"Как мужчина я спрашиваю себя, почему мужчины такие, какие есть"
проституция"Почему мужчины ходят в бордель?" - задался вопросом Сванте Тидхолм и снял фильм в кёльнском борделе "Паша". То, что там увидел феминист из Швеции, стало для него "шоком".
Создатель фильма, житель Стокгольма Сванте Тидхолм, на протяжении более трех лет проводил документальные съемки в самом большом борделе Европы. Это публичный дом, где женщины снимают комнаты. Цена: 150 евро. В день. При количестве 150 женщин доход составляет 675 тысяч в месяц и восемь миллионов в год. За напитки и уход съемщицы комнат платят дополнительно. Еще один источник дохода для владельца "Паши" Херманна Мюллера, который также содержит филиалы в Мюнхене, Линце и Зальцбурге, - производство фильмов "Порно-патиз", за которые каждый участник платит по сто евро. "Like a Pascha" показывает мир, созданный только для клиентов. Мы следуем за режиссером по 11-этажному зданию борделя, который ежедневно посещают 800 мужчин. Мы видим сцены из печальной жизни проституток, слышим отговорки клиентов и оправдания владельцев. Беседы режиссера с проституткой Соней относятся к одним из самых трогательных моментов фильма. Соня, которую в ее родной стране Румынии насиловали семь раз, считает бордели необходимыми. Потому что они защищают от изнасилования других женщин. По крайней мере, она хочет в это верить. 34-летний Тидхолм, отец двух дочерей, расспрашивает самоназванных "пашей", говорит с ними об их отношениях в реальной жизни, их мотивах приходить в бордель, об их чувствах. "Когда у тебя болят зубы, ты идешь к врачу. Когда ты хочешь секса, ты идешь сюда", - объясняет ему один молодой посетитель "Паши". "Like a Pascha" - не только документальный фильм о самом большом борделе Европы, но и встреча шведа с немецкими мужчинами, феминиста - с клиентами проституток. Фильм Тидхолма обсуждали в шведском парламенте. В Германии он не вышел - по крайней мере, до сих пор.
Сванте Тидхолм, как вы пришли к мысли снять документальный фильм в немецком борделе?
Во время футбольного чемпионата 2006 в Швеции шли большие дебаты: должны ли мы принимать участие в чемпионате, - потому что в Германии проституция легальна, были опасения, что шведские болельщики пойдут в бордель. Я хотел осмотреться на месте и поехал со съемочной группой в Кёльн. Как мужчина я спрашиваю себя, почему мужчины такие, какие есть. Этот вопрос я задаю себе каждый день. Потому я все время приезжал в "Пашу" - больше дюжины раз за три года.
Было трудно получить разрешение на съемки?
Как прекрасно сказал один работник: им нечего скрывать или терять, они видели в этом пиар. Думаю, им это даже нравилось. Мне было на самом деле интересно. Такому роду подтверждения своей значимости люди обычно не могут противостоять.
Какой была первая встреча с "Пашой"?
Это был шок. Проституция запрещена в Швеции. Ее не существует ни в жизни, ни в масс-медиа. И вот я был там: шведский феминист, в 11-этажном борделе, в окружении сотен проституток. Это давило. Для моей съемочной группы и для меня это было в начале тяжело.
Можете описать нам бордель?
Сразу за дверью-вертушкой на входе стоит денежный автомат. Нужно заплатить пять евро за вход в здание. К тому же, на входе стоят круглосуточно высокие, обычно лысые, охранники. Широкая лестница ведет на второй этаж. Это экспресс-этаж: 30 евро за оргазм. Все коридоры выглядят более-менее одинаково. Женщины проводят время на высоких табуретках перед своими комнатами. Пустая табуретка означает, что у женщины посетитель. Если табуретки нет - она спит или ушла, потому что большинство женщин живут в той же комнате. В воздухе тяжелый запах сигарет, духов, чистящих средств. И иногда презервативов и выделений тела. Через громкоговорители везде слышна легкая музыка. Свет приглушенный, в основном, красный. В "Паше" нет дневного света, все окна закрыты. Люди должны забыть про мир снаружи. Бордель - то место, где сталкиваются безграничная власть мужчин и беспомощность женщин.
Что вы поняли в "Паше"?
Сначала моим вопросом было: почему мужчины это делают? Что их на это толкает? Задавать себе этот вопрос значит также не верить в то, что мужчины плохи по природе, но сместить фокус на общество и культуру в нем. Для мужчин, очевидно, секс имеет большое значение. И, так как мы живем при патриархате, они не привыкли получать отказ в своих желаниях. Я не думаю, что мужчины биологически имеют большую тягу к сексу, чем женщины. По-моему, отношение к сексу гораздо больше зависит от эмоциональной составляющей человека. Мужчины используют секс в качестве наркотика. Они оглушают себя, хотят хорошо себя чувствовать, вместо того, чтобы показать свои настоящие чувства. Некоторые женщины рассказывали мне, что клиенты приходят к ним поговорить, иногда поплакать. Меня это очень удивило, поскольку разговоры за пределами комнаты вертелись только вокруг цен и услуг. Но за закрытой дверью речь шла не только о сексе, но и о внимании. Клиенты покупали время женщины. Она должна слушать их, улыбаться, быть нежной и заботливой. У меня почти создалось впечатление, что мужчины хотят купить любовь.
Когда вы брали интервью у менеджера "Паши" и спросили его, мог бы он себе представить продавать свое тело, он отреагировал обиженно.
Я думаю, без этой двойной морали мужчины не смогли бы закрывать глаза на то, как их поведение влияет на проституток. Это часть мужской гендерной роли: не допускать чувств, запрещать себе любой сочувствие - в этом большинство мужчин преуспели. Для менеджера "Паши" мысль оказаться в этой ситуации была невыносимой.
Клиенты в кадре, кажется, тоже не проявляли чувства стыда или сочувствия. Как вы думаете, возможно, немецкая правовая система, легализовав проституцию, дала добро такому поведению? В определенном смысле, дала мужчинам понять, что они имеют право купить женщину?
Да. Мне показалось, для этих мужчин не имеет большого значения визит в "Пашу". Проституция была в Германия легализована и "нормализована". И это приводит многих мужчин в бордель.
Означает ли это, что шведская модель, которая наказывает мужчин, напротив, пробуждает осознанное отношение к покупке женщины и укрепляет эмпатию к проститутке?
Да, я уверен в этом. Закон дает понять, что правильно, а что нет. В Швеции, особенно в политических кругах, приходят к мнению, что закон был правильным.
В своем фильме вы много разговариваете с проституткой Соней, мечтающей уйти из проституции и обзавестись семьей. Вы знаете, что с ней стало?
Мы поддерживаем контакт. Она уехала в Испанию, чтобы выучиться на помощницу стоматолога. Но она по-прежнему занимается проституцией, чтобы финансировать учебу.
Сейчас я много езжу с "Like a Pascha" по Швеции, читаю лекции и веду дебаты на тему "мужчины и секс". Фильм - прекрасный повод для дискуссии.