеку.*
В Новой Эпохе человечество обязательно придет к осознанию Единства Мира, в том числе и Единства Религий.
В записной книжке автора сохранились выдержки из бесед московских корреспондентов радиостанции “Свобода” с двумя русскими писателями-христианами, которые весной 1996 года поделились с миллионами бывших советских людей своим мнением относительно Русской Православной Церкви.
_____________
* Оживление православия в России в самом конца ХХ века чем-то напоминает еще большее оживление иудаизма в Израиле, которое радовало власти Израиля не очень-то долго. В конце ХХ века этот факт вдруг начал сильно беспокоить и светскую, и религиозную ветви власти Израиля! Дело в том, что в Израиле было нельзя заполучить ни материальные, ни политические права и выгоды гражданам другой веры, поэтому и началось массовое принятие иудаизма арабами-мусульманами, которое поначалу радовало израильтян! Но вот возникли предположения, что все это неспроста, и вовсе не каждый новообращенный искренне верит в нового Бога, далеко не каждый мусульманин изменил своей прежней вере!
Как известно, подобные религиозные “превращения” не новы. В истории христианства хорошо известны массовые фиктивные крещения. Так, когда в средние века евреев решили полностью изгнать из Испании, их решил спасти... основатель Инквизиции Торквемадо (как теперь доказано, сам бывший наполовину евреем). Великий Инквизитор рекомендовал иудеям принимать христианство (пусть даже фиктивно), лишь бы удержаться в стране и удержать свои богатства. Те евреи, которые оставались в Испании, так и поступали, но это вовсе не означало, что они изменили своей вере! В сердце, в сознании они оставались иудеями. А мы знаем: что не впущено в сознание, для человека не существует.
Из недавней истории Германии знаем, что в этой стране иудей даже в ХIХ в. был ограничен в правах и свободах. Поэтому и всемирно известный активнейший борец против капитализма, основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата XIX-ХХ вв., организатор I Интернационала Карл Маркс вынужден был принять христианство, иначе бы он не смог получить юридическое образование – эта профессия была запрещена для иудеев.
__________
Писательницу Зою Крахмальникову, например, отвращает от Церкви то, что та исправно служила тоталитарному режиму, не признававшему свободы мысли. Писательница не скрывала своего возмущения, узнав из многочисленных публикаций, что:
... иерархи Церкви были агентами КГБ, имели клички. Когда это стало достоянием широкой общественности, патриарх пошел к Хасбулатову (председателю Государственной Думы) с просьбой
закрыть архивы КГБ относительно Церкви. И закрыли... Церковь раскололась. В редко каких церквах можно надеяться получить любовь и веру. Большинство пастырей не любят людей.
Писатель Александр Нежный сказал:
В Москве на проспекте Мира появился большой лозунг: “Россия была, есть и будет православной!” Обратите внимание – не христианской, а именно, православной! И вот уже миллионы русских говорят: “Я не верующий, но я православный!”
...Трудно было бы раньше вообразить следующую картину: на военном Совете рядом с Грачевым (министр обороны в правительстве Черномырдина, – ред.) – Патриарх. Церковь стремится участвовать в политике. Церковь поддержала войну в Чечне. Но она должна заниматься совсем другим! Отыскались в записной книжке еще две записи: фрагменты бесед корреспондентов той же радиостанции с довольно известным в конце ХХ века религиозно-православным публицистом, отцом Марком Смирновым, человеком широко образованным (март 1994 года), и с московским священником Александром Борисовым (март 1996 г).
Их мнение не соответствовало направлению российских радиостанций того времени. В то время, когда на каждом углу народ оповещался, что после падения тоталитарного режима в Церкви начался настоящий бум – расцвет, мы узнавали совсем другое: этот бум – лишь внешний блеск.Картина, складывавшаяся внутри Православной Церкви России, даже набросанная штрихами, была не столь вдохновляюща, а то и вовсе неприглядна. Марк Смирнов, в частности, констатировал то, что нельзя было бы опровергнуть: Культурный человек сегодня ничего не может получить от Церкви. Она осталась маргинальной, то есть не в состоянии положительно влиять на культурную сферу жизни. Если внимательно прослушать церковные проповеди, то мы увидим, что там, прежде всего, нет человека! Есть – масса!
Притом, Церковь косноязычна. И она сама приспосабливается к чиновничьему и деревенскому языку, но не к литературному. Священник Александр Борисов с горечью говорил о том, что подавляющее число верующих москвичей в храмы практически не ходят. Причины различны, но есть одна общая – люди космического века совершенно не удовлетворены примитивизмом толкования и ветхозаветных библейских сюжетов и новозаветных, евангельских.
В Церкви такая же поляризация сил, как и в российском обществе. И что очень плохо – это то, что Церковь активно занимается политикой. К тому же, если мы объявляем о том, что даже католики не спасутся!.. (Отец Александр не заканчивает столь многозначительной фразы, но смысл ее, тем не менее, ясен, – ред.)
...Не знаю, как в других местах, – говорит отец Александр, – но, как выяснилось, в Москве церковь посещает лишь 1% верующих! Это говорит о том, что христианский образ жизни не стал нормой жизни для нас. В Германии, например, регулярно посещает церковь 10% верующих. В США, хотя бы раз в неделю, посещают церковь от 50 до 70% христиан...
К высказываниям российских писателей и священнослужителей, которые, надо признать, были достаточно объективны, добавим и точку зрения известного русского ученого. Она поможет еще более полно представить оторванность Церкви от народных чаяний и от Времени, часы которого давно уже показывают космический век, а не средневековье. Как только разрушилась тоталитарная система, советский народ, получивший право на свободу вероисповедания, тут же заинтересовался не только христианством, но и другими религиозными системами Востока, а также личным духовным опытом известнейших Йогов, близких к нам по времени – индийских, тибетских, китайских, японских.
Вот интервью корреспондента газеты “Подмосковье” (22 апреля 1995 г.) с академиком А. Яншиным, членом президиума Российской Академии наук, председателем научного совета по проблемам биосферы. Академик считает, что по-прежнему, несмотря ни на что, самой духовной страной мира продолжает оставаться Индия. А в России, говорит ученый, меняется само представление о верующих и неверующих. Жизнь доказала, что, оказывается, можно быть атеистом и одновременно... глубоко религиозным человеком.
Но обратим внимание, что подразумевает академик под словом атеист. Это человек, не желающий верить в... невежественную, буквальную, а потому примитивную, а нередко, нелепую трактовку Священных Книг. Именно потому-то в России необычайно быстро стали распространяться идеи таких выдающихся индийских Йогов и мыслителей конца XIX и ХХ века, как Шри Рамакришна,Свами Вивекананда, Блаватская, Рерихи, Шри Ауробиндо Гхош и др. Современных людей привлекает, что сознание этих высокодуховных личностей вмещало все религии без какого бы то ни было преимущества.
К тому же, эти подвижники имели замечательный личный духовный опыт познания многих сокровенных законов Бытия. Миропонимание этих мыслителей было много ближе образованным, широкомыслящим людям, чем нелепицы о происхождении мира и человека, которые они слышали от богословов и священников.
– Но наша Православная церковь против и Вивекананды, и Рамакришны, – говорит корреспондент, беседующая с академиком А. Яншиным.
– И даже против Рерихов! – добавляет академик.
– Это тоже наследие тоталитарного режима?
– Безусловно. В этом отношении я никак Православную Церковь защитить не могу.
– А вы верите в то, что Православная Церковь способна занять идеологический вакуум, образовавшийся с крушением коммунистической партии?
– Видите ли, я естествоиспытатель. Естественно, в душе я – атеист. Я не могу верить буквально в библейские сказки. Если хотите, я человек религиозный по своим этическим убеждениям. Для меня все религии равны. Я не вижу принципиальной разницы не только между ветвями христианской религии: католичеством, протестантизмом, но и между магометанством и христианством, учением Лао Цзы и буддизмом. Я читал книги по этим религиям и не нашел разницы в нравственных началах первоисточников этих религий. Я верю в нравственные идеалы, которые проповедовали создатели этих религий. Предпочесть Православную церковь какой-нибудь другой я не могу! (Подчеркнуто Л. Д.)
“Не могу верить буквально в библейские сказки”. Скорее всего, так скажет не только любой ученый. Среди образованных людей все больше становится тех, кто отказывается отдавать предпочтение какой-нибудь из религий, считая, что если есть Бог и человек, созданный Богом, то это – Единый Бог и единое человечество. А то, что этого Единого Бога люди, преследуя свои собственные интересы, раздирают на куски, еще не означает, что тот, кто отхватил больший кусок, является обладателем всего тела Бога. К тому же, такое расчленение Единого Божества тщеславным, властолюбивым, жестоким человечеством было предсказано еще в древнейшие времена. Разве
в древнем Египте мы не видим Озириса, разорванного на куски? Но та же легенда говорит, что настает время, когда эти куски тела Бога снова соберутся воедино.
В недрах Церкви Темной Эпохи давно уже нет того Света, который ищут люди. Граф Лев Толстой именно потому и ушел от этого заведения, что хорошо знал его изнутри. Не от Учения Христа ушел этот высокодуховный человек и великий писатель и не от Бога, – от лицемерия большинства священнослужителей, от их нечистоты и невежества. А потому анафема, словно камень, посланная вдогонку такими людьми, была для Толстого не более, чем соседские пересуды по поводу его старой шляпы. Можно нисколько не сомневаться, что примерно так же отреагировали бы и Блаватская, и Рерихи, если бы до них дошли слухи об анафеме, которой подверглись эти величайшие просветители после развала СССР и усиления церковного влияния на власть в самом конце Темной Эпохи.
Народный святой Иоанн Кронштадский еще в 1907 году говорил, что Русская Церковь шатается. Но в конце ХХ века народу России старались внушить, что за каких-то 10 лет уж чуть ли не все в России стали верующими. Может ли такое быть? Вообще-то социологи утверждают, что такое вполне может быть, потому что люди так устроены, что они начинают “верить” в Бога, как только им становиться худо и как только падает уровень образования и культуры. Но почему-то даже в такие времена духовного упадка россияне все же не бегут в храмы – разве что на большие праздники!
Почему? Почему статистика свидетельствует, что даже в столице России лишь 1% верующих посещает ее великолепные храмы?
Именно образованные люди продолжают уходить от Церкви в поисках ответов на жгучие вопросы жизни и смерти. Они идут к передовой материалистической науке и к древним восточным философско-религиозным системам Востока, в том числе ищут подходы к “Тайной Доктрине” Елены Блаватской и к Учению Рамакришны, к Агни Йоге и к Учению Храма. Миллионы западных людей интересуются Учением Кришны и супраментальной йогой Ауробиндо, Учением Дао, суфизмом, зороастризмом и др. Даже самые непримиримые враги восточных учений признают этот факт. Искатели истины интуитивно чувствуют единый исток мировых религий, ищут и находят доказательства их синтеза. И это замечательный знак начала Нового Мира.
Но в ... Итоговом заявлении участников Международного Христианского семинара, состоявшегося в Москве в мае 1994 года, подымается грозный перст церковных иерархов, указующих на ересь:
"Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или “культурологическая” группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или “эзотерическим” культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не “всепримиряющее учение”, а очередная секта”.
Как некий противовес к приведенным словам приведем без комментариев следующую информацию из Нью-Йорка, которую передало РИА “Новости” 29 августа 2000 года:
Форум, какого не знала история
Вчера в Нью-Йорке открылся Международный форум религиозных лидеров. В нем принимает участие представительная делегация Московской патриархии. Возглавляет делегацию митро-
полит Кишиневский Владимир...
В общей сложности на четырехдневный форум прибыло свыше 1 тыс. делегатов со всех континентов, которые представляют практически все вероисповедания и конфессии. Подобная встреча проходит впервые в истории...
Надо полагать, что подобная, поистине историческая встреча – не последняя. Скорее всего, мы, жившие в самом начале Нового Века, наблюдаем начало сближения религий, пусть пока еще робкое и настороженное. Но рано или поздно народы Земли все же обязательно придут к “всепримиряющему учению” – к осознанию единства истока все вероучений. Сама жизнь, напряженная драматическими событиями, сопровождающими смену Эпох, поможет ускорить это сближение...
__________________
...Предание анафеме членов семьи российских деятелей Культуры, величайших просветителей ХХ века Рерихов и принесенного ими с Гималайских Вершин Огненного Учения Живой Этики аналогично сопротивлению средневековой Церкви книгопечатанию. История европейской культуры и просвещения сохранила страницы ярой ненависти средневековой Церкви – и Католической и Православной – к распространению знания через книги, называя его ересью и предназначая для книгопечатников те же пытки, виселицы и костры, что для еретиков-ученых, ведьм, колдунов и цыган.
Церковники, яростно восставая против книгопечатания, говорили монархам своих стран, что если книги будут распространяться, они появятся вкаждом доме, а потому, мол, потеряют свою... ценность! Сатанисты хорошо понимали, почему Будда сказал, что невежество – самое большое зло человечества и от него все беды. Отождествляя знание с ересью и включив книгопечатников в список слуг Сатаны, а значит, врагов Христа, Церковь, в который раз, засвидетельствовала свою ненависть к просвещению народа.
Как известно, до-революционная Русская Православная Церковь относилась с большим почтением к Николаю Рериху, предлагая ему расписывать православные храмы. Но отношение тоталитарной системы к этому имени общеизвестно. Если эта система могла за знакомство с величайшим полководцем России, победителем фашизма Жуковым на 10 лет упрятать в концлагерь даже народную любимицу, певицу Русланову, поднимавшую дух солдат на передовой во время Второй Мировой войны и исполнявшей русские народные песни на ступенях рейхстага в день Великой Победы, то на такие же сроки ссылались люди и за знакомство с Николаем Рерихом, за изучение Живой Этики. Этих людей в СССР, правда, была горстка, – в своей массе советские люди до ГорбачевскойПерестройки вообще даже не слышали о таком Учении, тем более об Огненном Опыте Елены Рерих...
...любая Церковь, тем более руководство, это, к счастью, только аппарат управления, администрация. Церковь – вовсе не религия и не извечная народная потребность в духовных поисках...
...Когда в V веке Библия была собрана, “алтарь уже обвенчался с троном” – т. е. Церковь уже служила политическим целям. Власть над народом была главной задачей. Отпущение грехов священством давало Церкви огромную власть над людьми, а впоследствии – и огромный доход, ведь за отпущение грехов Церковь взимала и взимает мзду: чем больше денег внесено грешником в церковную казну, тем больше грехов ему будет отпущено. За очень большие деньги можно получить прощение самого страшного греха!
Далее я прерываю цитирование книги Е. П. Блаватской “Разоблаченная Изида” (II т.) и адресую к ней всех, кто хотел бы узнать, где находятся корни легенд Ветхого Завета иудеев и символики Нового Завета христиан. В дополнение рекомендую прочесть также страницы из Гималайского дневника Н.К. Рериха (“Сокровище снегов”). Читатели узнают, что означают и откуда происходят те сокровенные знаки, эмблемы, ритуалы и т. д., которые мы находим в теоретической основе христианства (Евангелиях), и которые поздние христиане решили сделать собственным изобретением, отделив таким образом свою религию от несказанно более древнего ведического браманизма, египетских верований, халдейской магии и буддизма.
Вот почему современные христианские церковные иерархи так яростно нападают на все научно-религиозные труды, которые показывают Единый Исток всех мировых религий, уходящий в древнюю землю Арьяварты. Вот почему современный Аппарат Русской Православной Церкви так пугает своих христиан всеми восточно-религиозными учениями, называя Древнюю Мудрость Великих Учителей Шамбалы словами, недостойными духовных людей...
_______________
Выдержки взяты из книг семитомника Ларисы Дмитриевой "Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Сокровенного Учения Шамбалы", ознакомиться с которыми можно на сайте